«Подстава» 🎬
Классическая спортивная драма 1949 года, как и многие фильмы той эпохи, её эстетика несёт довольно сильный налёт нуара. Режиссёр – Роберт Уайз, и эта картина стала первой «премированной» его работой. Позже он снимет «День, когда остановилась Земля», «Вестсайдскую историю» и «Звуки музыки».
Главный герой Билл Томпсон – старый (по меркам своей профессии) боксёр. Ему 35 лет, его амбиции не были реализованы, крупных успехов он так и не добился, хоть и действительно любит своё дело.
Ему предстоит новый бой – с продвигаемым местным криминальным авторитетом боксёром «Тигром» Нельсоном, молодым, здоровым и сильным.
Билл чувствует, что силы его уходят, и что, возможно, если он проиграет – это будет последний бой в его карьере. Но у криминального авторитета много денег, и он готов пойти на подкуп ради своего протеже.
Студия RKO, которая сняла картину, специализировалась на фильмах «категории B», малобюджетных фильмах с малоизвестными актёрами. Такой является и «Подстава» – Роберт Райан (сам в прошлом боксёр) и Одри Тоттер (исполнительница роли жены Билла) на тот момент в крупных картинах практически не снимались, а Тоттер этот фильм и вовсе стал самым известным в карьере (вместе с нуаром «Леди в озере»). Но, несмотря на нетитулованность актёров, играют они так, что им веришь. Веришь в то, что Билл действительно старый (и это в свои 35!), измученный жизнью и частыми поражениями боксёр, веришь в то, что его жена – так же отчаявшаяся и уставшая от всего женщина, которая, даже не смотря на то, что не хочет идти смотреть на бой своего мужа, всё равно любит его.
Кстати, то, как судьба распорядилась с актрёской карьерой Одри Тоттер, совершенно несправедливо, потому что сцены с ней, в особенности её молчаливая прогулка по ночному городу (и это за 9 лет до похожей культовой сцены с Жанной Моро в «Лифте на эшафот») – одни из лучших частей фильма.
Видимо, та самая сцена с прогулкой и стала одной из причин, по которой на Каннском фестивале фильм удостоился награды за операторскую работу.
Кажущаяся привычной и знакомой схема «боксёру за деньги предлагают лечь во втором раунде» в те годы была в новинку, и этот фильм оказал большое влияние на последующие боксёрские драмы. К примеру, Мартин Скорсезе высоко ценил картину и в какой-то степени оглядывался на неё при съемках «Бешеного быка».
Лента получилась жёсткой (кажется, даже нарушающей цензурный кодекс Хейса), бодрой и красивой. И короткой (72 минуты), что поможет тем, кто не привык к чёрно-белым фильмам, не заскучать.
#классика #спортивная #драма #американское
автор текста: @theonic
Классическая спортивная драма 1949 года, как и многие фильмы той эпохи, её эстетика несёт довольно сильный налёт нуара. Режиссёр – Роберт Уайз, и эта картина стала первой «премированной» его работой. Позже он снимет «День, когда остановилась Земля», «Вестсайдскую историю» и «Звуки музыки».
Главный герой Билл Томпсон – старый (по меркам своей профессии) боксёр. Ему 35 лет, его амбиции не были реализованы, крупных успехов он так и не добился, хоть и действительно любит своё дело.
Ему предстоит новый бой – с продвигаемым местным криминальным авторитетом боксёром «Тигром» Нельсоном, молодым, здоровым и сильным.
Билл чувствует, что силы его уходят, и что, возможно, если он проиграет – это будет последний бой в его карьере. Но у криминального авторитета много денег, и он готов пойти на подкуп ради своего протеже.
Студия RKO, которая сняла картину, специализировалась на фильмах «категории B», малобюджетных фильмах с малоизвестными актёрами. Такой является и «Подстава» – Роберт Райан (сам в прошлом боксёр) и Одри Тоттер (исполнительница роли жены Билла) на тот момент в крупных картинах практически не снимались, а Тоттер этот фильм и вовсе стал самым известным в карьере (вместе с нуаром «Леди в озере»). Но, несмотря на нетитулованность актёров, играют они так, что им веришь. Веришь в то, что Билл действительно старый (и это в свои 35!), измученный жизнью и частыми поражениями боксёр, веришь в то, что его жена – так же отчаявшаяся и уставшая от всего женщина, которая, даже не смотря на то, что не хочет идти смотреть на бой своего мужа, всё равно любит его.
Кстати, то, как судьба распорядилась с актрёской карьерой Одри Тоттер, совершенно несправедливо, потому что сцены с ней, в особенности её молчаливая прогулка по ночному городу (и это за 9 лет до похожей культовой сцены с Жанной Моро в «Лифте на эшафот») – одни из лучших частей фильма.
Видимо, та самая сцена с прогулкой и стала одной из причин, по которой на Каннском фестивале фильм удостоился награды за операторскую работу.
Кажущаяся привычной и знакомой схема «боксёру за деньги предлагают лечь во втором раунде» в те годы была в новинку, и этот фильм оказал большое влияние на последующие боксёрские драмы. К примеру, Мартин Скорсезе высоко ценил картину и в какой-то степени оглядывался на неё при съемках «Бешеного быка».
Лента получилась жёсткой (кажется, даже нарушающей цензурный кодекс Хейса), бодрой и красивой. И короткой (72 минуты), что поможет тем, кто не привык к чёрно-белым фильмам, не заскучать.
#классика #спортивная #драма #американское
автор текста: @theonic