Баканов про ...


Гео и язык канала: Россия, Русский


Привет, я Денис.
Уже 15 лет в ИТ, а в 2021 закончил MBA в РАНХиГС.
В канале рассказываю про опыт запуска стартапа и разработку ИТ-продуктов, делюсь полезными ссылками и мыслями.
Создаю крутые решения в своей студии https://apeek.ru
TG: @dbknv

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Статистика
Фильтр публикаций


Парам пам пам 

Последний год сложно дается вести Telegram канал. То релокация в другую страну, то стартап, то отсутствие желания писать. Все это преследовало меня в 2023 году. А еще есть ощущение, что люди устали читать текстовый контент. А шортсы и рилзы съедают все внимание аудитории. Продолжаете еще читать телегу регулярно? У меня получается прям эпизодически. 

За прошлый год появилась возможность снимать сторис у Telegram от имени каналов. Но, кажется, что оно вообще не взлетело. По крайней мере, в моих подписках. Вот думаю попробовать новый формат, но без рекомендательной машинки в Telegram, кажется, что нет особого смысла. 

На финал для этого сообщения оставил подведение итогов за прошлый год. Надеюсь, что все уже провели собственную ретроспективу по прошлому году и поставили цели на этот год. Я тоже сделал это. Но поделиться хочу аналитикой по затраченным часам.

Есть у меня такой пунктик записывать в Toggl время. Писал про это год назад тут. Из важного понял, что в году около 3000 осознанных часов для жизни. Остальное съедается микроделами или сном. Вот его еще не добавил для трекинга 🙂 Из этого делаем простой вывод, чтобы стать профи в каком-то деле/бизнесе. Нужно потратить волшебные 10 000 часов. Это 3 полных года вообще не отвлекаясь ни на что другое.




Врываюсь в Новый год с инсайтами из прошлого года по проекту Джунипро.

🚀Вспоминая 2023 год, мы отмечаем много преодоленных испытаний. Мы экспериментировали, проверили гипотезы, ошибались и получали удовольствие в работе.

👉С января 2023 года наш стартап в HR-Tech приобрел форму, с MVP продукта, стабильным ручейком продаж и сформированной командой.

🎯Однако, нашей главной проблемой был отсутствие специалиста по маркетингу и продажам в B2C сегменте, что не позволило нам оптимизировать затраты на привлечение клиента и увеличить прибыль с первой продажи клиенту.

⚡После первого акселератора мы поняли, что 80% денег в HR в сегменте B2B. Мы также заметили, что интенсивная работа с каждым клиентом в B2C сегменте тратит наши ресурсы, не принося ожидаемого LTV.

🔄Наши планы претерпели изменения - изначально мы планировали запускать HR-платформу с разнообразными функциями, включая GPT чат и нейросети, но в итоге преобразовались в маркетплейс менторов и консультантов. Мы потеряли фокус и ушли не туда, куда планировали изначально.

❗К сожалению, это помешало нашему участию в акселераторе ФРИИ, который мы очень хотели пройти. Так как мы не стали делать ИТ решение с самого начала.

🔄Несмотря на сложности 2023 года, в 2024 году мы планируем перестроиться, переориентируясь на B2B сектор, собрать новую команду и открыть новые горизонты для проекта.


НЕЧЕТКИЕ ЗАДАЧИ В РАБОТЕ

Один из ключевых навыков сеньора – умение переваривать неопределенные задачи. Начнем с первого лица компании – CEO. Его основная задача – приносить прибыль акционерами или инвесторам. К нему задачи не приходят в Jira или Notion. Ему не дают пошаговый план, что нужно сделать. Задачи приходят абстрактные, из которых нужно вытащить запрос, подумать и найти решение. 

К CTO приходят с запросом «сделай что хочешь, но чтобы 1 млн транзакций в секунду был». А к разработчикам приходят к конкретным ТЗ от системной и бизнес-аналитики. Остается уже реализовать написанное. Да тут креатива может быть не меньше, но глубина запроса и постановки задачи может отличаться на порядок. 

