Расщеплённое сознание постимперских народов: почему армяне и украинцы часто «за кого-то», но не за себя
Я заметила одну важную закономерность, которая, как мне кажется, объясняет многое в социально-политическом устройстве как Армении, так и Украины. Намеренно не разделяю, потому что страны в этом вопросе практически идентичны.
Обе страны имеют за плечами столетия пребывания в составе Российской империи и СССР. И это оставило глубокий след в менталитете. Это отсутствие коллективного внутреннего «плеча», дефицит национальной идентификации, направленной исключительно на собственную нацию, и внутренняя раздвоенность в вопросах самоопределения и ценностных ориентаций.
Расщеплённая идентичность — наследие империи, которая не просто управляла территориями — она системно внедряла идеологию, которая ставила лояльность к центру выше чувства принадлежности к собственной нации. В результате у поколений армян и украинцев развилось расщеплённое восприятие себя и мира, где быть «за кого-то» стало привычнее, чем быть «за себя».
В Армении спор о будущем страны редко ведётся с позиции «что нужно нам самим». Вместо этого часть общества ориентируется на Москву, видя в ней «традиционного союзника», другая — на Запад, надеясь на «европейские гарантии». Тот же конфликт проявляется в обсуждении мирного договора с Азербайджаном: его трактуют как «навязанный извне», а не как вопрос армянских интересов.
В Украине длительное время сосуществовали проимперские и прозападные ориентации. До 2014 года многие воспринимали Россию как «братскую» страну, а ЕС — как экономическую мечту. Майдан стал переломом — начался болезненный, но важный процесс формирования гражданской нации. Однако даже сегодня споры вокруг языка, статуса УПА или оценки советского периода активно используются внешними силами для раскачивания общества.
И в Армении, и в Украине любое политическое или культурное явление воспринимается не как внутренний процесс, а как элемент глобального противостояния. «Это делают по приказу США» или «это внедряет Кремль» — распространённые клише, которые подменяют собственную субъектность внешними нарративами. Так продолжается действие той самой расщепляющей пропаганды, которую веками применяли империи для удержания контроля над покорёнными народами.
Что же делать? Привожу общие рекомендации. По поводу данных вопросов нужно сделать выбор на уровне нации.
✅ Перепрошивка исторического сознания. Мы должны пересматривать и заново собирать свою историю — не как приложение к российскому или советскому нарративу, а как самостоятельную линию. Поддерживать локальные исследования, кино, литературу, искусство, которые показывают наш взгляд на самих себя. В Армении — это, например, возвращение к дорусской истории и наследию интеллектуалов, в Украине — осмысление козацкой традиции и политической мысли времён УНР.
✅ Ценности как основа идентичности. Национальная идентичность не должна строиться на «против кого мы», а на «за что мы». Это могут быть свобода, достоинство, справедливость, технологическое развитие — любые позитивные цели, объединяющие людей.
✅ Внутренняя солидарность. Нужно культивировать чувство «плеча» — понимание, что у нас общее будущее, и что враг не внутри, а в той системе, которая хочет нас снова разъединить. И если мы спорим — то не как враги, а как члены одной семьи. Особенно это важно в периоды кризисов: не делить друг друга на «прозападных» и «пророссийских», а спрашивать — что служит нашему национальному благу и на этой основе сепарировать государственных служащих.
✅ Политическая субъектность. Пора перестать быть объектом чужих игр. Ни Запад, ни Восток не построят страну за нас. Только внутреннее укрепление государственности, развитие институтов и образование могут сделать нас субъектами, а не марионетками.
Расщепляющая пропаганда — это фундаментальный инструмент контроля, который продолжает действовать, пока мы внутренне остаёмся постимперскими обществами. Но у нас есть выбор: выйти из чужих сценариев и стать нацией с целостным сознанием. Первый шаг — это начать говорить от себя и для себя. Без посредников.