Археология Today


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Образование


Канал об актуальной археологии.
Привет, меня зовут Иван Савченко, и я археолог;) @komodovych
Копаю курганы викингов в России и пирамиды майя в Гватемале⛺️🗿
Мой научный профайл здесь: https://archaeolog-ru.academia.edu/IvanSavchenko


Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Образование
Статистика
Фильтр публикаций


10 лет (и 1 месяц) назад произошло, пожалуй, одно из самых резонансных открытий в современной британской археологии – на парковке в центре Лестера была найдена могила короля Ричарда III, «прославленного» Шекспиром последнего Плантагенета на английском престоле, погибшего в решающем сражении Войны Алой и Белой розы в августе 1485 году.

История долгих поисков и окончательного обнаружения могилы Ричарда напоминает детективный сюжет, вроде условного «Кода да Винчи», только в реальности. А еще это прекрасный пример того, какой должна быть любительская археология «здорового человека» (без детекторов, «копа» и вот этого всего), поскольку едва ли не ключевая заслуга в локализации точного места захоронения монарха принадлежит Филиппе Лэнгли, историку-любителю, секретарю шотландского отделения Общества Ричарда III, которая провела огромную работу, сопоставив все данные и в итоге убедив археологов из университета Лестера начать раскопки именно в этом месте.

Почитайте про эту историю, давал ссылки вот здесь и здесь. Но самое крутое, что теперь про Филиппу и её вполне себе научное озарение сняли фильм «Пропавший король» с Салли Хокинс («Форма воды»).

Трейлер по ссылке, премьера – 7 октября 2022 года.

#археологиятудей


200 лет (и 1 день) дешифровке Розеттского камня. Отличный архивный материал Nplus1 об этом знаменитом монументе, благодаря которому египетские иероглифы вновь заговорили.

#иероглификатудей


Продолжаю рекомендовать классные авторские каналы, которые ведут не анонимные копирайтеры, а специалисты с именем и фамилией, чья экспертность легко гуглится.

Канал «Платья, мужики и антропология» ведет Татьяна Крихтова, антрополог религий, кандидат философских наук, научный сотрудник лаборат. «Социология религии» ПСТГУ. Классный и редкий в своем роде канал, в котором много подлинной науки, научного бэкстейджа, рефлексии на тему собственных (авторских) антропологических изысканий, рецензий, интересных анонсов, о религии, культах, верованиях, которые пронизывают нас и окружающий нас мир, пусть мы зачастую этого и не замечаем.

t.me/krihtova_anthropology

#антропологиятудей


Пока я был в Гнёздове и практически не заглядывал в телеграм, написали коллеги из Ростова Великого - о новом витке в истории с урочищем «Гора Святой Марии», одним из важнейших археологических памятников Северо-Восточной Руси XI-XIII веков. Памятнику грозит участь знаменитого Щербинского городища в Московской области, которое в прошлом году было полностью разрушено, срыто за одну ночь бульдозерами (!) в нарушение всех существующих законов.

Отдельные формулировки в статье коллег могут быть избыточно эмоциональными, но, в целом, конечно, история характерная. В свете того, что даже выявленные, де-факто «охраняемые» государством памятники, вроде «Горы Святой Марии», всё чаще отдаются под освоение и застройку (некогда это был уникальный историко-ландшафтный памятник, от которого сейчас уже мало что осталось), всё более тяжелой становится борьба археологов и активистов за сохранение обязательной, законодательно закрепленной историко-культурной экспертизы (ИКЭ).

На всякий случай напомню. Суть ИКЭ состоит в том, что любая строительная компания перед началом любой стройки по закону обязана организовать археологические разведки, раскопки этого участка, чтобы проверить, точно ли там ничего нет. Необходимость разведок обусловлена тем, что в России остаются сотни и тысячи не выявленных археологических объектов. И как раз благодаря разведкам при строительстве автомобильных и железных дорог, газопроводов, объектов недвижимости, ежегодно в стране выявляются десятки новых памятников археологии, от эпохи каменного века до Средневековья.