Крутому продакту легко поставить задачу «увеличь метрику Х за время Y». Начинающему нужно разжевывать, что и зачем следует. Где находятся точки кратного роста и куда следует прилагать усилия головного мозга. 

Чем детализированная задача к тебе прилетает, тем ближе ты к джуну. Справедливо и обратное.


ЧИТАЮ БЕЗ ЗАПРОСА

Существует мнение, что читать книги нужно по запросу. Например, нужно прокачаться по маркетингу – читай книги про маркетинг, хочешь разобраться с управлением командами – читай про командообразование. С бизнес-литературой, вроде бы понятно. А что делать с художкой тогда? Какой внутренний запрос нужен? 

Мне кажется, что художка отвечает на несколько запросов:

1. Отвечает на неявный запрос. У меня бывает, что сформулированного запроса нет. Но есть что-то, что пока в голове похоже на облако тегов. И вот тогда книга помогает поймать ощущение, сформировать запрос и ответить на него. Проще говоря, материалы книги обогащают область знаний и работает, как фильтр.

2. Сохранить историю на будущее. И когда появится ситуация, то мозг сразу поднимает историю для обсуждения. Так, у меня было с несколькими книгами «Задача трех тел»  и «Ложная слепота». Прям недавно они мне пригодились для ответа на вопрос «как будут выглядеть люди через 1 млн лет» 🙂 

Если обобщить, то нет ничего плохого читать без конкретного запроса, но главное, чтобы был интерес к материалу в книге. Многие знания перетекают из одной области в другую. И читая про воспитание детей, можно запросто подметить лайфхаки работы с командой. Если есть книга по горящему запросу, то лучше ее прочитать. Если такой книги нет, то лучше прочитать хоть какую-то, чем ничего не читать.


Репост из: Джунипро | Карьерная поддержка
🧑🏼‍💻 Даниил Чернов: после 5 лет в маркетинге не понимал, как использовать свой опыт

В последнем проекте Даниил вообще был одновременно продуктовым маркетологом, проджект- и продакт-менеджером. Итог такой: стрессанул, выгорел и уволился 🤧

После увольнения Даниил понял, что не знает, как использовать свой опыт и позиционировать себя на рынке. Но всё закончилось даже лучше, чем в самых смелых мечтах

👉🏻 Прочитать историю и зарядиться


А у нас в Джунипро еще один успешный кейс трудоустройства на прошлой неделе. 🚀


ТРАТИМ ВРЕМЯ ВПУСТУЮ В РАЗГОВОРАХ

Регулярно замечаю, что обсуждение рабочих задач неэффективно. Где-то половина, а то и больше, разговора только по существу, а остальное время уходит впустую. Это, кстати, еще сильно зависит от культурного кода в стране. Так, в России мы обсуждаем больше деталей, а в Испании будет больше обсуждения личного и что поесть на обед. Это нужно учитывать в кросс-культурных командах. 

А ведь можно это время потратить на спорт, кофе, покурить, выпить – каждому свое. Но нет, мы собираем бесконечные звонки и обсуждаем задачи без четкого плана и подведения итогов. 

Вот не нужно сразу обсуждать задачу! Как обычно происходит? Один ставит задачу, рассказывая и описывая ее. Потом задает «вопросы есть?». И вторая сторона, даже не подумав начинает вываливать вопросы один за одним – все то, что пришло в голову и захотелось уточнить. Именно в этот момент в голову приходит какая-то ерунда. А разговор уходит из структурного русла во что-то абстрактное. До ключевых вопросов бывает дело просто не доходит, т.к. заканчивается время встречи. И мы планируем следующий созвон или встречу по этому вопросу.

Идеальный путь примерно такой. 

