Бензоколония


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Новости и СМИ


Канал о самом ценном, что есть в России - трубе. Не простой, а газовой и нефтяной. Все новости отрасли, аналитика и инсайды - тут.
ИД НОМ idnom.ru
По вопросам сотрудничества или для связи с редакцией - @id_nom


Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Новости и СМИ
Статистика
Фильтр публикаций


Придётся подвинуться: Россия вытесняет Иран с китайского нефтяного рынка, сообщает Bloomberg.

За несколько ближайших месяцев экспорт нефти из Ирана упал с пиковых 1 млн баррелей в сутки до 750 тыс. баррелей. Иран вынужден постоянно увеличивать скидки на свою нефть для китайцев, ведь Россия делает то же самое со своей нефтью марки ESPO, поставляемой с Дальнего Востока.

При этом наибольшая часть иранских поставок идёт в обход официальной статистики. В случае снятия санкций Тегеран будет готов увеличить поставки на рынок до 2-3 миллионов баррелей в сутки. А в перспективе страна сможет нарастить объемы выпуска нефтепродуктов до 4-6 миллионов баррелей.

Когда 5 декабря европейский рынок закроется для российских нефти окончательно, усилится конфликт интересов за Китай с Ираном и Саудовской Аравией. Будет иметь место либо «договорняк», либо вечная борьба скидок.


Репост из: Страховой случай
⚡️ Еврокомиссия, оказывается, разрешила европейским компаниям страховать часть транзитных поставок удобрений, угля, некоторых углеводородов и ряд сопутствующих товаров, кормов для животных, древесины и цемента, товаров первой необходимости из РФ.

Но лишь в тех случаях, когда это нужно для «успешной борьбы с отсутствием продовольственной и энергетической безопасности во всем мире» и «во избежание любых потенциальных негативных последствий» в третьих странах.

Но делать это придется очень внимательно. Оглядываясь на предыдущие решения Совета ЕС, которые запрещали всё для всех. В любом случае, забота о третьих странах - это так мило.


​​❗️«Диверсия» на «Северных потока»: факты, версии.

Первые сообщения об аварии и падении давления на неиспользуемом «Северном потоке-2» стали поступать в 13-14 по московскому времени. Тогда всем казалось, что это будничное происшествие.

Однако уже в 22:00 появились новости об аналогичном падении давления в обеих нитках «Северного потока-1». И тогда стало ясно, что случившееся не может быть случайностью.

При этом «утечки» произошли аккурат рядом с исключительной экономической зоной Дании, но не внутри неё, а в международных водах. По нынешней информации об ограничении судового сообщения в этой зоне и «дырах в трубопроводах», из которых хлещет газ, мы можем судить, что ситуация очень серьезная.

Представитель оператора Nord Stream заявил, что сроки восстановления работоспособности пока оценить невозможно, разрушения масштабные. А власти Германии и Дании уже заявили, что не исключают диверсию на трубопроводах.

Кому выгодны диверсии?

Если отбросить теории заговора о мировом правительстве, террористических группировках и «совпадении», то пока вырисовывается два основных варианта:

1️⃣ Первая версия: диверсия выгодна США🇺🇸 и русофобским группировкам в Европе 🇪🇺. Они хотят, чтобы ЕС и РФ даже в долгосрочной перспективе не возобновили добрососедские отношения и разорвали экономические, в том числе в энергетике. Вывод из строя обоих потоков приедет к тому, что у Германии и прочих не будет соблазна помириться с Россией в период наиболее холодных моментов зимы. А США смогут обеспечить себе рынок СПГ вдолгую. Своеобразные гарантии в общем.

2️⃣Вторая версия – поломка «Северных потоков» выгодна российской стороне 🇷🇺, чтобы обосновать дальнейший отказ от поставок газа в ЕС. А главное, чтобы усилить враждебную риторику в адрес Евросоюза и США, обвинить их в диверсии и усилить противостояние. Тогда уже никто не обвинит РФ, что она не принимает с ремонта турбины из Германии.