Однако многие представители бизнес-сообщества годами лоббируют отмену этой обязательной экспертизы, так как вынуждены вкладываться в работу археологов, а иногда и вовсе менять изначальные планы (например, так было при строительстве штаб-квартиры Газпрома на Охтинском мысу). И сейчас это лобби как никогда близко к своей цели — месяц назад подобные поправки, отменяющие экспертизу, внёс сам Минкульт (!), вообще-то, на секундочку, главное ведомство, которое ответственно за охрану археологических объектов.

Кажется, что даже если экспертизу удастся отстоять и на этот раз, это мало что изменит в среднесрочной и долгосрочной перспективе — в обществе нет запроса на глубокое изучение истории, духовной и материальной культуры, и тезис о «бережном отношении к исторической памяти» и истории существует в основном исключительно на экранах ТВ. Глобально же и историческая наука, и забота об историко-культурном наследии страны представляют для общества и государства, увы, незначительный интерес.

Впрочем, это не значит, что нужно опускать руки — напротив, важно делать свое дело с удвоенной энергией, ведь если это археологическое наследие будет уничтожено, другого у нас попросту нет.

#заметкиополях


​​Одним из важных лейтмотивов в рассказах о Юрии Кнорозове, сколько себя помню, всегда был тезис о том, что ученый, чье имя знакомо буквально каждому в Мексике или Гватемале (его популярность в регионе майя действительно мало уступает известности другого советского Юрия – Гагарина), совершенно забыт на своей Родине.

И это абсолютная правда – в России вне академического сообщества о Юрии Кнорозове, человеке, награжденном высшими государственными наградами Гватемалы и Мексики, почти не знают. На стенах Кунсткамеры, где он работал много лет и совершил свое выдающееся открытие, которое сопоставимо с дешифровкой великого Шампольона, нет даже мемориальной таблички.

И вот теперь, наконец, эта несправедливость исправлена – пусть самому Кнорозову пришлось сначала умереть в одиночестве, нищете и забвении.

#заметкиополях


Четыре месяца ничего не мог здесь писать, но время идёт, и впервые с февраля чувствую себя в ресурсе, чтобы снова говорить об археологии, науке и культурном наследии. Так что планирую вернуть все долги. Вообще событий очень много, вот только некоторые из них.

1. Вместе с моим другом Сергеем Вепрецким из ИЭА РАН в конце весны выступили на конференции майянистов Bratislava Maya Meeting (онлайн) с докладом о биографии одного из самых известных царей древних майя, Йукном-Ч'ена II. Впервые официально представили, в частности, идею о дате его смерти в 686 году. Уже писал об этом — гипотеза появилась в ходе работы с иероглифическими текстами из Эль-Перу и Ла-Короны на Краковской конференции 2019 года. Теперь будем готовить заметку к публикации;

2. С другим соавтором и коллегой, Кристофом Хелмке из Университета Копенгагена, вернулись к подготовке статьи о династическом кризисе VIII века в майяском царстве Са’иль-Наранхо. К слову, некоторые представленные там идеи были впервые отражены еще в моем дипломе, подготовленном на истфаке МГУ им. Ломоносова десять лет назад. Отказались от изначальной идеи публикации в сборнике Университета Валенсии (который подвис), скорее всего, будем подавать в мексиканский журнал Estudios de la Cultura Maya;

3. На этой неделе – ровно год с момента запуска проекта @gnezdovo_project, его миссия в максимальной популяризации уникального культурного наследия Гнёздова, одного из главных памятников археологии нашей страны, и научных работ объединенной Смоленско-Гнёздовской экспедиции. За эти 12 месяцев аудитория блога выросла до 10 тысяч человек (помимо телеграма, есть ВК и одна запрещенная соцсеть), стали регулярно публиковать оригинальный контент, делать колонки руководителей экспедиционных отрядов, проводить онлайн-семинары о новых открытиях в Гнёздове, публичных для всех желающих. Словом, постарались наладить прямой контакт с широкой аудиторией и обществом;