Получить задачу → осмыслить ее → подождать (хотя бы день) → задать вопросы по существу. Главное тут, как вы уже поняли, дать время на подумать. Нет никакого смысла сразу бросаться в ее решение в моменте. Но уточнить можно.  Я не говорю, что услышал, ушел, завтра начал обсуждение. Тут важно прочувствовать момент, когда суть задачи понятно. Ведь бывает, что задача есть, а вот что делать совершенно непонятно. Вот тогда стоит сразу уточнить в моменте. 

Это контринтуитивное действие, но пауза — отличный ускоритель процессов. Проверено лично, что вопросы после небольшой паузы становятся по существу и на обсуждение уходит в разы меньше времени.


БУДЬ КРЕАТИВНЫМ ПРОДАКТОМ

Недавно в одном комьюнити встретил обсуждение, что продакт — это довольно шаблонная работа. Сказать больше – это набор фреймворков, которые нужно заботать.

Фреймворки нужны, чтобы структурировать окружающий хаос и разложить действия по полочкам. В интернет этих фреймворков если не десятки, то скорее сотни. Кажется, что даже 1000 можно собрать, если постараться (есть такие сайты агрегаторы). 

Но продукт существует в неопределенности. И первая мысль, которая возникает это найти правильный фреймворк, который идеально подойдет под данную ситуацию. А дальше только делай все последовательно: А → Б  → С. И в этот момент мы снимаем с себя нагрузку и ответственность. Вот посмотрите, я использую Lean Canvas и у меня все расписано, значит, я делаю все правильно. Это с рынком, что-то не так. А у меня все хорошо.  

Но я считаю по-другому. Продакт – это творческая профессия. А вся суть творчества заключается в том, что ему приходится из пазлов и кусочков каждый раз собирать работающий конструктор. Тут подсмотрел подход, тут прикрутил фреймворк, тут откатился и выкинул все то, что уже не работает. 

Очень тяжело взять и натянуть бизнес, продукт или процессы на какой-то готовый фреймворк. Я не говорю, что это не возможно. Тот же SAP отлично продает коробочные решения, внедрение которых вынуждает компанию загонять себя в рамки их продукта. Да, конечно, это тоже работает и многим помогает. Но не всем. 

Любой массовый инструмент – это что-то среднее. Как швейцарский нож, который выполняет задачу, но не так хорошо, как отдельный инструмент. 

Без индивидуальности и уникальности получаются такие же средненькие продукты, которые похожи друг на друга. Пойди попробуй еще найти 10 отличий. Наверное, вот тут продакт может быть чисто машиной, которой принимает решения на основе бест-практиса. Но к чему это приведет в будущем? 

Я всегда топлю за то, что нужно погружаться в процессы и причины. Нужно смотреть и наблюдать за рынком. Глубоко понимать техническую и бизнес-часть продукта. Такого продакта на интервью я могу узнать за несколько вопросов. Они думают. Да просто думают и рассуждают, а не просто дают правильный ответ. В любом продукте, идее или стартапе нет просто правильных ответов, т.к. много неизвестных переменных, которые нужно учитывать при принятии решений. Есть компромиссы, на которые нужно идти, чтобы не стоять на месте в ожидании подходящего времени и возможностей.

И последнее. Изучать фреймворки нужно, это расширяет кругозор и дает базу для принятия решений. Но использовать их бездумно не стоит.


РОЛИ ФАУНДЕРА В ПРОЕКТЕ

Фаундер или фаундеры в компании могут выполнять разные роли. Попробовал немного подумать через призму своего опыта на разных стадиях.

