Хочу про один интересный жанр работы рассказать, с которым я сталкиваюсь время от времени - про текстовое консультирование в чате. Некоторые платформы психологических услуг его предлагают, и есть клиенты, которые предпочитают именно его.
Это очень специфический жанр и он мне в целом симпатичен, я за разнообразие и креативность. Но надо сказать про его существенные отличия от традиционной работы face-to-face.
Консультирование в чате очевидно гораздо медленнее, чем разговорный диалог - пишем мы в несколько раз медленнее, чем говорим. При этом, содержание получается более продуманным и менее спонтанным. С одной стороны, так можно лучше сформулировать мысль, как клиенту, так и терапевту, но с другой - образуется конкретный такой фильтр, который для клиентов, что и так привыкли все цензурировать в себе, может быть препятствием на пути к разрешению их трудностей.
Из-за того, что все многообразие человеческих взаимодействий в чат-консультировании сводится в текст, это требуе от терапевта дополнительных усилий, чтобы:
⁃ Во-первых, выражать эмоции. Тут в ход идут всякие телесные выражения и метафоры, вроде «когда я такое слышу, я замираю от ужаса», «видели бы вы, как у меня округлились глаза от удивления» или «мое лицо растянулось в улыбке», которые при визуальном контакте были бы не нужны.
⁃ Избегать вероятности быть неправильно понятым либо выбрать чрезмерную для клиента степень фрустрации, особенно, если реакции клиента сильны. Так как уточнить или прояснить свои слова не получится быстро, то от терапевта перед интервенцией могут потребоваться какие-то подготовительные слова типа «мой вопрос может показаться абсурдным, но попробуйте все же ответить на него серьезно, а я потом расскажу, почему я его задаю» или «возможно, мои слова прозвучат резко, однако они точно выражают тот вопрос, который возник у меня сразу».
⁃ Фокусироваться на одной теме. В одно сообщение можно вместить сразу много текста, и часто так получается, что параллельно обсуждается несколько тем. Может, это дело вкуса, но мне удобнее фокусироваться на одной теме, разбирать ее, а потом уже переходить к другой.
⁃ Справляться с собственной тревожностью. Тут понятно: так как реакции на свои слова терапевт сразу не видит, ему нужно дождаться, пока клиент напишет ответ.
Клиенту тоже кое-что требуется делать по-другому. От него нужно больше самостоятельности, так как все упражнения и эксперименты ему придется делать без присутствия терапевта. Для этого он должен получить от терапевта подробные инструкции.
Также нужно дополнительно обсуждать сеттинг, например, специально договариваться, чтобы никто без предупреждения не покидал текстовый диалог, как бы этого ни хотелось, поскольку сделать это очень просто.
Пробовали чат-консультирование?