4. Минувшие выходные провёл в Великом Новгороде, вместе с друзьями из Новгородской экспедиции МГУ, старейшей действующей экспедиции в нашей стране — в это непросто поверить, но она непрерывно ведёт раскопки с 1937 (!) года. База археологов находится на территории Знаменского подворья (XVII век), каждый раз, выходя на улицу, проходишь под воротами, расписанными средневековыми фресками. Купался в Ильмени, подходил на лодке к Рюрикову городищу, стоял службу в Святой Софии;

5. Ну, и наконец, самое долгожданное — позавчера стартовал 73-й полевой сезон Смоленско-Гнёздовской экспедиции. Почитать о том, что будет копаться в этом году и посмотреть подборку атмосферных фото, можно на канале @gnezdovo_project. Несомненно, сезон будет яркий и принесет много крутых новостей. Сам я в этом году впервые за восемь (8) лет буду работать в «портовой» зоне Гнёздова, где недавно были найдены первые свидетельства существования поселения в IX веке. Мой «дозор» начнется накануне Бастилии (14 июля) и продлится до начала августа.

#полевыебудни


В июле 2020-го года в Гнёздове по приглашению Смоленско-Гнёздовской экспедиции @gnezdovo_project прошёл акустический концерт фолк-группы «Лёдъ». Хотя идея этого выступления принадлежала не мне, со своей стороны я сделал всё возможное, чтобы оно состоялось. Вся эта история казалась мне очень важной в разрезе переосмысления историко-культурного пространства, наполнения его новыми культурными смыслами, смещения фокуса с сугубо туристических форматов восприятия этого наследия, завязанных исключительно на прошлом, на иные форматы взаимодействия, связанные с настоящим и актуальным.

Сам я впервые увидел подобное несколько лет назад на Сицилии на концерте симфонической музыки на руинах античного театра Таормины, и эта история завладела мной. Позже я узнал, что подобное делал «Арзамас» в рамках проекта «Музыка в затерянных храмах» в церквах Тверской области, таким стало выступление группы FKA Twigs на руинах города майя Тулум на Юкатане. Были и другие проекты. И вот теперь в этом списке есть и кейс Гнёздова.

Ребята из «Льда», родом из города Кирово-Чепецка, создают очень самобытную музыку, в их творчестве сугубо уральское начало сочетается с пронзительными северными мотивами. И мне искренне хотелось, чтобы их музыка зазвучала в соответствующем месте – месте атмосферном, аутентичном. Так оно в итоге и получилось, парни отыграли концерт среди всемирно известных курганов Гнёздова, выдающегося историко-культурного наследия IX-XI веков. И это было очень органично и круто. А Сергей Чуев, Ростислав Задорожный и Марк Кривошеин сумели передать ту особенную атмосферу в клипе.

https://youtu.be/d2tdBmGXCfs

#культурноенаследие




Новых постов (пока) не будет. Тотальное опустошение.


​​​​​​​Пожалуй, самая волнительная новость месяца – это результаты датировки деревянной крепости, обнаруженной при раскопках Рюрикова городища в Великом Новгороде в августе 2021 года.

Для начала напомню фабулу — летом прошлого года археологи ИИМК РАН, ведущие раскопки в древнейшей части Новгорода, на Рюриковом городище, куда (по легенде) в 862 году призвали на княжение варяжского конунга Рюрика, нашли в слоях IX века основание деревянной крепости. Достоверность и историчность «призвания» Рюрика часто ставится под сомнение, как и хронология древнейшей части «Повести временных лет», в которой отражены эти события. Вот почему обнаружение явных следов крепости IX века, почти синхронной «эпохе Рюрика», навело шороха еще в 2021-м.