• Только идея. До продакт-маркет-фита главная задача – это найти связку продукта и рынка. В это время максимальное количество времени и усилий фаундера уходит на работу с рынком. Нужно лично пройти через все проблемы клиентов и найти для них подходящее решение. И, конечно, важно, чтобы за него платили клиенты. А еще лучше рекомендовали ваш продукт по сарафану. На этом этапе важно понять, какие конкуренты уже есть и что они предлагают своим клиентом. Нужно работать с четырьмя силами, которые тянут клиентов к и от использования продукта. Писал про них в этом посте

• Стадия роста. На этом этапе уже есть первые продажи. Вероятно, это еще не река Амазонка, а тоненький ручеек клиентов. Первые воронки привлечения клиентов уже работают. Тут нужно переходить на другую роль – ускорять процессы роста, фокусироваться на том, что сработало и отбрасывать, что не получилось. На этом этапе чаще всего начинаются проблемы с деньгами в компании. Ведь нужно увеличивать затраты на маркетинг и команду, а выручки еще не хватает. От этого начинают хромать все процессы и выполнение задач. Их становится слишком много, а ресурсов слишком мало. И вынужденно приходится балансировать на грани. 

• Зарабатываем деньги. К этому моменту уже понятен и рынок, и клиенты, и продукт. «В этом мире уже все понятно». Если хватает денег на процессы и людей – настал момент, когда стоит этим заняться. Тут уже и финансы стоит оптимизировать, искать новые и более дешевые точки контакта с аудиторий. Но бывает, что на этом этапе приходится откатываться назад. Например, понимаем, что продукт продается, но не в тех объемах. Аудитория есть, но процент платящих слишком малый и за 1-2 года не получится кратно вырасти. 

Если подумать, то роли в команде всегда будут плавающими до тех пор, пока не выстроена довольно жесткая связка продакт-маркет-фита и не появятся выделенные люди на свои задачи. Вот тогда фаундер и команда уже более стабильная получается.


Про аксель

Как, многие мои подписчики, вы уже знаете, что я с командой Джунипро подавался в программу акселерации в StarTech VC. Набор проходил в июне. Там прошел питч-день и 40 стартапов отобрали из 160 заявок. 

За следующие три месяца мы работали над продуктом, маркетингом, контентом. Сложно сказать над чем не работали. Были и взлеты, когда мы в неделю привлекали много клиентов, а были недели, когда не могли закрыть сделки. 

В программе акселя две основных ценности: трекеры и обучение. 

У нас был крутой трекер Егор. Мы собирались с ним раз в неделю, разгоняли вопросы и генерили идеи. Иногда даже слишком быстро и много идей накидывали. Поэтому следующие две или три недели работали только над ними. Дополнительно общались в чате в режиме adhoc, когда появлялись вопросы. 

Два раза в неделю были вебинары. И тут уже не все так гладко было. Часть спикеров откровенно рекламировали свои услуги. Другие были просто интересные. И было около пяти очень крутых спикеров. Мне запомнились из СБЕРА, МТС. Была прямая возможность задать вопросы, которые беспокоили, но не было кому их задать. По сути, они рассказывали на что смотрят инвесторы в 2023 году. Какой мультипликатор выручки должен быть, какая стадия продукта и его сфера.  

На выходе был питч-день. Кстати, на него добралось только 24 проекта. И после него получили два контакта из SberUnity и brainbox.VC.

В следующий раз расскажу, что мы успели сделать более детально. И зачем мы подались в ФРИИ СПРИНТ, который стартует в январе 2024.


Репост из: Джунипро | Карьерная поддержка
Как искать работу и делать карьеру в ИТ?

В этом году IT сфера стала самой популярной у выпускников школ и у тех, кто хочет сменить профессию. Это неудивительно, айти дает множество преимуществ! Удаленная работа, востребованность на рынке, достойный заработок, интересные и новые задачи. Но конкуренция в сфере усиливается, и новичкам попасть в ИТ становится всё сложнее. Но только не клиентам Джунипро. Мы помогаем всё большему числу наших участников получить такой желанный и важный оффер.

Чтобы поддержать всех, кто ищет работу и хочет построить карьеру в ИТ мы проведем вебинар в прямом эфире!

