Очень надеюсь, что затея с книгами детства не затухнет, вот попросила Сережу с отличного соседнего канала "Читаю с сыном" @books4kids написать о своих особенно впечатливших книгах его детства-отрочества
(и вы тоже пишите!) Итак:
Хозяйка «Библиодуша» просит вспомнить главные книги детства. И я, закрывая глаза, мысленно содрогаюсь.
Сеанс аутогипноза возвращает меня к Загадке, Ужасу и Знанию — трём камням, в фундаменте моего детского чтения.
Загадка
Похищения, старые семейные тайны, воровство, шантаж, поджоги и даже страх смерти... Всего этого в избытке было в детских детективах. Каждый из моих друзей, что рос в 90-е, прошёл через серию «Чёрный котёнок». Яркие обложки, кроваво-красный кант и мурчащий Шерлок Холмс на экслибрисе. Притом, что детские детективы прямо таки захлестнули рынок детской литературы из всей массы особым качеством выделялись сочинения Энид Блайтон и серия «Альфред Хичкок представляет». Проглядывая их уже взрослым, убедился, что, да, читать было незазорно: живые персонажи, хороший язык, умелая интрига и головокружительные приключения, буквально на заднем дворе. После чтения было жаль только того, что в Москве не так легко отыскать автосвалку, в недрах которой можно устроить штаб-квартиру.
Ужас
Думаете, я включил режим иронии? Вот с ужасом всё было серьёзно. Во-первых, это знаменитый сборник «Пионовый фонарь» с омерзительным мертвецом на обложке: череп, с которого слазит сухая кожа и остатки волос — позаимствован с гравюры Утагавы Куниёси. Череп приглашал в мои ночные кошмары лис-оборотней кицунэ, паучих-оборотней, змей-оборотней, призраков-... нет, не оборотней. Книгу мне начал читать папа, затем, немного пугаясь, я брал сам.
Во-вторых, четырёхтомник Русских сказок. Обложка, иллюстрации Билибина в оформлении. Весь четвёртый том был посвящён страшным сказкам. Кажется, лет в десять я уже посмотрел «Зловещих мертвецов», «Чужого» и «Кошмар на улице вязов», но от сказок меня действительно холодило ужасом. Ожившие мертвецы, колдуны, людоеды. И два главных моих кошмара: Лихо, которое забирается тебе на горб, ты и не заметишь как, и портит жизнь. К земле гнёт, радость прогоняет, хворь наводит, соками твоими питается. Чуть позже мы все познакомимся с фэнтезийными дементорами. Когда подрастём — повстречаемся с депрессией. Но уже в детстве, вкус будущего кошмара мне стал знаком. Второй пугавший меня невероятно сюжет был о временной яме. Шёл мужик по лесу, в овраг спустился, заночевал, выбрался — а сто лет и минуло. Не могу до конца объяснить чем же меня пугали эти сказки: тем, что у героя умерли все, кого он знал? Одиночеством героя? Потерянностью? Не знаю чем именно, но, как хороший ужас, пугали именно необъяснимо.
Знание
Знание было не менее пугающим, пусть и более авантюрным. Ночь. Мальчик. Лопата. Кладбище. Нет, я просто приведу слова, которые колоколом до сих пор звучат в моей голове: «В этой могиле был похоронен злодей Хенниг, по прозвищу Бранденкирль. Рассказывали, что он заживо сжег одного пастуха, а потом ударил его, уже обуглившегося, мертвого, ногой. Это не прошло Бранденкирлю даром: как говорили, каждый год его левая нога в шелковом чулке и башмаке вылезала из могилы». Это про юного Генриха Шлимана, который уже взрослым бросит доходную и стабильную работу ради мечты детства и откопает гомеровскую Трою. Не трудно догадаться, что ещё долгие годы на вопрос: «Кем ты хочешь стать?», я отвечал — «Археологом!» И, вот, я вырос. В каком там возрасте герр Шлиман бросил торговое представительство в Петербурге ради мечты?..