Надо сказать, что отдельные фрагменты возможных следов крепости находили на городище и раньше, но сохранность тех образцов не позволяла сделать внятную датировку. Напротив, найденные в августе 2021 года участки крепости представляли собой 12-метровые (!) бревна, формировавшие крепостные «клети», идеально пригодные для дендрохронологического анализа – то есть определения точной даты рубки дерева по годичным кольцам.

И вот дендроанализ проведен, дата, наконец, получена — и его результаты впечатляют, и даже обескураживают. Сам я впервые услышал об итогах этих анализов от коллег из Новгородской экспедиции (за кружкой пива) еще некоторое время назад. Но озвучивать их здесь, пока они нигде не были опубликованы, было бы некорректно. Но теперь запись доклада с конференции в Новгороде, где представлены основные результаты проекта по датировке спилов, выложена на Youtube-канале Новгородского музея-заповедника, и поэтому со спокойной совестью повторить главный тезис могу и я.

Бревна, из которых сооружена первая древнерусская крепость на Рюриковом городище в Новгороде, срублены между 859 и 862 годами. Занавес.

#новостиархеологии


​​​​На Youtube-канале Института географии РАН стартовал курс научно-популярных лекций по археологии палеолита, читают который коллеги из ИИМК РАН (петербургские археологи). Курс именно что популярный — он предназначен для геологов и географов, в целом заточен на неспециалистов и точно будет интересен широкой аудитории.

Среди спикеров – весь цвет петербургской палеолитологии, включая Сергея Васильева (зав. отделом палеолита ИИМК РАН), Александра Очередного (начальника Верхнедеснинской экспедиции),Андрея Синицына (руководителя Костенковской экспедиции и героя недавнего фильма «Дневная поверхность» о Костенках), Ольгу Лозовскую (зав. экспериментально-трасологическим отделом ИИМК РАН) и других ведущих палеолитчиков страны.

Лекции проходят раз в неделю, по пятницам в 15-00. Чтобы подключиться онлайн по Zoom, необходимо прислать заявку (ФИО, аффилиация, если есть, и имейл) на электронный адрес: evolgeogr21@mail.ru. Кроме того, лекции транслируются в режиме реального времени на Youtube, для их просмотра регистрация не нужна.

#хорошийнаучпоп


Сегодня, в последний день краудфандинга, закрою старый гештальт и расскажу вам о нескольких небольших, но очень достойных телеграм-каналах, авторов которых знаю лично и за качество которых ручаюсь.

Канал sehurni ведет ассириолог Борис Александров – Борис Евгеньевич был среди моих преподавателей на кафедре истории древнего мира МГУ им. Ломоносова, некоторое время работал в Коллеж де Франс, сейчас преподает еще и в Вышке, а на канале публикует интересные сюжеты из истории древней Месопотамии, научной литературы и источников шумеро-аккадского круга.

https://t.me/sehurni

Музей материальной культуры – телеграм-канал Вари Бусовой, археолога, реставратора, научного сотрудника ИИМК РАН, которая много лет исследует древних кочевников Тувы, возглавляя отряд Тувинской экспедиции РАН, а в 2021 году она и вовсе стала автором одного из самых неожиданных открытий года – её отряд обнаружил в вечной мерзлоте южной Тувы первую стоянку Раннего железного века, – хотя сам канал больше посвящен необычным археологическим экспозициям в музеях мира.

https://t.me/archaeologymuseums

Автор канала citydzenЕвгений Гришунов, историк-урбанист, антрополог, аспирант ИАЭ РАН, постоянный участник Смоленско-Гнёздовской экспедиции @gnezdovo_project, пишет про «память места», городскую идентичность и про то, как пространство города актуализирует прошлое (недавний выпуск подкаста «Выход в город» с его участием именно про это), и собственных научных исследованиях.