Вебинар «Битва за Dream Job: пишем резюме, которое откроет двери в IT»

Резюме — главный способ выделить себя среди других. На оценку одно резюме у HR-специалист уходит около 20 секунд. Если за это время резюме зацепит, его прочитают до конца. Если нет — резюме закроют и вас не пригласят на интервью.


Что будет на вебинаре:

1. Разберем несколько ваших резюме в прямом эфире
2. Покажем распространённые ошибки в резюме и расскажем, как их не допускать
3. Покажем, как нейронные сети помогают в составлении резюме
4. Расскажем, как мы помогаем найти работу в ИТ и Диджитал

Наши карьерные консультанты, Светлана Гусева и Анастасия Щукова, больше 10 лет нанимают сотрудников в крупнейшие компании: «Росгосстрах», «Яндекс», «Магнит», «ТЕХНОНИКОЛЬ». Они точно знают, на что смотрят HR-специалисты, и расскажут об этом вам.


✅Как записаться:

1. Перейти в Telegram-бота
2. Нажать кнопку «Записаться на вебинар»

Вебинар пройдет 18 октября в 17:00 (МСК)

Фраза «мы вам перезвоним» наконец-то станет правдой!


Привет, ребят. Давно не писал в канал, т.к. довольно высокая загрузка в двух моих проектах — Apeek & Джунипро. Еще 22 сентября планировал начать выкладывать сторис в ТГ от имени канала, но увы. Пока не получается найти время. Обещаю исправиться уже в ближайшее время.

Я сегодня подарочки принес – бесплатный вебинар про резюме от Джунипро. Если кому интересно записывайте через нашего бота Джупи. А еще он умеет отвечать на вопросы про карьеру и не только. Правда иногда бывает груб и резок в формулировках. Вот такой он – с характером.

А про посты я не забыл, уже два подготовил на эту неделю. Вот бы был такой сервис, записал голосовое, а он тебе форматированное сообщение подготовил и опубликовал в соц.сетях.


Истории от имени каналов

Ну что попробуем вести истории от имени канала?

Голосуем по ссылке:
https://t.me/bakanov_pro?boost

Если не работает, то нужно обновить телегу.


Еще немного про насмотренность

Прошлые посты: раз, два, три и четыре.

Чем больше вы наблюдаете за другими продуктами, тем больше вы накапливаете свою базу знаний. Узнаете, как работают приложения, посадочные страницы, воронки продаж и все остальное. Придумать что-то свое, уникальное и с нуля – сложно. Наверно, даже невероятно сложно. Любая идея в своей основе содержит смешение других идей и продуктов. Чем больше знаешь, тем быстрей можешь принимать решения в нестандартных ситуациях интуитивно. 


Насмотренность может быть разной:

• Продуктовая насмотренность. Когда ты смотришь за другими продуктами на рынке и знаешь, как они работают. Что используют и какие паттерны применяются. 

• В другой сфере. Видишь, что механика работает в одной сфере и ее можно перенести в свою. Часто это слышно в питчах: мы как убер для вещей, мы амазон для пончиков. 

Вообще, можно попробовать провести такой эксперимент (но я сам еще не делал). Взять и скачать топ 50 приложений из appstore и изучить их. Кажется, что если каждое разобрать на частички, то получится много интересных выводов.


10 крутых бизнес-каналов от первого лица

Авторы - предприниматели, которые создают компании как на международном, так и на российском рынке.

- Артура Цыкунова
- Романа Тимченко
- Александра Патушинского
- Юрия Самохвалова
- Виталия Крылова
- Ивана Глушенкова
- Сергея Нефедова
- Гаджимурада Алиева
- Дениса Баканова
- VIsion Club

Сохраняйте папку по ссылке. Дайте ребятам шанс, почитайте неделю.


