Как и обещали (https://t.me/Dumai/934) поговорим о насилии. Физическом насилии, понимание природы и форм выражения которого помогает разобраться во многих сферах, где насилие играет серьезную роль – концентрационных лагерях, во время войны, в школьных и субкультурных сообществах и так далее. Насилие в человеческой истории всегда было главным инструментом, с помощью которого человека переводили в иное состояние, оно оформляло окончательный разрыв между двумя мирами человека.
Физическое насилие было главным средством актуализации для человека его собственного тела. В результате насилия личность человека стирается, нивелируется и больше не может быть предметом рефлексии. В этих условиях единственным концептом человека, открытым для воздействия, остается его тело. Насилие применяется как невербальная форма общения внешнего мира с телом, средством подчинения тела, лишения человека собственности на свое тело и, наконец, превращения человека в тело, плоть, мясо, материю. Как писал Ницше «я - тело, только тело, и ничто больше; а душа есть только слово для чего-то в теле».
Физическое насилие заставляет человека постоянно чувствовать свое тело, то есть ощущать себя противоестественно, ибо человек чувствует себя хорошо, когда не чувствует своего тела. Томас Манн как-то точно заметил, что чем сильнее страдает человеческое тело, тем больше оно является физическим. Человек в процессе насилия вступает в конфликт с собственным телом, которое оказывается неспособно молчать, когда его, например, бьют. Боль говорит вместо слов. Физическая боль становится главным следствием насилия и выполняет важнейшую роль социального стигматизатора, определяя бытие, как существование в пределах боли, как сказал бы Хайдеггер, «бытие-в-боли».
Насилие и, как следствие, боль являются безупречным средством, заставляющим человека сосредоточиться только на себе, на своем теле. Особенность боли и ее отличие от других чувств состоит в том, что боль не направлена ни на один объект во внешнем мире, а только на того, кто ее испытывает. Остальные чувства указывают на то, что происходит за пределами человека. Боль – на то, что происходит в пределах человека. Телесных пределах, то есть боль актуализирует тело, приводит к его предельным ощущениям и заставляет полностью на них сосредоточиться. Чем сильнее боль, тем больше человек есть свое тело и только тело.
Перефразируя А.Арто, можно сказать, что насилие вытекает из стремления уменьшить неизвестное до известного. Насилием человек выворачивается наизнанку, приходит в состояние, когда не только ему, но и всем остальным вокруг становится видно в нем абсолютно все. С помощью насилия человек именно уменьшается, так как из него исчезает то, что составляет его сущность и создает индивидуальность – невысказанное и тайное и остается только социальная оболочка, наполненная инстинктами и рефлексами.
Таким образом, насилие и связанная с ним боль приводят к принципиально новому понятию тела и представлению о нем. Общепринятые представления о теле и понятия о нем, по замечанию Д.Кампера, связаны с христианским отношением к телу Христа, которое породило теологию отношения к телу и сделало мертвое тело (покойник, то есть «кто») притягательным, ввело его в границы человеческого бытия в виде гробниц в храмах, частиц мощей в иконах и реликвариях. А также медициной, которая обозначило мертвое тело, как труп («что») и сделала его предметом науки. Насилие же создает «биологическое тело», которое ощущается только как биология, как насильственная реализация животного состояния в человеке. Такое тело вызывает отвращение.
В заключение необходимо сказать, что есть странное убеждение, согласно которому считается, что то, что раскрывается в человеке вследствие насилия и есть настоящий человек. Откуда это известно? Давление меняет свойства даже металлов. Мы можем сказать, что результатом насилия может быть раскрытие в человеке новых сторон личности, но насколько эти стороны нормальны и естественны? Может ли противоестественное для человека считаться человеческим? На эти вопросы все могут постараться ответить сами.
Физическое насилие было главным средством актуализации для человека его собственного тела. В результате насилия личность человека стирается, нивелируется и больше не может быть предметом рефлексии. В этих условиях единственным концептом человека, открытым для воздействия, остается его тело. Насилие применяется как невербальная форма общения внешнего мира с телом, средством подчинения тела, лишения человека собственности на свое тело и, наконец, превращения человека в тело, плоть, мясо, материю. Как писал Ницше «я - тело, только тело, и ничто больше; а душа есть только слово для чего-то в теле».
Физическое насилие заставляет человека постоянно чувствовать свое тело, то есть ощущать себя противоестественно, ибо человек чувствует себя хорошо, когда не чувствует своего тела. Томас Манн как-то точно заметил, что чем сильнее страдает человеческое тело, тем больше оно является физическим. Человек в процессе насилия вступает в конфликт с собственным телом, которое оказывается неспособно молчать, когда его, например, бьют. Боль говорит вместо слов. Физическая боль становится главным следствием насилия и выполняет важнейшую роль социального стигматизатора, определяя бытие, как существование в пределах боли, как сказал бы Хайдеггер, «бытие-в-боли».
Насилие и, как следствие, боль являются безупречным средством, заставляющим человека сосредоточиться только на себе, на своем теле. Особенность боли и ее отличие от других чувств состоит в том, что боль не направлена ни на один объект во внешнем мире, а только на того, кто ее испытывает. Остальные чувства указывают на то, что происходит за пределами человека. Боль – на то, что происходит в пределах человека. Телесных пределах, то есть боль актуализирует тело, приводит к его предельным ощущениям и заставляет полностью на них сосредоточиться. Чем сильнее боль, тем больше человек есть свое тело и только тело.
Перефразируя А.Арто, можно сказать, что насилие вытекает из стремления уменьшить неизвестное до известного. Насилием человек выворачивается наизнанку, приходит в состояние, когда не только ему, но и всем остальным вокруг становится видно в нем абсолютно все. С помощью насилия человек именно уменьшается, так как из него исчезает то, что составляет его сущность и создает индивидуальность – невысказанное и тайное и остается только социальная оболочка, наполненная инстинктами и рефлексами.
Таким образом, насилие и связанная с ним боль приводят к принципиально новому понятию тела и представлению о нем. Общепринятые представления о теле и понятия о нем, по замечанию Д.Кампера, связаны с христианским отношением к телу Христа, которое породило теологию отношения к телу и сделало мертвое тело (покойник, то есть «кто») притягательным, ввело его в границы человеческого бытия в виде гробниц в храмах, частиц мощей в иконах и реликвариях. А также медициной, которая обозначило мертвое тело, как труп («что») и сделала его предметом науки. Насилие же создает «биологическое тело», которое ощущается только как биология, как насильственная реализация животного состояния в человеке. Такое тело вызывает отвращение.
В заключение необходимо сказать, что есть странное убеждение, согласно которому считается, что то, что раскрывается в человеке вследствие насилия и есть настоящий человек. Откуда это известно? Давление меняет свойства даже металлов. Мы можем сказать, что результатом насилия может быть раскрытие в человеке новых сторон личности, но насколько эти стороны нормальны и естественны? Может ли противоестественное для человека считаться человеческим? На эти вопросы все могут постараться ответить сами.