https://t.me/citydzen

Наконец, еще один мой товарищ по Смоленско-Гнёздовской экспедиции, пока еще студент кафедры археологии МГУ, хотя уже намного превзошедший своих сверстников (и многих представителей старшего поколения) Серафим Гончаров, тоже завел телеграм-канал Материальный источник, где классно и доступно объясняет, как работают археологи в 21-м веке, какие методы используют, и почему их выводам можно – и нужно – доверять.

https://t.me/materialsource

P.S. Хотя краудфандинг, первый в четырехлетней истории этого канала, закрывается сегодня в полночь, главный итог в целом уже понятен — среди вас есть немало людей, которым небезразлична судьба канала, которые хотели бы и дальше читать об археологии, открытиях, экспедициях, иероглифах, следить за научными и научно-популярными проектами, и которым небезразлична судьба археологического наследия.

Спасибо за поддержку! Она невероятно вдохновляет. Так что ждите новых телеграм)

https://www.tinkoff.ru/cf/7od291M5rJq

#заметкиополях


​​​​​​​​Следы дворцового комплекса и крепости VI в., «эпохи короля Артура», обнаружены в ходе раскопк позднесредневекового замка Тинтагель (сер. XIII в.) в западной Англии в августе 2016 года. По легенде, король Артур, один из самых известных героев европейской средневековой литературы, родился именно в замке Тинтагель. Историчность фигуры Артура сомнительна, но некоторые ученые считают, что основным прототипом Артура мог быть вождь кельтского племени бриттов, живший на рубеже V-VI вв. и сохранивший о себе память в позднейшей легендарной традиции.

Дата открытия: 3 августа 2016г.

#главныеоткрытия21века




​​Провели неделю на Урале.

Побывали в Чердыни, Покче, Соликамске – древних столицах Перми Великой, русского средневекового княжества, которое сыграло ключевую роль в покорении уральских народов в эпоху Ивана III и Василия III. К слову, именно история чердынских князей легла в основу выдающегося романа Алексея Иванова «Сердце Пармы» (всем рекомендую).

Чердынь невероятная. Сегодня этот некогда могучий форпост Московского государства, где в 1535 году построен первый на Урале (!) кремль, стал крохотной деревушкой с населением четыре тысячи человек. Но деревушкой ухоженной, живой, с точеными резными домиками, расчищенными тротуарами, не-покосившимися заборами, полудюжиной церквей.

Последние десять лет на Троицком холме – городище, где стоял Чердынский кремль, – идут работы по воссозданию его башен: их фундамент изучен в ходе раскопок 1970-х под руководством Шмырова (пока восстановлены две, одна из них на фото). С этого же холма открывается космический вид на речку Колву и бескрайнюю уральскую тайгу, которую здесь ласково именуют «пармой». 300 км от Перми, шесть часов дороги через снежную сказку – и вы один-на-один с этой красотой, в самом сердце пармы.

Рождество встретили в Верхотурье, уже по другую сторону уральского хребта. По сути, Верхотурье – это «город-монастырь», который с XVII века имеет статус духовной столицы Урала. Здесь находится третий по величине собор в России (после Храма Христа Спасителя в Москве и Исаакия в Питере). Отстояли в нем рождественскую службу, в том числе, в качестве, этнографического опыта. Здесь же, в Верхотурье, сооружен единственный на Урале каменный кремль. По стечению обстоятельств, он же стал последним из построенных в России (1690-е годы).

В наши дни Верхотурье, как и Чердынь – это, по сути, большая деревня, где живет немногим более восьми тысяч человек. Но вид на Верхотурский кремль и Никольский монастырь настолько грандиозный, что на секунду может показаться, что ты смотришь на подмосковную Троице-Сергиеву Лавру. Впрочем, взгляд на окрестный пейзаж, срубные дома, густой дым, валящий из десятков труб и стелящийся низко по Туре, безбрежная тайга, приводят в чувство – это Урал, и здесь начинается Сибирь.

#заметкиополях


​​Мой текст года.