Счастье клиента

Представьте, что вы приходите в продуктовый. Сначала не понимаете почему входная дверь не открывается. Потом оказывается, что нужно заходить через другую, а эта сломана. В отделе с хлебом все батоны и багеты перепутаны по прилавкам. Даже мазик лежит где-то в центре. Собрались взять два круассана, а они прилипли и просто так их не взять, нужно отрывать. Идете за овощами, а там закончились пакеты. Остался только один, а нужно набрать разных. Пошли взвешивать, а там нужно вбить восьмизначный код. Он написан на стикере возле прилавка 20 кеглем. 

И вот вы на кассе. Вам все пробили, вы достаете карту и вам говорят, что оплата только наличными и желательно без сдачи. Сегодня терминал не работает. И вот вы счастливый идете к банкомату снимать наличку. Еще немного и покупки будут в дома.

А есть рядом магазин, в котором все хорошо. Овощи на месте, хлеб свежий, пакетов достаточно. И даже на весах вместо номеров нужно выбрать категорию на сенсорном экране. На выходе вас ждет касса самообслуживания и оплата по QR коду. 

Вот оно счастье клиента и его пути от первого контакта до чекаута. Куда он вернется в следующий раз?


Делюсь успешными кейсами Джунипро

Если кто-то не помнит или пропустил, то у меня есть второй проект Джунипро. В нем мы помогаем найти работу и подбираем стратегию развития в ИТ и диджитал специальностях, с опытом карьерных консультантов и менторов. Мы потихоньку растем – у нас в команде уже 3 карьерных консультанта и 16 менторов из разных ИТ-сфер.

До последнего откладывали ведение социальных сетей из-за нехватки ресурсов. И вот, кажется, что сейчас готовы раскрутить маховик контента. В сентябре решили вернуться к ведению Telegram канала Джунипро. Пока подготовили контент-план и начали писать небольшие постики. Потихоньку будем настраивать процесс выпуска контента на регулярной основе. 

А сейчас хочу поделиться нашими успешными кейсами с клиентами


Ребят привет
 
Давно не писал в канал – был занят в двух своих проектах. В одном из них проходим программа акселерации в StarTech.vc. Так получилось, что последние 1.5 года продержался без отдыха и с почти всеми рабочими выходными. 

И ожидаемо, оно пришло – накопленная усталость и выгорание от задачек. Сгонял в отпуск, отдохнул. За две недели всего один раз мак открывал и еще пару раз рабочие чаты почитал. И знаете, помогло. Вернулся заряженный, но все равно чувствуется, что не на 100%. Пока потихоньку вливаюсь в будни и задачи по бизнесу. 

А вы как боретесь с выгоранием и усталостью?


Меняем сознание

Пришла в голову мысль, которой решил поделиться.

Обучение, коучи, менторы, мастермайнды и комьюнити - это не самоцель. Это инструмент для изменения себя. Если не изменить привычные подходы и взгляд на мир, то ничего не получится. Важно впитать новые практики и подходы.

Вообще, изменения даются тяжело, а мозг не любит перестраивать привычные сценарии. Можно сказать, что это сила привычки, которая снижает когнитивную нагрузку на мозг. Книга «Сила привычки»

Если новые знания противоречат сформированному мировоззрению, то они плохо приживаются. Мы их просто отфильтруем и не положим во внутреннюю базу знаний. А оставим только то, что входит, как пазлик в общую картину. Книга «Думай медленно, решай быстро»

Единственный вариант, который я знаю - это отбросить свое сомнительное я и поверить, что бывает по-другому. Каждый раз ловить себя на мысли, когда новая инфа не заходит. В такие моменты обязательно докапываться почему происходит отторжение. Может спикер плохой, а, может, преза так себе, а, может, инфа идет вразрез с опытом.

Иногда замечаю такое поведение за спецами со стажем в любой сфере. «Да кто ты такой, чтобы меня учить. Я уже 100500 лет в сфере, знаю все лучше других.» А это и есть ловушка, в которую попадает мозг.

Потратил деньги и не изменил себя - зря потратил деньги.

Показано 20 последних публикаций.