(Кто ещё готов поделиться воспоминаниями о книгах детства, пишите же! В рубрику #книгидетства)
(и вы тоже пишите!) Итак:
Хозяйка «Библиодуша» просит вспомнить главные книги детства. И я, закрывая глаза, мысленно содрогаюсь.
Сеанс аутогипноза возвращает меня к Загадке, Ужасу и Знанию — трём камням, в фундаменте моего детского чтения.
Загадка
Похищения, старые семейные тайны, воровство, шантаж, поджоги и даже страх смерти... Всего этого в избытке было в детских детективах. Каждый из моих друзей, что рос в 90-е, прошёл через серию «Чёрный котёнок». Яркие обложки, кроваво-красный кант и мурчащий Шерлок Холмс на экслибрисе. Притом, что детские детективы прямо таки захлестнули рынок детской литературы из всей массы особым качеством выделялись сочинения Энид Блайтон и серия «Альфред Хичкок представляет». Проглядывая их уже взрослым, убедился, что, да, читать было незазорно: живые персонажи, хороший язык, умелая интрига и головокружительные приключения, буквально на заднем дворе. После чтения было жаль только того, что в Москве не так легко отыскать автосвалку, в недрах которой можно устроить штаб-квартиру.
Ужас
Думаете, я включил режим иронии? Вот с ужасом всё было серьёзно. Во-первых, это знаменитый сборник «Пионовый фонарь» с омерзительным мертвецом на обложке: череп, с которого слазит сухая кожа и остатки волос — позаимствован с гравюры Утагавы Куниёси. Череп приглашал в мои ночные кошмары лис-оборотней кицунэ, паучих-оборотней, змей-оборотней, призраков-... нет, не оборотней. Книгу мне начал читать папа, затем, немного пугаясь, я брал сам.
Во-вторых, четырёхтомник Русских сказок. Обложка, иллюстрации Билибина в оформлении. Весь четвёртый том был посвящён страшным сказкам. Кажется, лет в десять я уже посмотрел «Зловещих мертвецов», «Чужого» и «Кошмар на улице вязов», но от сказок меня действительно холодило ужасом. Ожившие мертвецы, колдуны, людоеды. И два главных моих кошмара: Лихо, которое забирается тебе на горб, ты и не заметишь как, и портит жизнь. К земле гнёт, радость прогоняет, хворь наводит, соками твоими питается. Чуть позже мы все познакомимся с фэнтезийными дементорами. Когда подрастём — повстречаемся с депрессией. Но уже в детстве, вкус будущего кошмара мне стал знаком. Второй пугавший меня невероятно сюжет был о временной яме. Шёл мужик по лесу, в овраг спустился, заночевал, выбрался — а сто лет и минуло. Не могу до конца объяснить чем же меня пугали эти сказки: тем, что у героя умерли все, кого он знал? Одиночеством героя? Потерянностью? Не знаю чем именно, но, как хороший ужас, пугали именно необъяснимо.
Знание
Знание было не менее пугающим, пусть и более авантюрным. Ночь. Мальчик. Лопата. Кладбище. Нет, я просто приведу слова, которые колоколом до сих пор звучат в моей голове: «В этой могиле был похоронен злодей Хенниг, по прозвищу Бранденкирль. Рассказывали, что он заживо сжег одного пастуха, а потом ударил его, уже обуглившегося, мертвого, ногой. Это не прошло Бранденкирлю даром: как говорили, каждый год его левая нога в шелковом чулке и башмаке вылезала из могилы». Это про юного Генриха Шлимана, который уже взрослым бросит доходную и стабильную работу ради мечты детства и откопает гомеровскую Трою. Не трудно догадаться, что ещё долгие годы на вопрос: «Кем ты хочешь стать?», я отвечал — «Археологом!» И, вот, я вырос. В каком там возрасте герр Шлиман бросил торговое представительство в Петербурге ради мечты?..
(Кто ещё готов поделиться воспоминаниями о книгах детства, пишите же! В рубрику #книгидетства)