Обе эти версии можно довести до абсурда и представить какую-то из сторон как абсолютное зло. Но по факту ни ЕС, ни России не выгодно полностью разрывать энергетические отношения и лишать друг друга всяких шансов на их улучшение. У США уже есть СПГ-рынок Европы, и этот тренд ничто не изменит, даже окончание конфликта на Украине. Поэтому скорее речь идёт о неких оппортунистских, радикальных влиятельных группировках в элитах какой-то из стран.

Кому-то очень хотелось усилить противостояние РФ и ЕС, нивелировать даже возможности роста поставок газа. Но в случае потепления отношений потоки можно будет починить и ввести обратно в строй – было бы желание.


⚡️ЧП на нитке «Северного потока-2»: резко упало давление с 300 до 7 бар. Возможна утечка технического газа, который находится в трубе с прошлого года для поддержания давления.

О случившемся проинформированы береговые охраны Германии, Дании, Швеции, Финляндии и России. Ведётся расследование.


Телеграм-каналы перепутали ядерные ракеты и газовое оборудование.

У многих коллег на свет божий выползли фото почти двухнедельной давности с доставкой «ужасных огромных ядерных ракет». Но великий (еще и устаревший!) ужас оказался ничем иным, как ректификационными колоннами для строительства газохимического завода «Русхимальянса» в Усть-Луге.

По этому поводу даже губернатор Ленинградской области Антон Дрозденко успокаивал местных жителей еще 15 сентября фразой «это не ракеты».

Забавное все-таки у людей представление о ядерных ракетах…


В России сложился профицит метанола и СУГ. Из-за сокращения экспорта в Европу производители вынуждены продавать метанол в Китай по заниженным ценам, лишь бы не останавливать производства, перезапуск которых будет очень затратным.

Частично останавливать заводы приходится «Томск Газпрому», «Щекиноазоту», «Метафраксу», «Томету» и другим. Из 4,5 млн т производимого в РФ метанола, 2 млн т идет на экспорт, и внутренний рынок не может их поглотить.

Компаниям придется забыть о своих планах по расширению выпуска метанола, которые они так лелеяли в прекрасном по нынешним меркам 2021 году. Среди перспективных метаноловых проектов, которые теперь под вопросом:

📍Линия на Находкинском заводе минеральных удобрений Артема Оболенского – 1 млн т метанола в год, начиная с 2023 года;

📍Площадка «Еврохима» в Кингисеппе, мощность которой составила бы 1,7 млн т с запуском в 2023 году;

📍Завод по производству метанола на 1,8 млн тонн в Усть-Луге бывшего депутата Госдумы Виталия Южилина;

📍Проект на 1,7 млн т в год Балтийской газохимической компании (владелец — «Балтийский метанол» Ильи Трабера и Владимира Круглова).


⚡️Потери Европы от энергетического кризиса составили почти €500 млрд, пишет Bloomberg.

€314 млрд потратили 27 стран Евросоюза и рекордные €178 млрд одна только Великобритания.


❗️СПГ лишают налоговых льгот: правительство решило резко поднять налог на прибыль для таких проектов, хотя это противоречит ранее согласованным условиям их реализации. В случае принятия инициативы в бюджет начнет поступать дополнительно по 200 млрд рублей ежегодно.

Налог на прибыль для СПГ-проектов могут увеличить до 32%. 17% будут идти в региональный бюджет и 15% в федеральный.

В первую очередь решение коснется «Ямал-СПГ» «НОВАТЭКа» и «Сахалин-2» «Газпрома». Но в обоих случаях есть вопросы.

1️⃣ По «Ямал-СПГ» действует межправительственное соглашение между Россией и Китаем (китайским инвесторам в проекте принадлежит почти 30%), которое включает обязательство по сохранению «благоприятных налоговых режимов». Де-юре российская сторона может ухудшить налоговые условия, но это сильно не понравится нашим теперь таким близким китайским коллегам, которым придется платить в бюджет на 28-34 млрд рублей в год больше.

