Переводчик с бухгалтерского


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Экономика


Как извлекать пользу для бизнеса из бухгалтерии. Канал директора по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» Алексея Иванова для директоров и предпринимателей. Связь: @accwhisperqwestions_bot


Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Экономика
Статистика
Фильтр публикаций


Постоянные налоговые доходы и расходы

Сразу предупрежу, что сегодня пост крайне скучный и предназначенный исключительно для бухгалтеров. Читать финансовую отчетность можно без понимания рассматриваемой категории.

Продолжаю рассказывать о ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Оно написано с оглядкой на международный стандарт финансовой отчетности МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль». Но Минфин зачем-то «улучшил» исходник, добавив в него категорию «постоянные разницы». Из-за выделения этой категории методика определения налога на прибыль в российском бухучете с самого начала действия ПБУ 18/02 отличалась от международной. Причем отличалась повышенной (и совершенно не нужной) сложностью.

С 2020 года в ПБУ 18/02 добавили альтернативный вариант расчета налога — так называемый балансовый метод (Balance Sheet Method). Как он работает — напишу отдельно, но по сути это и есть подход IAS 12. При его применении постоянные разницы не оказывают влияния на финансовую отчетность. Но так как старый вариант расчета налога не убрали, мы продолжаем жить с атавизмом в виде постоянных разниц. А его наличие приводит к еще более уродливым конструкциям, от которых у бухгалтера дергается глаз: ПНР и ПНД.

Постоянный налоговый расход (ПНР) — сумма, на которую налог на прибыль к уплате в отчетном периоде больше, чем можно подумать, умножив бухгалтерскую прибыль на ставку налога. ПНР возникает, если в отчетном периоде доходы в бухгалтерском учете были меньше чем в налоговом или расходы были больше. В результате этого чего возникла постоянная разница и налогооблагаемая прибыль получилась больше бухгалтерской. Эта разница в будущем уже не повлияет на финансовую отчетность. ПНР — произведение такой разницы на ставку налога.

Пример.

В 2021 году ООО «Рога и копыта» схлопотало штраф за налоговые схематозы 500 тыс. руб. При этом доходы за год составили 800 тыс. руб., а расходов для простоты примера не было.
В бухгалтерском учете такой штраф — это
прочий расход, который уменьшит прибыль. Итого бухгалтерская прибыль — 300 тыс. руб. Если начислить налог, исходя из нее, он будет равен 60 тыс. руб. (300 тыс. руб. * 20%).
В налоговом учете такой штраф не признается расходом и не уменьшает прибыль. Итого налогооблагаемая прибыль — 800 тыс. руб. Соответственно, налог к уплате — 160 тыс. руб. (800 тыс. руб. * 20%).
Между бухгалтерским и налоговым учетами возникла постоянная разница 500 тыс. руб. (800 тыс. руб. - 300 тыс. руб.), из-за которой нужно признать ПНР 100 тыс. руб. (500 тыс. руб. * 20%). После его отражения налог на прибыль в бухгалтерском учете станет таким же, как в налоговом — 160 тыс. руб.

Постоянный налоговый доход (ПНД) — та же история, но с обратным знаком. Он признается, когда в отчетном периоде доходы в бухгалтерском учете были больше чем в налоговом или расходы были меньше. В результате этого возникла постоянная разница и налогооблагаемая прибыль получилась меньше бухгалтерской. С такими ситуациями составители ПБУ 18/02 натурально сели в лужу, посчитав, что Налоговый кодекс их не содержит. Поэтому первая редакция не содержала понятия ПНД. А хоть таких ситуаций и немного, но они есть: например, расходы на приобретение земельных участков.

Кстати до 2020 года ПНР и ПНД назывались по-другому: ПНО (постоянные налоговые обязательства) и ПНА (постоянные налоговые активы). Это добавляло шарму и без того неподражаемому ПБУ 18/02. Активы и обязательства должны отражаться в
бухгалтерском балансе, а не изменять сумму налога к уплате в отчете о финансовых результатах. Не прошло и 20 лет, как Минфин заметил оплошность и исправил. Ну как исправил — ПНД и ПНД все же никакие не доходы и расходы. А тот самый хвост, с которым изредка рождаются и современные люди.

