Coala


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Новости и СМИ


О чем этот канал? Про coal – один из ключевых ископаемых ресурсов нашей страны. Все новости угольной отрасли: добыча, перевалка, экология и немного протестов.
Для рассылок coala.russia@yandex.ru
ИД НОМ idnom.ru
По вопросам сотрудничества - @id_nom


Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Новости и СМИ
Статистика
Фильтр публикаций


Важная инфографика о том, как Китай замещал импорт энергетического угля.

Еще в прошлом году на долю России приходилось меньше половины от общих объемов, а в этом – почти две трети. Больше всего от замещения импорта пострадала Индонезия, а в относительных числах выиграла Монголия.


Немецкая компания RWE уже в октябре запустит три станции, которые будут работать на буром угле. Они должны были стать резервом на случай проблем с поставками газа. В итоге резервы придется расчехлять.


Пояснения, которые только всех запутали.

Уже прошло больше недели с того, как Еврокомиссия выпустила абсолютно непонятные пояснения по поводу эмбарго на российский уголь. Напомним, они подразумевают, что для борьбы с голодом и энергокризисом России разрешат продавать уголь третьим странам, а также наименее развитым и нуждающимся государствам. Со страховками и прочими радостями. При этом просто поставка российского угля третьим странам как бы запрещена. Эти два противоречивых предложения спокойно уживаются в одном документе.

Страны ЕС не подходят под критерии, так как они не третьи страны. Перепродажа угля через третьих лиц в Европу тоже запрещена, так как эмбарго распространяется "по праву крови" (по крайней мере, по-хорошему). Следовательно, логичным выглядит разрешение европейским компаниям на транспорт угля сразу в третьи (например, в Турцию), а также бедные страны. Никаких комментариев на этот счет от ЕК все еще не было.

Тем не менее на этой неделе котировки энергетического угля в Европе просели с $350 до $290 за тонну. В первую очередь, это обусловлено большими объемами запасов на складах потребителей и снижением цен на газ, а также пояснениями, которые формально уже должны были бы вступить в силу.

Польша и Прибалтика почти сразу потребовали пересмотреть политику ЕК. Также не стоит забывать, что пояснения вышли под стать за пару дней до референдумов, мобилизации в России и угроз новых санкций.


Тем временем акции российских угольщиков продолжают лететь вниз.

То ли из-за политических новостей, то ли из-за отраслевых, бумаги "Распадской" и "Мечел" откатились к показателям лета прошлого года.


⚡️Правительство Великобритании внесло в санкционный список Искандера Махмудова.


Угольщики опять проиграли.

Опять плохие новости для индустрии. Случилось то, что и должно было случиться: государство пришло за углем. Вводится экспортная пошлина на уголь, которая сможет принести дефицитному бюджету около 100 млрд руб.

Кроме того, забываются все мольбы угольщиков о снижении НДПИ. С января по март вводится нет ничего более постоянного, чем временное увеличение НДПИ для антрацита, коксующегося и энергетического угля.

Стоимость добычи растет, в логистике царит неопределенность, рентабельность экспорта по многим направлениям находится под вопросом. А цены на уголь, к слову, в следующем году могут упасть на 30%-100% до уровня российских дисконтов.

Интересно, что сейчас думают угольные короли, восхищавшиеся конъюнктурой в марте.


Польше хватит угля на зиму. Или нет.

Довольно противоречивые сообщения приходят из Польши последние месяцы. Главы правящих партий говорят, что и с газом никаких проблем нет, и с углем уже все успели разобраться. Мол, шахты добычу нарастили, а российский импорт заменили на колумбийский, танзанийский и американский.

Тем временем оппозиционные партии говорят, что 71% поляков верят, что страна к энергокризису не готова. И вообще, новогодние гуляния будут отменять, чтобы сэкономить электричество. Правда, в итоге оказывается, что соцопрос к науке никакого отношения не имеет, а экономия затронет лишь небольшое число и так бедных городков.

Не перестанем повторять, что прогнозы – дело неблагодарное. И в большинстве случаев очень политически окрашенное.


Найден секретный бенефициар черного топлива.

Представьте себя на месте угольщиков Африки. Мало кто догадывается, в какой именно стране вы находитесь. Еще меньше знают, что вы добываете уголь. Каждый год вы экспортируете под 300 тыс. тонн угля еще более бедным соседям-африканцам, получая в среднем маржу в $15 с тонны угля.

И тут сначала случается 2021, а потом – 2022. Неожиданно для всех цена вашего угля выросла в три раза, а маржа – в 15,5 раз.

Именно в таком положении оказалась Танзания, страна на юго-востоке Африки над Мозамбиком. С апреля африканские угольщики стали получать заказы со всей Европы. По итогу экспорт страны в 2022 взлетит в два с лишним раза. И это только в этом году.