Кроме того, для проекта «НОВАТЭКа» до 2029 года должна была действовать региональная льгота по налогу на прибыль: она составляет 13,5% вместо 18%.

2️⃣ По «Сахалин-2», который недавно перешел в российскую юрисдикцию указом президента, все еще действует соглашение о разделе продукции (СРП). К таким проектам применяется стандартная налоговая ставка на прибыль в 20%. Также для проекта действует исключение по распределению этого налога: 75% идет в федеральный бюджет, 25% в региональный. И получается, что правительство уже сейчас получает 15% налога на прибыль, и новая ставка увеличит лишь доходы регионального бюджета с 5% до 17% (на 45-50 млрд рублей).

Когда-то СПГ-проекты не просто были в приоритете: их холили и лелеяли. Но как говорили в одной известной кинофраншизе, «настали темные времена». Теперь платить будут все.


Документ о мобилизации сотрудников Минэнерго, который распространяли коллеги, оказался фейком, заявили в ведомстве.

Вчера в телегам-каналах разошлось якобы письмо за подписью первого замминистра энергетики Павла Сорокина о том, что Минэнерго должно направить своих сотрудников на мобилизацию для выполнения плана по призыву в субъектах РФ. Якобы все работники мужского пола должны явиться в военные комиссариаты для уточнения данных до 5 октября, а предприятия горнодобывающего комплекса почему-то определены «как базовые» для реализации указа президента Владимира Путина о частичной мобилизации.

Пресс-служба Минэнерго привела целый ряд аргументов, чтобы опровергнуть подлинность письма:
📍его нет в электронной системе документооборота;
📍Павел Сорокин находится в командировке и физически не мог его подписать;
📍письмо на неверном бланке (это бланк ответа вместо основного письма);
📍там неверно указана должность Сорокина

В общем в министерстве назвали это «очередным фейком».


В России закрываются газовые заправки на радость «Газпрому».

Была у правительства такая программа про развитие газомоторного транспорта в России. Финансировали строительство заправочных станций (на одну такую можно было получить до 36 млн рублей) и перевод машин на газовое топливо. Но старались не особо, из 50 млн автомобилей газовыми стали от силы 1,5 миллиона, а потом власти вообще переключились на финансирование СПГ-транспорта.

И заправки начали закрываться. Всего их в РФ порядка 650, и за 1,5 года закрылось 20. Эксперты отмечают, что если спрос на газ среди автомобилистов не вырастет, может закрыться 40% таких заправок. И самое забавное, что остальные 60% принадлежат «Газпрому».

Компания в лице гендиректора Виктора Зубкова, конечно, тоже критиковала неразумный подход правительства к газомоторному транспорту, т.к. были потрачены десятки миллиардов на создание инфраструктуры заправок. Но без конкурентов в виде частников газпромовская сеть выживет и, может, даже вырастет.

А беда всей этой истории с газовыми заправками привычная для страны и заключается в полном бардаке. Субсидии на строительство заправок выделяли от балды, строили их сами инвесторы в нерентабельных местах без клиентов и из подержанного оборудования, чтобы уложиться в 36 млн выплат от государства (хотя такие заправки стоят 40-80 млн рублей), а затем перепродавали бизнес.


«Газпром» вознамерился построить 22 небольших СПГ-завода за 130 млрд рублей. Компания хочется заработать на росте потребления СПГ в качестве газомоторного топлива, заявил топ-менеджер компании Алексей Кахидзе.

При этом не уточняется, на чьих технологиях будут работать заводы. Скорее всего, на отечественных. Пока что в России есть своё оборудование только для малотоннажного производства СПГ.

Забавно, ведь буквально в декабре 2021 глава совета директоров того же «Газпрома» Виктор Зубков жестко критиковал правительство за сворачивание поддержки перевода автомобилей на КПГ и переход на поддержку транспорта на СПГ. Теперь, получается, «Газпром» сам входит в тренд, который определили власти неудобным компании решением, и тоже решил поделить рынок СПГ-транспорта.