#словарик

👍 доступно объяснил — продолжай в том же духе!
🙄 ничего не понимаю — проще будь!


Упрощенная система бухгалтерского учета: учетная политика малого предприятия

Заключительное видео с вебинара об упрощенной системе бухгалтерского учета. Рассказываю, как сформировать учетную политику при ее применении:

👉 ФСБУ (ПБУ), которые можно не применять
👉 Основные средства
👉 Нематериальные активы
👉 Запасы
👉 Займы и кредиты
👉 Финансовые вложения
👉 Доходы и расходы
👉 Порядок исправления ошибок в бухгалтерском учете

#видео

🔥 — больше видео!
💩 — меньше видео!


График документооборота

Сегодня расскажу о регламенте, который традиционно считают бухгалтерским. Хотя на самом деле он нужен для управления бизнесом. Но и бухгалтерии без него никуда.

График документооборота — это схема прохождения документов внутри компании. В нем устанавливаются виды документов, ответственные за их создание и прохождение и сроки каждого этапа обработки. Если такого графика нет, Петр Иваныч из отдела снабжения режет воблу на накладной поставщика, а Марья Васильевна в бухгалтерии списывает со склада несуществующие с точки зрения бухучета материалы и не понимает почему программа ругается, высвечивая красные остатки.

С 2022 года в России есть отдельный бухгалтерский стандарт, который регулирует правила составления и обработки бухгалтерских документов — ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете». Он определяет документооборот так: «Движение документов бухгалтерского учета в экономическом субъекте с момента их составления до завершения исполнения». Перевожу на русский.

Бухгалтерский документооборот охватывает только бухгалтерские документы:

1️⃣ Первичные учетные документы
2️⃣ Оправдательные документы
3️⃣ Регистры бухгалтерского учета

Их движение начинается в момент составления. И это движение не должно быть не таким, как в моем примере. При наличии графика документооборота начальник отдела снабжения объяснит Иванычу, что после подписания накладной у него есть три дня на сдачу документа в бухгалтерию. Иначе никакой больше воблы на складе.

После составления бухгалтерские документы могут проходить через несколько ответственных сотрудников из разных подразделений. Завершением исполнения, как правило, будет составление на их основе финансовой отчетности и передача в архив. Документы не обязательно должны быть бумажными, но и для электронных документов график документооборота необходим. Без него хаос в бухгалтерии будет современным, продвинутым и с удобными кнопочками.

Обычно график документооборота оформляется как часть учетной политики компании. И, несмотря на то, что учетную политику готовит главбух, график документооборота стоит разрабатывать в плотном контакте с директором. Во-первых, это его зона ответственности: согласно п. 28 ФСБУ 27/2021, документооборот в бухгалтерском учете организуется руководителем экономического субъекта. Во-вторых, он лучше понимает какого взаимодействия между подразделениями нужно достичь. И график документооборота — отличное средство, чтобы устранить затыки там, где они есть, и добавить бюрократии туда, где царит анархия.

Поэтому не стоит рассматривать график документооборота как часть бухгалтерского учета. Правильнее смотреть на него как на часть системы внутреннего контроля, которая позволяет вовремя и без ошибок готовить информацию, необходимую не только для подготовки финансовой отчетности, но и для оперативного управления компанией.

График документооборота можно составить в виде схемы, текстового документа или таблицы — утвержденных форм нет. Главное, чтобы его было удобно читать, и он отвечал на вопросы:

👉 Какой документ составляется в какой ситуации?
👉 Сколько экземпляров нужно составить?
👉 Кто отвечает за составление документа?
👉 Кто подписывает документ?
👉 Кому и в какие сроки передается документ?
👉 Кто и в какие сроки обрабатывает документ?
👉 Кто и когда сдает документ в архив?

Составление графика документооборота позволяет по-новому взглянуть на организационную структуру компании и бизнес-процессы. Это полезное упражнение для руководителя, которое может дать мощные инсайты. Но важно понимать, что бухгалтерский документооборот — лишь часть общего документооборота компании. И график документооборота нужен не только в бухгалтерии. А главное, без воли руководителя, который заставляет команду соблюдать его, — это просто бумажка.

#словарик

👍 доступно объяснил — продолжай в том же духе!
🙄 ничего не понимаю — проще будь!


