На фоне приковавшей внимание всего мира встречи Байдена и Путина в Женеве прошедший накануне в Брюсселе саммит президента США и двух высших руководителей Евросоюза не вызвал особого ажиотажа. Да и часть обсуждавшихся вопросов – борьба с ковидом и изменениями климата, восстановление экономики после пандемии, возрождение полнокровных трансатлантических связей – уже подробно проговаривались на предшествовавших саммитах G7 и НАТО и не принесли ничего нового. Саммит был проникнут необычайно теплой риторикой с обеих сторон. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и председатель Евросовета Шарль Мишель произнесли много крайне любезных слов в адрес «дорогого Джо». Байден в долгу не остался. Он в очередной раз повторил, что «Америка вернулась» и подчеркнул: «Иметь прекрасные отношения с НАТО и с ЕС всецело отвечает интересам Америки». «Мои взгляды сильно отличаются от взглядов предшественника», – добавил Байден.
Что касается геополитической повестки, то Байдену, конечно, важно было заручиться поддержкой руководства ЕС перед встречей с «достойным противником» Путиным. Но поскольку отношения с Москвой явно будут сильно заботить Европу и после встречи двух президентов в Женеве, стороны на саммите договорились запустить между ЕС и США диалог высокого уровня по России, хотя детали этой инициативы пока не ясны. Также решено более активно согласовывать между собой санкции в отношении России. Другой мощный раздражитель для США и ЕС – рост глобального экономического влияния Китая. Байден хотел бы, чтобы ЕС более решительно проводил солидарную с США линию противодействия в отношении агрессивной торговой политики Китая.
Но для этого Вашингтону необходимо значительно сгладить резко обострившиеся при президенте Трампе торговые противоречия с ЕС. Ведь США и ЕС – крупнейшие торговые партнеры. Их взаимный товарооборот в прошлом году несмотря на пандемию составил $933 млрд. Важный шаг в этом направлении на саммите был сделан. Стороны достигли соглашения о прекращении конфликта по поводу госсубсидий двум авиастроительным гигантам – Airbus и Boeing. Конфликт возник еще в 2004 году и привел к взаимному введению пошлин. В 2019-2020 гг. ВТО признала обе стороны виновными и разрешила им наложить друг на друга штрафные пошлины в общем объеме $11,5 млрд. Пострадали компании многих отраслей, включая европейских виноделов и американских производителей виски и табака.
Вчера на саммите в Брюсселе было решено на пять лет заморозить взимание штрафных пошлин, а это время использовать для выработки путей урегулирования спора в рамках специальной рабочей группы. Но понятно, что это не мир, а лишь перемирие. Если через пять лет согласия по госсубсидиям достичь не удастся, штрафные пошлины вернутся.
Еще менее лидеры ЕС и Байден продвинулись в вопросе об отмене заградительных пошлин на европейскую сталь и алюминий, которые Трамп ввел в 2018 году, обойдя ВТО ссылкой на интересы национальной безопасности. Несмотря на очевидное стремление к отходу от крайностей Трампа, Байден не хочет портить отношения с американскими металлургами и затягивает вопрос. Наконец, остается большой комплекс противоречий вокруг деятельности и налогообложения в Европе американских IT-гигантов. Так что общая атмосфера отношений, конечно, значительно улучшилась, но они в любом случае не будут безоблачными. Риторика риторикой, но экономических интересов никто не отменял.
Александр Ивахник
Что касается геополитической повестки, то Байдену, конечно, важно было заручиться поддержкой руководства ЕС перед встречей с «достойным противником» Путиным. Но поскольку отношения с Москвой явно будут сильно заботить Европу и после встречи двух президентов в Женеве, стороны на саммите договорились запустить между ЕС и США диалог высокого уровня по России, хотя детали этой инициативы пока не ясны. Также решено более активно согласовывать между собой санкции в отношении России. Другой мощный раздражитель для США и ЕС – рост глобального экономического влияния Китая. Байден хотел бы, чтобы ЕС более решительно проводил солидарную с США линию противодействия в отношении агрессивной торговой политики Китая.
Но для этого Вашингтону необходимо значительно сгладить резко обострившиеся при президенте Трампе торговые противоречия с ЕС. Ведь США и ЕС – крупнейшие торговые партнеры. Их взаимный товарооборот в прошлом году несмотря на пандемию составил $933 млрд. Важный шаг в этом направлении на саммите был сделан. Стороны достигли соглашения о прекращении конфликта по поводу госсубсидий двум авиастроительным гигантам – Airbus и Boeing. Конфликт возник еще в 2004 году и привел к взаимному введению пошлин. В 2019-2020 гг. ВТО признала обе стороны виновными и разрешила им наложить друг на друга штрафные пошлины в общем объеме $11,5 млрд. Пострадали компании многих отраслей, включая европейских виноделов и американских производителей виски и табака.
Вчера на саммите в Брюсселе было решено на пять лет заморозить взимание штрафных пошлин, а это время использовать для выработки путей урегулирования спора в рамках специальной рабочей группы. Но понятно, что это не мир, а лишь перемирие. Если через пять лет согласия по госсубсидиям достичь не удастся, штрафные пошлины вернутся.
Еще менее лидеры ЕС и Байден продвинулись в вопросе об отмене заградительных пошлин на европейскую сталь и алюминий, которые Трамп ввел в 2018 году, обойдя ВТО ссылкой на интересы национальной безопасности. Несмотря на очевидное стремление к отходу от крайностей Трампа, Байден не хочет портить отношения с американскими металлургами и затягивает вопрос. Наконец, остается большой комплекс противоречий вокруг деятельности и налогообложения в Европе американских IT-гигантов. Так что общая атмосфера отношений, конечно, значительно улучшилась, но они в любом случае не будут безоблачными. Риторика риторикой, но экономических интересов никто не отменял.
Александр Ивахник