«ЛУКОЙЛ» вынуждают продать третий по мощности НПЗ в Европе американцам.

Речь идет о заводе ISAB на итальянской Сицилии, единственным владельцем которого стал «ЛУКОЙЛ» в 2013 году. Его мощность составляет 16 млн т в год и он производит почти четверть (22%) топлива в Италии.

После введения эмбарго на российскую нефть со стороны ЕС, стало понятно, что после 5 декабря, когда санкции вступят в силу, завод по сути можно просто закрывать, т.к. он снабжается полностью российской нефтью. А это грозит небывалым топливным кризисом для Италии.

Тогда власти задумались о перепродаже завода от «ЛУКОЙЛа» какой-нибудь другой компании, но точно не российской. После национализации активов «Роснефти» в Германии итальянцы еще больше укрепились в своем решении.

Так вот по данным Financial Times, на НПЗ претендует «дочка» американской инвесткомпании Crossbridge Energy Partners, которая уже провела оценку проекта. Также интерес есть со стороны швейцарского трейдера Vitol и норвежской нефтяной компании Equinor.

Сумма сделки, так же как и реальное желание топ-менеджеров «ЛУКОЙЛа» продавать завод неизвестны. Но после выхода из проекта, компания уже-не-Алекперова потеряет итальянский рынок, что в принципе не удивительно с учетом почти полного ухода из Европы вообще.


⚡️⚡️⚡️В нефтегазовых компаниях якобы начинают собирать людей на мобилизацию для участия в военных действия на Украине.

Telegram-каналы сообщают, что в «Газпроме» сегодня рассылают по отделам распоряжение с требованием подготовить списки работников, которые могут попасть под частичную мобилизацию, объявленную Путиным.

А в «Сургутнефтегазе» рассылают вот такое письмо.⬇️

Там требуют обеспечить явку граждан, находящихся в запасе, в военные комиссариаты для вручения им повесток на сборы. Письмо подписано заместителем гендиректора по кадрам компании.

Впрочем, аналогичные распоряжение расходятся по «Сбербанку», но некоторые каналы пишут, что в неформальной беседе с сотрудниками начальство предлагает им взять отпуска и улететь за границу.


⚡️Акции нефтегазовых компаний РФ валятся вместе с рынком на фоне геополитических новостей о референдумах и рисках введения военного положения. Так же важный негативны фактор: планы правительства увеличить налоговую нагрузку на отрасль. Ключевые энергетические компании падают в диапазоне 4-9%.

Наблюдаем на рынке некий ренессанс 24-го февраля…


❗️Правительство собралось обложить энергетику новыми налогами на 3 трлн рублей. Это нужно для покрытия дефицита бюджета страны, сообщают источники «Ъ».

Предлагаются довольно радикальные меры:

📍Повысить экспортную пошлину на газ с 30% до 50% при цене свыше $300 за тыс. кубов (средняя цена «Газпрома» при поставках в Европу сейчас – $2800 за тыс. кубов) – принесет в бюджет до 2025 года 1,23 трлн рублей;

📍Повысить тарифы для потребителей газа внутри страны и НДПИ – принесет 278 млрд рублей до 2025 года;

📍Ввести экспортную пошлину на СПГ, производители которого сейчас фактически освобождены от нее – принесет 200 млрд рублей ежегодно;

📍Повысить экспортную пошлину на нефть в 1,5 раза, что даст 240 млрд рублей бюджету в течение 2023 года. Потом в рамках налогового маневра экспортная пошлина на нефть должна обнулиться;

📍Продлить действие скорректированного демпфера на бензина до 2025 года, что даст по 190 млрд рублей ежегодно.

Суммарно вместе с экспортной пошлиной на уголь и удобрения эти меры принесут бюджету дополнительно 1,4 трлн рублей в 2023 году и 3,15 трлн рублей до конца 2025 года. Инициатива будет обсуждаться в правительственной комиссии по бюджетным корректировкам сегодня.