Как и зачем считать рентабельность бизнеса

В виде исключения еще раз покажу в этой рубрике свежее видео для предпринимателей. Мы сделали новую анимированную заставку и красивые доски для примеров, а еще я здесь не про унылые налоги рассказываю, а про полезный и приятный во всех отношениях финанализ — это даже по картинке чувствуется 😃

Рассказываю, как понять можно ли с годовой прибыли позволить себе новую «Бэху» или смириться и купить «Ладу Гранту», стоит ли продолжать бизнес или лучше положить деньги в банк, и сколько еще нужно потратить, чтобы денег стало хватать вообще на все. Для этого объясняю, как считать три вида рентабельности:

👉 Рентабельность продаж (ROS)
👉 Рентабельность собственного капитала (ROE)
👉 Рентабельность затрат (ROCS)

#видео

🔥 — больше такого видео!
💩 — меньше такого видео!


Бухгалтерия для небухгалтеров: как переплатить за книгу

Сегодня традиционного понедельничного опроса не будет. Вместо него новости о книге. С конца августа «Бухгалтерия для небухгалтеров» активно продается и уже получила статус бестселлера на нескольких площадках. А это значит, что нужно поторопиться с покупкой, так как тираж всего 3000 экземпляров. Собрал в одном месте все предложения с актуальными ценами:

👉 Book24 — 645 руб.
👉 Читай-город — 645 руб.
👉 Лабиринт — 791 руб. (со скидкой — 577 руб.)
👉 Буквоед — 645 руб.
👉 Москва — 515 руб.
👉 Озон — 620 руб.
👉 Wildberries — 649 руб.

Но зачем покупать недорого, когда можно купить дорого?! Я наконец-то получил из издательства коробку книг и очередной раз удивился, как АСТ ухитряется при высочайшем качестве полиграфии держать такие низкие цены. Поэтому, выражаясь словами коллеги Маркова, решил «дико нажиться» на вас. У меня есть 30 экземпляров книги, которые я готов подписать и отправить до ближайшего к вам пункта выдачи СДЭКа в России. Стоить это будет 2000 руб., в цену включен автограф, бесценное время автора, доставка и налог на профессиональный доход.

Если заявок будет больше, сформирую лист ожидания и докуплю еще книг (при наличии в издательстве). Если никто не купит — тоже неплохо, потому что заниматься организацией доставки мне некогда и лень 😃

Чтобы заказать, пишите ФИО того, кто будет забирать заказ, его номер телефона и адрес пункта выдачи в @accwhisperqwestions_bot.

🔥 — ура, бегу заказывать!
😎 — а я уже без автографа купил!
💩 — утомил уже со своей книгой!

#книга


Постоянные и временные разницы

Я долго избегал этой темы: уж больно она специфична. Но без нее финансовая отчетность недоосвещена. За кадром остались отложенные налоговые активы и обязательства в бухгалтерском балансе, текущий и отложенный налоги на прибыль в отчете о финансовых результатах.

Начинаю серию постов, посвященных ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». За почти 20 лет его существования оно заработало славу одного из самых сложных и самого нелюбимого российскими бухгалтерами. Я много раз слышал, что оно искажает бухгалтерский учет (БУ) и смешивает его с налоговым учетом (НУ). На самом деле, его задача ровно обратная — проинформировать пользователя финансовой отчетности о том, что из-за уже произошедших событий задолженность по налогу на прибыль в будущих периодах окажется больше или меньше, чем пользователь ожидает увидеть, исходя из суммы прибыли в отчете о финансовых результатах. Это происходит из-за разной оценки и разных моментов признания доходов и расходов в БУ и НУ.

Пример:

ООО «Рога и копыта» не применяет ПБУ 18/02. В отчетном году его прибыль в бухучете составила 500 тыс. руб., а кредиторская задолженность по налогу на прибыль на конец года — 100 тыс. руб. Пусть в этом году БУ полностью совпал с НУ. Инвестор анализирует финансовую отчетность и ожидает, что при такой же прибыли в следующем году компания заплатит те же 100 тыс. руб. налога на прибыль по ставке 20%. Это его устраивает, и он инвестирует. А в следующем году оказывается, что при бухгалтерской прибыли 500 тыс. руб. нужно заплатить 230 тыс. рублей налога. Это произошло, потому что на балансе компании есть акции Зимбабвийской бананодобывающей корпорации, по которым еще в позапрошлом году были начислены дивиденды — 1 млн руб. И только сейчас они поступили на счет «Рогов и копыт». В БУ дивиденды признаются доходом в момент начисления, а в НУ — в момент уплаты. Финансовая отчетность не проинформировала инвестора о том, что такой облагаемый доход появится. И инвестор не смог купить себе новую зимнюю резину, на которую очень рассчитывал.

