Инициатива Минфина распечатать Фонд национального благосостояния (ФНБ) для экспортных кредитов нашла нового оппонента в лице Счетной палаты (СП). Аудиторы поддержали мнение Центробанка, что расходовать стратегические финансовые резервы на поддержку экспортеров является преждевременным. Они жестко раскритиковали предложенную поправку в Бюджетный кодекс, позволяющую расходовать средства фонда. По их мнению, такое расширение статей расходов ФНБ создаст риски для долгосрочной устойчивости бюджетной системы и роста экономики.
Борьба за триллионы рублей, отложенных в качестве демпфера на случай падения мировых цен на нефть охватила все ветви федеральной власти. Напомним, что ранее Правительство одобрило поправки в Бюджетный кодекс, допускающие расходование ФНБ при достижении объема фонда более 7% ВВП. Но депутаты не поддержали министров: думский комитет по бюджету и налогам отказался согласовывать эту поправку, пока она не будет одобрена Центробанком и Счетной палатой.
Стоит отметить, что позиция ЦБ РФ и СП базируется на том, что если из средств ФНБ тратить 1–2% ВВП в год, влияние на экономику и реальный валютный курс будет аналогичным, как если бы цена отсечения в бюджетном правиле была повышена до $50—60/баррель. Регулятор затруднился спрогнозировать финансовый эффект бюджетной новеллы, но напомнил, что сегодня уровень отсечки сверхдоходов составляет $41,6/баррель.
По действующим правилам фонд аккумулирует все доходы от продажи нефти выше этой планки. Но даже при таком условии, при снижении цены на нефть до $30/баррель, через 5 лет выпадающие нефтегазовые доходы бюджета составят почти 9% ВВП. Соответственно значительно повышение этого порога существенно сократит наполнение ФНБ, который будет одновременно уменьшатся за счет новой статьи расходов на экспортное кредитование. Именно поэтому Центробанк настаивает на повышении гарантийного объема ФНБ минимум до 10% ВВП, чтобы увеличить запас прочности бюджета на случай резкого обвала мировых цен на углеводороды. @banksta
Борьба за триллионы рублей, отложенных в качестве демпфера на случай падения мировых цен на нефть охватила все ветви федеральной власти. Напомним, что ранее Правительство одобрило поправки в Бюджетный кодекс, допускающие расходование ФНБ при достижении объема фонда более 7% ВВП. Но депутаты не поддержали министров: думский комитет по бюджету и налогам отказался согласовывать эту поправку, пока она не будет одобрена Центробанком и Счетной палатой.
Стоит отметить, что позиция ЦБ РФ и СП базируется на том, что если из средств ФНБ тратить 1–2% ВВП в год, влияние на экономику и реальный валютный курс будет аналогичным, как если бы цена отсечения в бюджетном правиле была повышена до $50—60/баррель. Регулятор затруднился спрогнозировать финансовый эффект бюджетной новеллы, но напомнил, что сегодня уровень отсечки сверхдоходов составляет $41,6/баррель.
По действующим правилам фонд аккумулирует все доходы от продажи нефти выше этой планки. Но даже при таком условии, при снижении цены на нефть до $30/баррель, через 5 лет выпадающие нефтегазовые доходы бюджета составят почти 9% ВВП. Соответственно значительно повышение этого порога существенно сократит наполнение ФНБ, который будет одновременно уменьшатся за счет новой статьи расходов на экспортное кредитование. Именно поэтому Центробанк настаивает на повышении гарантийного объема ФНБ минимум до 10% ВВП, чтобы увеличить запас прочности бюджета на случай резкого обвала мировых цен на углеводороды. @banksta