Почему власти решили насесть именно на энергетику и именно сейчас? Потому что стоимость нефти в мире падает, скидки на Urals сохраняются, а где-то даже растут, что ведет к дефициту бюджета до конца года в размере 2,3 трлн рублей (писали об этом ранее). Потому что энергокомпании все равно получают колоссальные прибыли от роста стоимости энергоносителей и с кого, как не с них собирать налоги. И, наконец, потому что рубль, как видим, ослабить не получается из-за вялого импорта, что приводит к снижению рублевых доходов бюджета.

Но к этим предложениям есть вопросы. Например, соглашение о разделе продукции на СПГ-проекте «Сахалин-2» и межправительственные договоры между РФ и Китаем запрещают ухудшения налоговых условий. То есть правительству придется обходить собственные нормы, например, вводя акцизы на СПГ и договариваться с участниками проектов, например, за счет передачи новых месторождений.

Также не слишком удачной выглядит идея изъятий у «Газпрома», которому сейчас нужны триллионы рублей на переориентацию поставок газа из Европы, чей рынок компания почти потеряла, в Азию.


❗️В Казахстане назвали дату полного восстановления прокачки нефти через КТК.

Два из трех выносных причальных устройств, остановленных 22 августа из-за обнаруженных повреждений танков плавучести, возобновят свою работу в октябре. Об этом сообщил глава Минэнерго Казахстана Болат Акчулаков, подчеркнув, что все детали для ремонта есть в наличии, а много времени занимала лишь мобилизация судна.

«По КТК - там не такая большая проблема. Все полностью материалы и оборудование, необходимые для замены, есть в наличии. Вся проблема в том, что для него специальное судно нужно мобилизовать. 20 с лишним дней идет на мобилизацию судна, которое может заменить это оборудование. Сама замена занимает неделю. Это не проблема, в октябре он врубится по полной», – сказал Акчулаков.

При этом в самом КТК данную информацию комментировать отказались.

Как мы писали ранее, остановка двух из трех выносных причальных устройств (ВПУ) означает падение экспорта через этот маршрут в 1,5 раза. Однако, в сентября то же Минэнерго Казахстана сообщало, что экспорт их нефти идет без ограничений, т.к. в стране и так наблюдается падение добычи и даже одного ВПУ им пока достаточно.


🇺🇦Глава ОГТС Украины Макогон назвал диверсией свое увольнение.

Интересная ситуация складывается в украинской энергетике. Судя по всему, начался так называемые газовый передел: лобби «Нафтогаза» вытесняет своего же бывшего топ-менеджера Сергея Макогона с должности главы оператора «Газотранспортная система Украины».

Ранее с 2014 по 2019 год Макогон возглавлял «Укртрансгаз», который управлял магистральными газопроводами в стране и принадлежал «Нафтогазу». Но потом эти функции были переложены на независимого оператора в рамках третьего энергопакета ЕС, который предписывает разделять деятельность по добыче и поставкам газа.

Так вот над ОГТСУ сидят «Магистральные газопроводы Украины» (МГУ), 100% акций которой принадлежат кабмину страны. И 16 сентября наблюдательный совет Магистральных газопроводов уволил Макогона с поста главы ОГТСУ, о чем последний узнал, находясь в командировке.

Макогон назвал это диверсией и попыткой заблокировать реформу корпоративного управления в ОГТСУ, в рамках которой он предлагал устранить структуру МГУ, как лишнее звено в управлении. Эту идея поддержали Европейский союз, секретариат энергетического сообщества и Всемирный банк.

«Не знаю, что это? Диверсия — парализовать работу стратегической компании во время войны и начала осенне-зимнего периода?» — задался он вопросом. Он назвал это решение безответственным и опасным для всей страны.