Применение ПБУ 18/02 позволяет предупредить пользователя о том, что у компании есть активы и обязательства, которые повлияют на сумму налога в будущем. Для этого выделяется два основных вида разниц:

👉 Постоянные
👉 Временные

Постоянные разницы возникают из-за разной оценки доходов и расходов в БУ и НУ. Например, представительские расходы в БУ признаются полностью, а в НУ — только в пределах 4% от расходов на оплату труда. А стоимость подарка от учредителя, который владеет более 50% уставного капитала, признается доходом в БУ, но не признается в НУ. Постоянные разницы приводят к тому, что в отчетном периоде бухгалтерская прибыль отличается от налогооблагаемой, но на следующие периоды не влияют.

Временные разницы связаны с тем, что доходы и расходы в БУ и НУ признаются в разных отчетных периодах. Есть два вида таких разниц:

👉 Вычитаемые временные разницы (ВВР)
👉 Налогооблагаемые временные разницы (НВР)

ВВР возникают, если доходы в БУ признаются позже, чем в НУ, или расходы в БУ признаются раньше, чем в НУ. Например, получение предоплаты за продукцию организацией, которая применяет кассовый метод, или продажа основных средств с убытком.

НВР возникают, если доходы в БУ признаются раньше, чем в НУ, или расходы в БУ признаются позже, чем в НУ. Например, НВР формируют начисленные, но не выплаченные дивиденды по принадлежащим компании акциям, или проценты по кредиту, взятому на приобретение инвестиционных активов.

ВВР приведет к тому, что в будущем налогооблагаемая прибыль уменьшится по сравнению с бухгалтерской. НВР — наоборот.

Влияние ВВР и НВР на финансовую отчетность производится через связанные с ними объекты — отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства. О них расскажу отдельно.

#словарик

👍 доступно объяснил — продолжай в том же духе!
🙄 ничего не понимаю — проще будь!


Понедельничный #опрос. С какими проблемами вы сталкивались при прохождении бухгалтерских курсов? Можно выбрать несколько вариантов ответа.
Опрос
  •   Преподаватель не владеет материалом
  •   Преподаватель непонятно объясняет материал
  •   Скучная подача
  •   Мало кейсов и примеров
  •   Нет помощи с решением домашки
  •   Нет возможности обмениваться опытом с другими студентами
  •   Нет удостоверения государственного образца
  •   Неудобный график обучения
  •   Другое (пишите в чат)
  •   Просто хочу посмотреть результаты опроса
849 голосов


Дайджест: задачка

Впервые с 2003 года вступаю в новый учебный год не в статусе преподавателя вуза. Даже приглашенным лектором сейчас некогда быть. Но это не значит, что домашки отменяются! Выкладываю дайджест рубрики #задачка, в которой я тестирую вас на знание бухгалтерии и объясняю как правильно понимать, считать и интерпретировать бухгалтерские показатели. Новым подписчикам это поможет сориентироваться в том, что уже написано. Старожилам — убедиться в том, что они ничего не пропустили.

Кликаете на задачку — переходите в ее условие. Попробуйте сначала решить самостоятельно, потом кликайте на «Решение» и читайте как и почему надо было рассуждать. А в тестах к каждому ответу есть подсказка 🎓

Задачки:

👉 Задачка 1. Когда получен доход? Решение
👉 Задачка 2. Когда осуществлен расход? Решение
👉 Задачка 3. Когда получена прибыль? Решение
👉 Задачка 4. Как увеличить прибыль от продаж? Решение
👉 Задачка 5. Какая точка работает эффективнее? Решение
👉 Задачка 6. Что нужно сделать, чтобы максимально улучшить финансовый результат? Решение
👉 Задачка 7. Участвовать ли в Черной пятнице? Решение

Тесты:

👉 Тест 1. Активы и пассивы - 1
👉 Тест 2. Активы и пассивы - 2
👉 Тест 3. Доходы, расходы и финансовые результаты
👉 Тест 4. Обязательства
👉 Тест 5. Рентабельность
👉 Тест 6. Ликвидность
👉 Тест 7. Элементы налогообложения
👉 Тест 8. Устройство бухгалтерских счетов
👉 Тест 9. Внеоборотные активы
👉 Тест 10. Оборотные активы
👉 Тест 11. Собственный капитал
👉 Тест 12. Бухгалтерский баланс
👉 Тест 13. Отчет о финансовых результатах
👉 Тест 14. Отчет о движении денежных средств
👉 Тест 15. Налог на добавленную стоимость
👉 Тест 16. Налог на прибыль организаций
👉 Тест 17. Деловая активность
👉 Тест 18. Затраты и себестоимость

👍 — супер, буду самообразовываться!
😎 — а я уже все эти задачки решал!
👎 — не надо меня тестировать, хочу только читать!




Понедельничный #опрос. Готовы ли вы купить «Бухгалтерию для небухгалтеров» с моим автографом? Цена с доставкой по России до пункта выдачи СДЭК — 2000 руб. Мне не очень хочется рассылкой заниматься, но в чате запросы были — хочу понять много ли их.
Опрос
  •   Да
  •   Нет
  •   Просто хочу посмотреть результаты опроса
1093 голосов


Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Продолжаю переводить План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций на русский язык. Сегодня расскажу о счете 08. Напоминаю, что если значение термина непонятно, а он написан синим шрифтом — смело кликайте на него, и окажетесь в посте с объяснением.

🤔 Зачем этот счет

Счет 08 используется для формирования стоимости капитальных вложений, которые по завершении станут объектами основных средств или нематериальных активов. По-хорошему, в 2022 году со вступлением в силу ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», надо было бы и счет переименовать. Но Минфин страсть как не любит трогать План счетов, поэтому у нас до сих пор есть счета, которые названы в честь уже не существующих объектов бухучета. Например, счет 96 «Резервы предстоящих расходов», на котором уже 10 лет как отражаются никакие не резервы предстоящих расходов, а оценочные обязательства. Теперь вот и счет 08 вступил в их ряды.

⚙️ Как он работает

Это основной активный счет, его дебетовое сальдо включается в сумму по статьям «Основные средства» и «Нематериальные активы» в бухгалтерском балансе — в той части, в которой конкретные капвложения станут основными средствами и нематериальными активами соответственно. Механика работы счета 08 очень похожа на уже рассмотренную мной механику работы счета 07.

По дебету счета 08 отражается фактические затраты, связанные с осуществлением капвложений. Как правило, при этом делается проводка Дт08Кт60,71,76 — в зависимости от того, как приобретались товары, работы и услуги, необходимые для создания, покупки и подготовки к эксплуатации будущих основных средств и нематериальных активов.

Бывают и другие варианты поступления капвложений в компанию. Например, если их передают в качестве вклада учредителей в уставный капитал, это сопровождается проводкой Дт08Кт75. Если от дочерней или материнской организации — Д08К79. А при самостоятельном изготовлении — Д08К02,05,10,23,69,70 (в зависимости от того, какие ресурсы потреблялись при осуществлении капвложений). При финансировании капвложений за счет кредитов или займов, в фактические затраты нужно включить проценты, начисленные до принятия к учету соответствующих основных средств или нематериальных активов: Д08К66,67. О том, как составляются проводки, я рассказывал здесь и здесь.

С кредита счета 08 стоимость оборудования к установке списывается при выбытии: продаже, дарении, частичной или окончательной ликвидации (Дт91Кт08), утрате по результатам инвентаризации (Дт94Кт08) или передаче дочерней или материнской компании (Д79К08). Но основной путь эволюции капвложений — стать первоначальной стоимостью основных средств или нематериальных активов (Дт01,03,04К08).

Внутри синтетического счета 08 организуется аналитика по субсчетам — в разрезе групп будущих объектов основных средств и нематериальных активов — и субконто — в разрезе отдельных объектов.

