Практический опыт разработки бизнес-планов: риски, ошибки, решения 📝
Ни одно серьезное дело нельзя начать без составления бизнес-плана. Его можно набросать и самостоятельно, но обязательно следует показать юристу, экономисту и маркетологу. Ниже о типичных ошибках при создании бизнес-плана и о том, как их избежать. 👇🏻
Открытие любого бизнеса подразумевает тщательное планирование и расчет. Расчет расходов, прогнозирование рисков, доходности, текущих затрат. Разработка бизнеса-плана под любое дело — это огромный объем работы, требующий участия аналитиков, маркетологов, бухгалтеров и даже юристов.
Примерное содержание бизнес-плана:
🔸 Основная концепция бизнеса, сфера деятельности и основные направления работы.
🔸 Правовая информация: законодательная база, сведения о лицензиях, ограничениях, нормативной документации.
🔸 План финансирования и инвестиционные источники.
🔸 Проектное предложение по конкретной деятельности, анализ имеющихся активов, материалов, средств реализации.
🔸 Срок реализации бизнес-плана.
🔸 Расчет затрат на первоначальный старт проекта, примерный расчет рентабельности/выручки.
🔸 Расчет затрат на текущую деятельность за определенный период.
🔸 Организационная структура, персонал.
🔸 Стратегия продвижения и маркетинга проекта.
🔸 Анализ рынка и возможного спроса.
Какие ошибки возникают при разработке бизнес-планов?
👉🏻 Отсутствие планирования операционной деятельности на ближайший год
Повсеместная ошибка! Предприниматель посчитал, сколько ему нужно на запуск дела. Рассчитал расходы на товар/материалы/рекламу. Но забыл посчитать текущие платежи в ближайший год.
👉🏻 Юридические ошибки
Подчас предприниматель планирует свой бизнес, даже не вникая, что и как нужно оформлять в правовом поле. И речь не о банальной регистрации ИП или компании — речь именно о нормативном регулировании отдельных видов деятельности.
👉🏻 Завышенные доходы
Каждому хочется быть успешным, что всегда найдет свое отражение в бизнес-плане. В первую очередь — чрезмерно завышенными ожидаемыми доходами. Например, планирование доходности объекта без учета сезонности. Или же грубый подсчет «на глазок». Если вы сомневаетесь, что данные объективны — делите их на два. Это как минимум.
👉🏻 Организационные упущения
Чаще всего такую ошибку допускает «коллективный бизнес», когда друзья, родственники или просто знакомые пытаются что-то организовать. Аспекты регулирования их вклада (и речь не о финансах!) в проект не прописываются и даже не оговариваются.
👉🏻 Нулевой маркетинг
В идеале на каждое дело должен готовиться полноценный раздел плана продвижения. На практике же маркетинговые хлопоты прописываются одной строчкой.
Ни одно серьезное дело нельзя начать без составления бизнес-плана. Его можно набросать и самостоятельно, но обязательно следует показать юристу, экономисту и маркетологу. Ниже о типичных ошибках при создании бизнес-плана и о том, как их избежать. 👇🏻
Открытие любого бизнеса подразумевает тщательное планирование и расчет. Расчет расходов, прогнозирование рисков, доходности, текущих затрат. Разработка бизнеса-плана под любое дело — это огромный объем работы, требующий участия аналитиков, маркетологов, бухгалтеров и даже юристов.
Примерное содержание бизнес-плана:
🔸 Основная концепция бизнеса, сфера деятельности и основные направления работы.
🔸 Правовая информация: законодательная база, сведения о лицензиях, ограничениях, нормативной документации.
🔸 План финансирования и инвестиционные источники.
🔸 Проектное предложение по конкретной деятельности, анализ имеющихся активов, материалов, средств реализации.
🔸 Срок реализации бизнес-плана.
🔸 Расчет затрат на первоначальный старт проекта, примерный расчет рентабельности/выручки.
🔸 Расчет затрат на текущую деятельность за определенный период.
🔸 Организационная структура, персонал.
🔸 Стратегия продвижения и маркетинга проекта.
🔸 Анализ рынка и возможного спроса.
Какие ошибки возникают при разработке бизнес-планов?
👉🏻 Отсутствие планирования операционной деятельности на ближайший год
Повсеместная ошибка! Предприниматель посчитал, сколько ему нужно на запуск дела. Рассчитал расходы на товар/материалы/рекламу. Но забыл посчитать текущие платежи в ближайший год.
👉🏻 Юридические ошибки
Подчас предприниматель планирует свой бизнес, даже не вникая, что и как нужно оформлять в правовом поле. И речь не о банальной регистрации ИП или компании — речь именно о нормативном регулировании отдельных видов деятельности.
👉🏻 Завышенные доходы
Каждому хочется быть успешным, что всегда найдет свое отражение в бизнес-плане. В первую очередь — чрезмерно завышенными ожидаемыми доходами. Например, планирование доходности объекта без учета сезонности. Или же грубый подсчет «на глазок». Если вы сомневаетесь, что данные объективны — делите их на два. Это как минимум.
👉🏻 Организационные упущения
Чаще всего такую ошибку допускает «коллективный бизнес», когда друзья, родственники или просто знакомые пытаются что-то организовать. Аспекты регулирования их вклада (и речь не о финансах!) в проект не прописываются и даже не оговариваются.
👉🏻 Нулевой маркетинг
В идеале на каждое дело должен готовиться полноценный раздел плана продвижения. На практике же маркетинговые хлопоты прописываются одной строчкой.