Каких не берут в космонавты: о незаметном, но поучительном фильме «Пришелец».
Не будем каяться, что это кино нам довелось посмотреть только сейчас. В прошлогоднем ноябрьском прокате его довелось посмотреть какому-то микроскопическому количеству зрителей (сборы 13 млн при заявленном бюджете 350 млн — это даже не провал, это жалкий всхлип). Легко было не заметить.
Но раз довелось посмотреть — откликнемся, а то зря, что ли.
***
Что за фильм?
Это «наш ответ Голливуду» — конкретно «Марсианину». Или, точнее, попытка попаразитировать на бренде качественного и успешного чуждого нам кино. Сравнивать два продукта дальше не будем — это неспортивно. Хотя наши тоже старались.
О чём это?
Не сильно отдалённое будущее, которое по антуражу вообще ничем не отличается от настоящего. Россия при посильном участии международных партнёров отправляет первую пилотируемую экспедицию на Марс. Случается форс-мажор, и на чужбине в полуразрушенном модуле остаётся командир корабля по фамилии Чапаев. Энергоресурса и провизии впритык, спасательная экспедиция не очень-то успевает. Чтобы собрать денег на спасение, магнаты от ТВ, бизнеса и политики устраивают попугайское телешоу по прямой связи с Марсом. Потом оказывается, что это не для спасения космонавта, а для хайпа, гешефта и махинаций. Заканчивается всё задумчиво-трагично-безысходно.
Сюжет придуман и сценарий написан не то чтобы совсем уж жопой, но при её деятельном участии. Для солидности там ещё философия есть: что-то типа «все мы являемся частью вселенной», — в общем, достаточно пошлая и беспомощная, можно не обращать на неё внимания.
***
Но любопытны там не сюжет и не «авторское высказывание». Любопытен там образ общества и государства, которые снарядили экспедицию на Марс.
В этом образе мы видим реалистичные и узнаваемые, хотя и художественно утрированные, черты окружающей нас современности. Здесь правят барыги, которые посредством шоу-клоунов рулят тупым стадом: чего стаду хотеть, где скакать, как голосовать, что покупать. Социально-политический уклад — цинизм и имитация деятельности. Экономический уклад — паразитирование. Разные кланы барыг периодически грызутся между собой за ништяки с этого паразитирования.
Можно даже заподозрить авторов в острой злободневной антиутопии — обличении никчёмного государства и никчёмного общества, жадно и бестолково дожирающих наследие былых эпох.
***
Но применительно к сюжету конкретного фильма в этой антиутопии есть и хорошее.
Никакой космонавт Чапаев на самом деле погибнуть не сможет.
Потому что государство с таким социально-экономическим строем попросту не способно отправить экспедицию на Марс. Оно не способно об этом даже пофантазировать — разве только сварганить развлекательные шоу-презентации а-ля Маск.
Не будем каяться, что это кино нам довелось посмотреть только сейчас. В прошлогоднем ноябрьском прокате его довелось посмотреть какому-то микроскопическому количеству зрителей (сборы 13 млн при заявленном бюджете 350 млн — это даже не провал, это жалкий всхлип). Легко было не заметить.
Но раз довелось посмотреть — откликнемся, а то зря, что ли.
***
Что за фильм?
Это «наш ответ Голливуду» — конкретно «Марсианину». Или, точнее, попытка попаразитировать на бренде качественного и успешного чуждого нам кино. Сравнивать два продукта дальше не будем — это неспортивно. Хотя наши тоже старались.
О чём это?
Не сильно отдалённое будущее, которое по антуражу вообще ничем не отличается от настоящего. Россия при посильном участии международных партнёров отправляет первую пилотируемую экспедицию на Марс. Случается форс-мажор, и на чужбине в полуразрушенном модуле остаётся командир корабля по фамилии Чапаев. Энергоресурса и провизии впритык, спасательная экспедиция не очень-то успевает. Чтобы собрать денег на спасение, магнаты от ТВ, бизнеса и политики устраивают попугайское телешоу по прямой связи с Марсом. Потом оказывается, что это не для спасения космонавта, а для хайпа, гешефта и махинаций. Заканчивается всё задумчиво-трагично-безысходно.
Сюжет придуман и сценарий написан не то чтобы совсем уж жопой, но при её деятельном участии. Для солидности там ещё философия есть: что-то типа «все мы являемся частью вселенной», — в общем, достаточно пошлая и беспомощная, можно не обращать на неё внимания.
***
Но любопытны там не сюжет и не «авторское высказывание». Любопытен там образ общества и государства, которые снарядили экспедицию на Марс.
В этом образе мы видим реалистичные и узнаваемые, хотя и художественно утрированные, черты окружающей нас современности. Здесь правят барыги, которые посредством шоу-клоунов рулят тупым стадом: чего стаду хотеть, где скакать, как голосовать, что покупать. Социально-политический уклад — цинизм и имитация деятельности. Экономический уклад — паразитирование. Разные кланы барыг периодически грызутся между собой за ништяки с этого паразитирования.
Можно даже заподозрить авторов в острой злободневной антиутопии — обличении никчёмного государства и никчёмного общества, жадно и бестолково дожирающих наследие былых эпох.
***
Но применительно к сюжету конкретного фильма в этой антиутопии есть и хорошее.
Никакой космонавт Чапаев на самом деле погибнуть не сможет.
Потому что государство с таким социально-экономическим строем попросту не способно отправить экспедицию на Марс. Оно не способно об этом даже пофантазировать — разве только сварганить развлекательные шоу-презентации а-ля Маск.