Каналу «Археология Тудей» четыре года. Все публикуемые здесь тексты об экспедициях, древних майя, Руси, викингах, научных открытиях, событиях, конференциях – это результат личного опыта, рефлексия моей научной работы и интересов. Без копипаста. Без репостов.

Мне кажется важным создавать свой контент, изобретать новые форматы. Всегда спрашиваю себя – что было бы интересно читать / смотреть лично мне, как подписчику? Так, появился цикл короткометражек о российских археологических экспедициях, который мы сделали с Фондом «Таволга», когда это еще не было мейнстримом. Еще пример #главныеоткрытия21века — рубрика о том, что выдающиеся археологические находки и сюжеты, о которых мы читали в детских книжках, возможны и сегодня. Да, на оригинальный контент уходит больше времени, чем на копипаст и репост. Да, собирать проще, чем создавать. Но таков путь, если в силах создавать – создавай сам.

Лично для меня научпоп – не менее важное дело, чем сама наука. Ведь рассказывать о научных прорывах, о том, как добываются эти знания – значит формировать сознательное гражданское общество, бережно относящееся к своей истории, своей исторической памяти, культурному наследию. Сейчас это особенно актуально.

А еще на канале нет рекламы.

Хотя подобные предложения поступают часто, и их становится больше по мере роста канала. Мне говорят – «возможно, если монетизировать канал, ему можно было бы уделять больше времени, тратить на него больше ресурсов». Пожалуй, так. И хотя мне бы не хотелось превращать мой личный миниатюрный храм научпопа в рыночную площадь, время от времени приходится думать о форматах монетизации (хотя условный патреон тоже не выглядит панацеей — скорее обременением для читателей и переходом взаимоотношений в какую-то иную плоскость).

В результате этих размышлений пришла идея эксперимента. Речь идет не о регулярном донатинге, но о разовом краудфандинге, как акте доверия и поддержки со стороны читателей, своего рода, «манифесте веры», веры в то, что такой контент нужен, что его необходимо развивать. Сумма сбора рассчитана исходя из числа читателей и возможного перевода (в среднем для её достижения нужно 20 рублей с подписчика, хотя и понятно, что это условный расчет). По ссылке ниже можно перевести на канал «АрхеоТудей» любую сумму, от тех самых 20 рублей и больше.

Краудфандинг продлится до конца января 2022 года. Если он окажется успешным, если канал покажет себя востребованным (кажется, лучшего индикатора для этого попросту нет), его ждет «перезапуск» – в течение всего года обязуюсь публиковать четыре поста в месяц, или пост в неделю, возродить рубрики #главныеоткрытия21века и #новостиархеологии, при этом продолжив писать, но уже на регулярной основе, о научных инсайдах и своих исследованиях (тем более что год обещает быть насыщенным и интересным).

Такой общественный договор.

Надеюсь, из него что-то выйдет. И поздравляю с наступающим — пусть 2022-й будет для всех нас продуктивным, увлекательным и содержательным. Постараюсь со своей стороны сделать его для вас именно таким.

https://www.tinkoff.ru/cf/7od291M5rJq

#заметкиополях


​​Еще один отличный телеграм-канал по истории Средних веков – Medieval Legacy, его ведет Тимур Шаипов, выпускник кафедры Истории Средних веков исторического факультета МГУ и (что важно) победитель «Битвы истфаков», главного конкурса в стране для студентов-историков, организуемого Михаилом Родиным совместно с National Geographic, РАН и сообществом профессиональных историков.

