Репост из: Бла-бла-номика
Сибирь на Дальнем Востоке
Вчера на ВЭФ говорили о развитии Сибири как об одном из условий ускорения роста в стране.
Кстати, очень даже симптоматично, что эта тема была поднята именно на ВЭФ. Ну нельзя продолжать уже игнорировать тот факт, что Сибирь и Дальний Восток исключительно тесно взаимосвязаны. И не просто своим «соседским» географическим положением. Соответственно, и задачи развития регионов имеют много общего, начиная все с того же преодоления оттока населения. В конечном счете, можно сказать, подъем экономики регионов Дальнего Востока вряд ли можно рассматривать всерьез без аналогичного подъема в Сибири. Взять хотя бы транзитный потенциал России — его раскрытие требует модернизации железных и автодорог не только на Дальнем Востоке, но и в Сибири.
Однако на уровне стратегий, госпрограмм и даже обсуждения госчиновниками задач экономического развития Сибирь все чаще стали отделять от Дальнего Востока. Начало этому было положено в 2012 году, когда и было создано Минвостокразвития. В 2014-2015 годах появились новые дальневосточные механизмы развития (ТОР и СПВ), которые создали особые условия ведения бизнеса, существенно отличавшиеся от Сибири. В конце 2018 года Бурятия и Забайкальский край были переданы из Сибирского ФО в Дальневосточный ФО. Дальше дошли вообще до того, что и Сибирь перестали рассматривать как единое целое — в Стратегии пространственного развития РФ, утвержденной в начале этого года, Сибирский ФО, в отличие от Дальневосточного, не является единым макрорегионом. Вместо него указываются целых 3 макрорегиона, которые в географическом и экономическом смысле относятся к Сибири: Уральско-Сибирский, Южно-Сибирский и Ангаро-Енисейский. Надо понимать, что вряд ли это случайно — теперь официально можно рассматривать каждый макрорегион в отдельности, не утруждая себя управлением слишком сложной системой внутри- и межотраслевых связей.
Последний штрих к этому портрету был добавлен совсем недавно — это отмена Красноярского экономического форума, который был одной из ключевых площадок для обсуждения вопросов, связанных с развитием Сибири. Теперь действительно придется обсуждать ее развитие, находясь за пределами территории…
В ближайшие недели должны быть представлены результаты выполнения поручения Президента о разработке предложений по развитию Ангаро-Енисейского региона. Но как всегда, высока вероятность, что это будут «бумаготворческие» предложения — о разработке новых программ, проведении совещаний и прочее. Ведь это проще, чем создавать привлекательную среду для бизнеса и брать на себя ответственность по реализации конкретных проектов, правда? Но пока будем надеяться на лучшее, а то очень не хочется думать, что единственный вариант что-то улучшить в регионах Сибири — это передать их в другой федеральный округ.
Вчера на ВЭФ говорили о развитии Сибири как об одном из условий ускорения роста в стране.
Кстати, очень даже симптоматично, что эта тема была поднята именно на ВЭФ. Ну нельзя продолжать уже игнорировать тот факт, что Сибирь и Дальний Восток исключительно тесно взаимосвязаны. И не просто своим «соседским» географическим положением. Соответственно, и задачи развития регионов имеют много общего, начиная все с того же преодоления оттока населения. В конечном счете, можно сказать, подъем экономики регионов Дальнего Востока вряд ли можно рассматривать всерьез без аналогичного подъема в Сибири. Взять хотя бы транзитный потенциал России — его раскрытие требует модернизации железных и автодорог не только на Дальнем Востоке, но и в Сибири.
Однако на уровне стратегий, госпрограмм и даже обсуждения госчиновниками задач экономического развития Сибирь все чаще стали отделять от Дальнего Востока. Начало этому было положено в 2012 году, когда и было создано Минвостокразвития. В 2014-2015 годах появились новые дальневосточные механизмы развития (ТОР и СПВ), которые создали особые условия ведения бизнеса, существенно отличавшиеся от Сибири. В конце 2018 года Бурятия и Забайкальский край были переданы из Сибирского ФО в Дальневосточный ФО. Дальше дошли вообще до того, что и Сибирь перестали рассматривать как единое целое — в Стратегии пространственного развития РФ, утвержденной в начале этого года, Сибирский ФО, в отличие от Дальневосточного, не является единым макрорегионом. Вместо него указываются целых 3 макрорегиона, которые в географическом и экономическом смысле относятся к Сибири: Уральско-Сибирский, Южно-Сибирский и Ангаро-Енисейский. Надо понимать, что вряд ли это случайно — теперь официально можно рассматривать каждый макрорегион в отдельности, не утруждая себя управлением слишком сложной системой внутри- и межотраслевых связей.
Последний штрих к этому портрету был добавлен совсем недавно — это отмена Красноярского экономического форума, который был одной из ключевых площадок для обсуждения вопросов, связанных с развитием Сибири. Теперь действительно придется обсуждать ее развитие, находясь за пределами территории…
В ближайшие недели должны быть представлены результаты выполнения поручения Президента о разработке предложений по развитию Ангаро-Енисейского региона. Но как всегда, высока вероятность, что это будут «бумаготворческие» предложения — о разработке новых программ, проведении совещаний и прочее. Ведь это проще, чем создавать привлекательную среду для бизнеса и брать на себя ответственность по реализации конкретных проектов, правда? Но пока будем надеяться на лучшее, а то очень не хочется думать, что единственный вариант что-то улучшить в регионах Сибири — это передать их в другой федеральный округ.