🔬 Что можно увидеть из оборотки по счету

Вот как перевести показатели оборотно-сальдовой ведомости по счету 08. Сальдо — фактические затраты на осуществление капвложений на начало и конец периода. Оборот по дебету — их увеличение за период. Оборот по кредиту — первоначальная стоимость признанных за период основных средств и нематериальных активов, а также фактические затраты на выбывшие по другим причинам капвложения.

#плансчетов

👍 доступно объяснил — продолжай в том же духе!
🙄 ничего не понимаю — проще будь!
🔥 ура, снова про счета!


Бухгалтерия для небухгалтеров: уже в продаже

Отличные новости! Моя книга наконец-то поступила в продажу: склад издательства начал отгружать ее в магазины. Будет во всех крупных книжных магазинах и маркетплейсах. И уже доехала до Book24. Цена 645 руб., а для моих подписчиков еще будет скидка 20% по промокоду ИВАНОВ20. Заказывать по этой ссылке: https://book24.ru/r/LWDvq. Промокод действует до 4 сентября.

#книга

🔥 — ура, бегу заказывать!
😎 — а я уже предзаказ сделал!
💩 — утомил уже со своей книгой!


Упрощенная система бухгалтерского учета: основания применения

Как обещал, после рассмотрения дисконтирования в бухучете, перехожу к особенностям упрощенного бухгалтерского учета. Сегодня рассказываю, какими нормативными документами регулируется упрощенная система бухгалтерского учета, и кто может ее применять.

#видео

🔥 — больше видео!
💩 — меньше видео!


Понедельничный #опрос. Есть мысль запустить осенью онлайн-курс по учету аренды и лизинга. Курс на месяц (3 лекции в неделю), будет стоить порядка 10 тыс. руб. В эту сумму войдут видеолекции, разбор домашек, поддержка в чате и сертификат. Купите?
Опрос
  •   Да
  •   Куплю, если будет более дешевый тариф без домашек
  •   Куплю дороже, если будет тариф с консультациями
  •   Нет
  •   Просто хочу посмотреть результаты опроса
899 голосов


Бухгалтерия для небухгалтеров: уже в издательстве!

Под конец рабочей недели прилетела радостная новость: книга отпечатана и поступила на склад издательства! Сам еще в руках не держал, но видео из редакции получил — делюсь. Качество не очень — Телега не пропускает файлы больше 5Мб, поэтому пришлось ужать.

На следующей неделе обещают отгрузить в магазины. Так что те, кто оформил предзаказ на Book24 или в Читай-городе смогут, наконец, получить покупку. А те, кто ждал живую книгу, сможет полистать и решить покупать или нет.

Для новых подписчиков подробности о книге можно прочитать здесь по хэштегу #книга, а прочитать описание и отрывок из книги — на сайте издательства АСТ.

🔥 — пошел делать предзаказ!
😎 — дождусь официального старта продаж!
💩 — скукотища, не буду читать!

#книга


Понимаете ли вы бухгалтерские термины? Выпуск 18

День знаний приближается, пора вспомнить что такое контрольная работа! Запилил очередной тест. Он посвящен затратам и себестоимости. Как обычно, в тесте пять вопросов. Постоянные читатели рубрики #словарик смогут легко ответить на них. Под каждым вопросом можно кликнуть на «ПОДСКАЗКА» и прочитать почему правильные ответы именно такие. Там же есть ссылки на первые семнадцать тестов. Удачи!

Мне очень интересны ваши результаты — здорово будет, если после тестирования вы поделитесь ими здесь!

🙄 — 0-2 баллов
😎 — 3 балла
😊 — 4 балла
🤓 — 5 баллов

#задачка


Дисконтирование в бухгалтерском учете: аренда

Рассказываю и показываю на примерах, когда и как техника дисконтирования применяется при учете аренды по ФСБУ 25/2018:

👉 Оценка обязательства по аренде у арендатора
👉 Оценка инвестиции в аренду у арендодателя

#видео

🔥 — больше видео!
💩 — меньше видео!