Логистические издержки, конечно, тоже вырастут – инфраструктура не готова для таких объемов. Но даже с ними такой подарок судьбы прокормит пару поколений всех крупных угольщиков страны.


Кто старое помянет, тому глаз вон.

Давно известно, что к китайским обещаниям нужно всегда относиться с осторожностью. В прошлом году господин Си пообещал больше не вкладываться в зарубежные угольные станции.

Прошел год с того заявления. И оказалось, что Китай за это время умудрился завершить аж 14 проектов, а еще 27 ждут окончания стройки уже в ближайшие годы.

Правды ради, в 2021 Си Цзиньпин действительно не говорил, что станет с недостроенными угольными ТЭС. По оценкам, около 26 проектов было отменено. Но кто знает, как подует китайский инвестиционный ветер в 2022-2023, учитывая опасения ЕС за страны Третьего мира.


Забавные кадровые изменения в "Колмаре".

Брат Сергея Цивилева, Валерий Цивилев, занял должность генерального директора якутской компании. Напомним, в далеком 2014 году текущий губернатор Кузбасса лично создавал "Колмар" и также был генеральным директором вплоть до 2018 года.

Валерий Цивилев с 2015 был членом совета директоров ООО "УК "Колмар". А председателем совета директоров АО "Колмар Груп" все еще является жена губернатора Кемеровской области Анна Цивилева.

В 2020 Сергей Цивилев опровергал любые актуальные деловые связи с "Колмаром".


Репост из: ПУЛЕМЁТ ДЕГТЯРЁВА Z
Строительство самого масштабного частного логистического проекта 21 века - Тихоокеанской железной дороги и нового порта Эльга мощностью 30млн тонн в год- идет полным ходом на Севере Хабаровского края.

Запуск проекта даст в бюджет региона 2.5 миллиардов налогов в год и создаст 3500 новых рабочих мест.


Министр углепрома Кузбасса Олег Токарев сделал ряд очень странных заявлений о перспективах отрасли:

• С начала года было добыто 143,5 млн тонн, и это "всего лишь" (!) на 9,2% ниже, чем годом ранее. Благодаря стараниям Цивилева из Кузбасса должны вывезти 48,5 млн тонн, но этого региону недостаточно. До конца года планируется добыть 215 млн тонн – сокращение на 11,6% к уровню 2021.

• Инвестиции компаний не снижались, несмотря на кризис 2019-2020 годов. В этом году угольщики планируют вложить 110 млрд руб. Напомним, в начале месяца Сергей Цивилев сообщал, что компании решили временно отказаться от реализации крупных инвестпроектов, не находящихся на стадии завершения.

• Официально приостановило свою деятельность только одно предприятие – шахта "Сибирская". Это противоречит заявлению правительства Кузбасса. По их данным, добычу приостановили еще четыре угольных компании.

Экологическая ответственность находится на первом уровне.

• Перспективы у кузбасского угля высокие. Например, сейчас появляется все больше электроавтомобилей, а в будущем уголь будет незаменимым источником электроэнергии для российской энергетики. Напомним, по прогнозам Минэнерго, к 2050 доля угольной генерации сократится с 13% до 4,5%, а электромобилями в России пока не пахнет. Ни импортными, ни импортозамещенными.


Репост из: Грузопоток
В Минэнерго рассчитали потребность в новых балкерах для экспорта угля до 2030 года:

• 79 судов класса Panamax (дедвейт - порядка 65 тыс. тонн)

• 13 судов класса Capesize (от 150 тыс. тонн)

На программу по развитию такого флота предлагается потратить 180-200 млрд рублей.


Углепрому нужны триллионы.

В Ведомостях вышел интересный материал о перспективах развития отрасли до 2030 года. В нем Минэнерго оценило инвестиции до 2030, чтобы избежать резкого спада производства. Для перенаправления экспорта и стимулирования внутреннего спроса необходимы вложения на 1,2 трлн руб. Из них около 200 млрд – из федерального бюджета.

Негативный сценарий предполагает падение добычи в 2030 на 12,5% (55 млн тонн), а экспорта – на 30% (64 млн). Более мягкий сценарий с высокими инвестициями предполагает падение добычи лишь на 3% (на 13 млн) и экспорта – на 1,8% (на 4 млн).

Сам документ по поддержке углепрома был подготовлен еще в июле. Остается ждать подробностей его применения в жизнь.

Более того, появились конкретные данные по текущим проблемам в Хакасии. Прямо сейчас почти 300 человек находятся в простое, но увольнять их пока не хотят.

Из интересного. Один из экспертов сказал, что максимальный дисконт на российский уголь составлял 73%. Получается забавная вилка скидок: от 30% до 73%.


К актуальному. Архивные фото женщин-шахтеров во времена Великой Отечественной войны.