Канал @medieval_legacy самобытный и точно достоин внимания. Тимур часто цитирует средневековые источники, с которыми работает в рамках своих исследований, дает нестандартные оценки, казалось бы, хорошо известным сюжетам и событиям. Через призму его рефлексии они часто начинают восприниматься иначе. Словом, канал из разряда must-subscribe для всех тех, кто интересуется – а. историей; б. историей Средних веков, в. теорией (и методикой) исторической науки.

https://t.me/medieval_legacy

#хорошийнаучпоп


Смоленско-Гнёздовская экспедиция ГИМ, МГУ им. М.В. Ломоносова и МЗ «Гнёздово» анонсировала на своем канале @gnezdovo_project второй Гнёздовский открытый онлайн-семинар, который состоится сегодня вечером. Узнать новую порцию эксклюзива от одной из ведущих экспедиций России можно онлайн, отправив заявку на gnezdovo.project@gmail.com

https://t.me/gnezdovo_project/50

#заметкиополях


Залили на ютуб записи нашего семинара по иероглифике майя на Европейской конференции майянистов, которая проходила 7-11 декабря. Мой сотьютор, основной тьютор семинара, его автор и идейный вдохновитель, Вепрецкий последовательно выступает за общий, равный доступ к новым данным. Это достаточно редкий подход для майянистики, академической среды, где большинство исследователей держится за эксклюзивность материала, редко им делится, и где апология авторских прав порой доходит до абсурда.

Наш воркшоп был устроен совсем иначе. Вепрецкий, как мейн-тьютор, представил на семинаре огромное количество новых собственных наработок – это и 3D-модели на основе фотограмметрии для плохо читаемых, поврежденных иероглифических монументов, и новые прорисовки старых текстов, и тд. Вообще на моей памяти (а на конференциях EMC я участвую с 2009 года, сначала как слушатель, теперь 2-й год как тьютор) получился один из самых насыщенных воркшопов — по части новых материалов, идей, чтений иероглифов. И уж точно, пожалуй, самый «оупен-сорс» семинар. В этом смысле публикация видео на ютубе – еще один важный момент этого нового подхода, открытости и прозрачности. Как мы обсудили между собой, как Дейнерис, мы пытаемся сломать это колесо, потому что в свое время с нами никто и ничем не делился.

В отличие от семинара 2019-го года в Кракове, на этот раз моя роль была достаточно скромна, с Сандрой Висканта Хохряковой из Кнорозовского центра мы по большей части ассистировали Вепрецкому, чтобы справиться с внушительной аудиторией слушателей (около 40 человек). Ну, и сделал одну презентацию, и то скорее методологическую и источниковедческую – как работать с иероглифическими текстами, как реконструировать политическую историю майя по скупым фрагментам отдельных надписей. Несколько слов про герменевтику, еще щепотка – про принципы внутренней и внешней критики источников. Достаточно подробно разобрал кейс канульского царя К’ак’-Ти-Ч’ич’а – одного из, а возможно, что и самого могущественного правителя майя VI века, о котором еще пять лет не было известно вообще ничего, пока Дмитрий Беляев из Центра им. Кнорозова (РГГУ) и Саймон Мартин из Пенсильванского университета не сделали свое совместное открытие.

Словом, по ссылке – прям эксклюзив, фрагмент второго дня семинара. Там как раз презентация (шикарнейшая) Вепрецкого о том, как буквально на наших глазах целый корпус текстов о ранних царях Канульского царства, царях, которые до недавнего времени считались полулегендарными и не вполне всамделишными, превращается в настоящий источник по реальной(!) истории Кануля первой половины I тыс. новой эры, как мы находим эти доказательства. Там же – мой доклад о базовой методологии чтения текстов и К’ак’-Ти-Ч’ич’е (осторожно – английский язык)

https://youtu.be/_LuO7mp9gIQ

#полевыебудни


На канале Алексея Пивоварова «Редакция» вышел двухчасовой фильм о Кнорозове с участием Юрия Березкина, Дмитрия Беляева, Сергея Вепрецкого ( ̷в̷ ̷р̷о̷л̷и̷ ̷з̷а̷в̷с̷е̷г̷д̷а̷т̷а̷я̷ ̷K̷n̷o̷r̷o̷z̷o̷v̷ ̷б̷а̷р̷а̷) и даже Стивена Хаустена.

https://youtu.be/F4MRWuTebRE

#хорошийнаучпоп

Показано 20 последних публикаций.