Понедельничный #опрос. Вернусь к теме образования для бухгалтеров. За чей счет обычно оплачиваются ваши курсы повышения бухгалтерской квалификации?
Опрос
  •   Все за счет компании
  •   Все за свой счет
  •   Дорогие курсы — за счет компании, недорогие — за свой счет
  •   Дорогие курсы — за свой счет, недорогие — за счет компании
  •   Другое (пишите в чат)
  •   Просто хочу посмотреть результаты опроса
1811 голосов


Чем финансовый учет отличается от бухгалтерского

Очередной пост из серии «Бесит!» — прошлый был про калькулирование и калькуляторы. Не сосчитать, сколько раз я слышал от предпринимателей, что бухгалтерский учет для них бесполезен, и нужно внедрять финансовый. Но ведь это все равно, что сказать: «От пельменей я толстею, мне нужно есть шарики мясного фарша в тесте!» Финансовый учет — это просто другое название бухгалтерского. Финансовым его стали называть, потому что на его основе составляется финансовая отчетность.

В России официально финансового учета как термина не существует. Есть бухгалтерский учет, который определен Федеральным законом №402-ФЗ. А вот отчетность, которая формируется на основе его данных, имеет переходное название: «Бухгалтерская (финансовая) отчетность».

Почему так сложилось? Термин пришел к нам с Запада под влиянием Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), которые ориентированы на информационные потребности части внешних пользователей финансовой отчетности — существующих и потенциальных инвесторов, заимодавцев и прочих кредиторов. Общее у этих ребят — прямой финансовый интерес. Они либо уже финансируют деятельность компании, либо решают будут ли делать это. Отсюда и название отчетности — финансовая.

Интересы остальных пользователей финансовой отчетности в МСФО считаются менее важными. В Концептуальных основах финансовой отчетности (IFRS Framework) прямо говорится: «Руководство отчитывающейся организации также заинтересовано в финансовой информации об организации. Однако руководству нет необходимости полагаться на финансовые отчеты общего назначения, поскольку оно может получить необходимую финансовую информацию из внутренних источников. Прочие стороны, такие как регулирующие органы и общественность, не являющиеся инвесторами, заимодавцами и прочими кредиторами, также могут найти финансовые отчеты общего назначения полезными. Однако такие отчеты первично не ориентированы на эти прочие группы». Это не нарушение требования нейтральности, которое есть и в МСФО — скорее, ограничение состава пользователей финансовой отчетности.

На Западе сложилась четкая классификация видов учета относительно пользователей:

👉 Финансовый учет (Financial Accounting) — для внешних пользователей с прямым финансовым интересом
👉 Налоговый учет (Tax Accounting) — для государства
👉 Управленческий учет (Managerial Accounting) — для внутренних пользователей (руководства компании)

Именно последний вид учета и хотят внедрять предприниматели, чтобы понимать состояние бизнеса здесь и сейчас. Но какой-то безграмотный соотечественник когда-то начал называть управленческий учет финансовым и наплодил массу последователей. И ладно, когда предприниматель не знает как называется какой-то инструмент — гораздо важнее, чтобы он понимал как им пользоваться. Но такая подмена понятий встречается на сайтах крупнейших компаний, банков и образовательных платформ. Примеры есть даже в топе поисковой выдачи — попробуйте ради смеха погуглить «финансовый учет». Когда я вижу такое, понимаю, что текст писал не профессионал, а копирайтер за три копейки / килознак. Доверия к продукту это не прибавляет.

В России бухгалтерские стандарты идут по пути сближения с МСФО. При этом терминология не успевает за методологией. Налоговый и управленческий учет у нас классифицированы относительно пользователей. А вот бухгалтерский учет — относительно того, кто этот учет ведет. Бухгалтерская (финансовая) отчетность же раскорячилась где-то посредине — как та корова из «Особенностей русской национальной охоты». Вроде бы бухгалтерская, потому что составляется по данным бухучета, который ведет бухгалтер. Но в то же время и финансовая, потому что ориентирована на пользователей с финансовым интересом. Но пока не только с прямым.

#словарик

👍 доступно объяснил — продолжай в том же духе!
🙄 ничего не понимаю — проще будь!


Понедельничный #опрос. Сегодня в формате бухгалтерской викторины. Какой резерв есть и в бухгалтерском, и в налоговом учетах? Думаю, что это очень простой вопрос, но на всякий случай уточню: здесь такой резерв всего один.
Опрос
  •   На оплату отпусков
  •   Под обесценение запасов
  •   Под обесценение финансовых вложений
  •   По сомнительным долгам
  •   На ремонт основных средств
  •   На гарантийный ремонт
2129 голосов

Показано 20 последних публикаций.