Аналитики прогнозируют падение поставок в Индию в сентябре.

Консалтинговая компания Coalmint сообщает, что в этом месяце экспорт российского угля упадет на 30%. Основных причин сразу несколько:

• Проблема с судами. Или их приходится долго ждать, или проблема с заторами в районе датских проливов. Российский уголь идет в Индию не только из восточных портов, но и через полмира из западных, в том числе из Усть-Луги.

• Проблема со страховками. Неожиданное разъяснение от Еврокомиссии создало много проблем для угольщиков. Сейчас они работают с ЦБ над созданием страхового аналога или же над присоединением к странам БРИКС. Но в итоге может оказаться, что все это и не было нужно.

Важно, что эти проблемы могут ограничить экспорт не только в сентябре, но и до конца года в целом. В среднесроке все, конечно, будет лучше. Но до него еще очень далеко.


Добыча в Ростовской области обрушилась.

На Дальнем Востоке добыча угля просела минимально. В Кузбассе – довольно серьезно. Но антирекорд пока что за Ростовской областью. С начала года добыча донского угля сократилась на 19%.

Более того, по итогам 2022 добыча упадет еще на 1,5% до 5,8 млн тонн. Основной причиной этого замгубернатора Игорь Сорокин почему-то назвал нарушения в работе. Про западные санкции – ни слова.

Довольно любопытно, пересмотрят ли угольщики стратегию развития на ближайшие десятилетия. На следующей неделе у них появятся новые коллеги, с которыми, вероятно, придется много чем делиться.


Российский уголь ставит рекорды в Китае.

Экспорт топлива из России в Китай в августе достиг максимума за пять лет – 8,54 млн тонн. По данным ГТУ КНР, по сравнению с июлем поставки выросли на 15%, а в годовом выражении рост составляет 57%.

В денежном исчислении закупки выросли до $1,4 млрд. Это в два раза превышает аналогичный показатель прошлого года.

Напомним, собственная добыча угля у Китая составляет примерно 4 млрд тонн в год.


Новость дня: Еврокомиссия может ослабить санкции против российского угля.

По данным Bloomberg, в Европе задумываются о частичном ослаблении ограничений на российский уголь. Весь сыр-бор из-за появившегося FAQ по применению антироссийских санкций. Читаем официальный документ:

Покупать и провозить российский уголь запрещено, даже если он для страны-третьего лица. Запрет распространяется на товары "по праву крови". Явная отсылка на последние новости, как транспортные компании возили российский уголь в Турцию после 10 августа. Основная цель санкций – ослабить экономику России, лишить ее ключевых рынков и т.д.

А вот уже дальше в документе написано: "При этом ЕС стремится не допустить продовольственных и энергетических кризисов в странах третьего мира. В свете этого обязательства, перевозка странам третьего мира определенных товаров должна быть разрешена. Это относится к перевозке угля, а также финансированию или финансовой помощи, связанных с перевозкой, осуществляемой операторами ЕС или через территорию ЕС".

Чисто теоретически, эти поправки могут разрешить России экспортировать уголь в 46 наименее развитых стран Африки и Азии через ЕС. Без дисконтов, западными судами, со страховками и прочими доапрельскими "привилегиями". А может быть и нет. Учитывая скорость развивающихся событий отметим, что документ появился 19 сентября – за два дня до очередной политической неопределенности, которая может повлиять на характер западных санкций.

Поляки и балтийцы уже раскритиковали документ, а Еврокомиссия пока молчит.


Российскому углю и Третья мировая не помеха.

Эксперты ИПЕМ представили очень позитивный прогноз по ценам на уголь в АТР до 2035 года. Согласно подсчетам, экспортные цены на российский уголь будут покрывать затраты добывающих компаний даже при самом остром варианте развития событий.

Всего есть три сценария. Первый – самый реалистичный. Китай, Япония и Корея продолжают расти умеренно, а Индия, Вьетнам и Таиланд показывают высокие темпы роста. Китай продолжает замещать австралийские поставки, а Индонезия прекращает экспорт в АТР.

Второй сценарий – примерно то же самое, только все страны растут гораздо активнее. А международные банки наращивают инвестиции в мировой углепром. Третий сценарий – кризисный. В 2027 Китай начинает декапитализацию Тайваня, из-за чего спрос на уголь в регионе резко упадет.

Основной вывод исследования: при всех этих сценариях цена на уголь все равно покрывает возможные издержки российских угольщиков.

В редакции прогноз вызвал определенные вопросы: как аналитики видят ситуацию с дисконтами, как именно оценивалась ситуация вокруг Восточного полигона и почему же война начнется именно в 2027. Но на то они и прогнозы, что они всегда примерны, могут меняться и никого ни к чему не обязывают.

Показано 20 последних публикаций.