При этом Макогона пытаются убрать из ОГТСУ еще с 2020 года. Поговаривают о его конфликте с главой «Нафтогаза» Юрием Витренко из-за желания последнего поделить доходы от транспортировки российского газа, которые сейчас полностью идут ОГТСУ. Свой интерес есть и у Минэнерго Украины, в котором хотят видеть на посту главы оператора замминистра Николая Колесника.

Судя по всему, Макогон стал слишком независимым, что на Украине, как и в России, не одобряют, когда дело касаются огромных денег. Например, в 2020 году после отделения от «Нафтогаза» ОГТСУ получила прибыль в размере 28 млрд гривен. Ему не нравилось, что члены МГУ лезли в дела оператора и пытался минимизировать влияние Минэнерго. Но, кажется, Минэнерго-таки удалось «минимизировать» самого Макогона.


В России может сложиться дефицит зимнего дизеля. Минэнерго это отрицает.

По словам главы Российского топливного союза Евгения Аркуши, в России исторически производилось меньше зимнего дизеля, чем потреблялось. И это действительно так: внутреннее производство – 14 млн т, потребление – 19-20 млн т в год.

Поэтому нехватку восполняли за счет суррогатов: продуктов, получаемых путем смешения авиационного керосина и среднедистиллятных топлив (включая летние сорта заводского дизтоплива) на нефтебазах. Однако в этом году авиакеросина для смешивания на базах почти в 4,5 раза меньше, чем в прошлом.

Просто потому, что производители суррогата не получают демпферных выплат в отличии от НПЗ, а значит проигрывают им ценовую конкуренцию и снижают производство. Либо отправляют продукцию на экспорт.

В результате уже сейчас мы видим волнение на рынке, когда объем продаж зимнего дизеля на санкт-петербургской бирже на 20% превышает показатели прошлого года, а торгуется он по куда более высоким ценам. Также происходит раннее накопление запасов зимнего дизеля на складах ВИНКов. То есть компании опасаются, что дизеля может не хватать.

В Минэнерго же привычно называют топливный рынок стабильным. Там говорят, что спрос на зимний дизель сейчас возрос из-за ранних холодов, а 90% производства зимнего дизеля идет именно на внутренний рынок, так что дефицита не ожидается. При этом про ситуацию с суррогатами министерство умалчивает.


Германия хочет закупать нефть у Казахстана по нефтепроводу «Дружба» для НПЗ в Шведте.

Все-таки красиво немцы придумали. Сначала заберём у «Роснефти» ее же НПЗ, который полностью снабжался российской нефтью. А потом станем закупать нефть для отобранного у РФ актива по российскому же трубопроводу. У российского конкурента, который по совместительству ещё и союзник. Ведь президент Токаев хоть и действует в рамках национальных интересов Казахстана в вопросах экспорта, но на Москву все же поглядывает.

Не совсем понятно, как эта схема поставок казахстанской нефти по «Дружбе» укладывается в голове у немцев.


​​Самое большое здание в Европе станут меньше освещать ночью, чтобы сэкономить энергию.

Речь идет о румынском парламенте площадью аж 350 тыс. кв метров, построенном по указу лидера румынских коммунистов Николае Чаушеску. Расходы на электроэнергию здания сейчас ежемесячно превышают $200 тыс., что сопоставимо со счетами среднего румынского города. Парламент потребляет порядка 1 млн кв/ч, что в условиях европейского энергокризиса – непозволительная роскошь.

Теперь подсветку комплекса ночью будут включать только на два часа, лампы заменят на светодиодные, установят новые окна и утеплитель для снижения расходов на отопление.

На самом деле, в Румынии с газом и электроэнергией все не так плохо по сравнению с общей ситуацией в Евросоюзе. Хотя цены на электричество на спотовом рынке там сейчас находятся на втором месте по величине в ЕС, страна сама обеспечивает собственной потребление электроэнергии на уровне 85-95%. Также в Румынии добывается газ, а разведанные запасы оцениваются в 200 млрд кубов. Тем не менее власти до апреля 2023 года ограничили потребительские цены на газ и электричество.

Показано 20 последних публикаций.