Однако здравствуйте, товарищи читатели. Сегодня мы поведем разговор о целесообразности резервирования всего и вся, а так же преждевременной оптимизации при проектировании IT систем. Об этом написано много книг, но я постараюсь быть краток.
Кейс: представим ООО «Вектор» в котором трудятся 50-100 человек, обычная такая фирма. Из сервисов: база 1с, контроллер домена, файловая помойка, возможно почтовик и работает это всё года с 2006, на 2-3 машинах десктоп- класса под управлением windows server 2003-2008. И вот, в этот привет из прошлого приходит новый админ, с горящими глазами. Обследовав наследство он приходит в ужас и через какое-то время на столе директора появляется счёт на 200+к рублей, от которого у директора начинает бомбить. Что же было в этом счёте? А в нем было 2 супермикры на 2 проца, 32 ГБ ОЗУ, 12 ТБ ХДД в каждой и один какой-нибудь SMB NAS дисков на 10 под хранение бекапов. На логичный вопрос директора: нахуя это нам всё? Идёт бурчание про fault tolerant, быстрое восстановление, high availability, всё это на смеси русского, английского и сленга. Естественно директор нихера не поняв шлёт нашего гуру на йух, после чего на форуме появляется очередной пост «директор пидорас», а в фирме возможно появляется новый админ.
Что же пошло не так? Всё просто: админ наш то ли забыл то ли не знал о том, что он строит не решение в вакууме, а решает бизнес задачи. А задачи его, как и у всего бизнеса, приносить больше денег компании. Да, конечно, IT не приносит денег напрямую, но позволяет их сильно сэкономить. Однако, для понимания, где действительно можно сэкономить, надо общаться с ответственным за бизнес лицом, в компании 50-100 человек это скорее всего директор. И только после общения с директором по конкретным проблемам можно принимать какое-то решение. Опять-таки пример: фирма получает 90% заказов по телефону, и вполне может прожить без почтовика 6-8 часов, пока он будет восстанавливаться из бекапа. А вот пережить недоступность базы 1с могут только на час-полтора, потому что штрафы за просрочку отгрузку через 1.5 часа будут ощутимы. Откуда мы узнали про штрафы? Да спросили директора “А что будет, если 1с полежит 2 часа?” Из всего этого следуют выводы, о том, для почтовика размером 2 ТБ можно не продумывать отказоустойчивость, а вот для 1с можно подумать и над high availability (HA).
Да, админ-перфекционист может сказать: надо и почтовику HA! Если уж HA, то на всё! Но забывает, что бизнес не готов платить за HA на всё , что бизнесу НЕ НУЖНО HA на всё, как бы вам этого не хотелось. Именно отсюда растут решения «4 виртуалки на одном компе с Core I5 и материнкой в холодном резерве», потому что попробуйте объяснить коммерческому директору какие плюшки его фирме даст сервер с ЕСС. Объяснить русским языком, не используя абстрактные шаблоны «стабильность, надежность» Так что коллеги помните, примите и смиритесь - не всем нужен 99.99% uptime.
Кейс: представим ООО «Вектор» в котором трудятся 50-100 человек, обычная такая фирма. Из сервисов: база 1с, контроллер домена, файловая помойка, возможно почтовик и работает это всё года с 2006, на 2-3 машинах десктоп- класса под управлением windows server 2003-2008. И вот, в этот привет из прошлого приходит новый админ, с горящими глазами. Обследовав наследство он приходит в ужас и через какое-то время на столе директора появляется счёт на 200+к рублей, от которого у директора начинает бомбить. Что же было в этом счёте? А в нем было 2 супермикры на 2 проца, 32 ГБ ОЗУ, 12 ТБ ХДД в каждой и один какой-нибудь SMB NAS дисков на 10 под хранение бекапов. На логичный вопрос директора: нахуя это нам всё? Идёт бурчание про fault tolerant, быстрое восстановление, high availability, всё это на смеси русского, английского и сленга. Естественно директор нихера не поняв шлёт нашего гуру на йух, после чего на форуме появляется очередной пост «директор пидорас», а в фирме возможно появляется новый админ.
Что же пошло не так? Всё просто: админ наш то ли забыл то ли не знал о том, что он строит не решение в вакууме, а решает бизнес задачи. А задачи его, как и у всего бизнеса, приносить больше денег компании. Да, конечно, IT не приносит денег напрямую, но позволяет их сильно сэкономить. Однако, для понимания, где действительно можно сэкономить, надо общаться с ответственным за бизнес лицом, в компании 50-100 человек это скорее всего директор. И только после общения с директором по конкретным проблемам можно принимать какое-то решение. Опять-таки пример: фирма получает 90% заказов по телефону, и вполне может прожить без почтовика 6-8 часов, пока он будет восстанавливаться из бекапа. А вот пережить недоступность базы 1с могут только на час-полтора, потому что штрафы за просрочку отгрузку через 1.5 часа будут ощутимы. Откуда мы узнали про штрафы? Да спросили директора “А что будет, если 1с полежит 2 часа?” Из всего этого следуют выводы, о том, для почтовика размером 2 ТБ можно не продумывать отказоустойчивость, а вот для 1с можно подумать и над high availability (HA).
Да, админ-перфекционист может сказать: надо и почтовику HA! Если уж HA, то на всё! Но забывает, что бизнес не готов платить за HA на всё , что бизнесу НЕ НУЖНО HA на всё, как бы вам этого не хотелось. Именно отсюда растут решения «4 виртуалки на одном компе с Core I5 и материнкой в холодном резерве», потому что попробуйте объяснить коммерческому директору какие плюшки его фирме даст сервер с ЕСС. Объяснить русским языком, не используя абстрактные шаблоны «стабильность, надежность» Так что коллеги помните, примите и смиритесь - не всем нужен 99.99% uptime.