По самым скромным оценкам, в 2020 году число трудовых мигрантов в России сократилось на 25%. В ответ на это с начала текущего года заработал механизм точечного ввоза трудовых мигрантов на стройки страны, а с 1 апреля было открыто авиасообщение с Таджикистаном и Узбекистаном (это страны, из которых до пандемии в Россию шел основной приток иностранной рабочей силы).
Однако эксперты отмечают, что «восстановить приток мигрантов в ближайшее время будет сложно».
Разберемся, почему:
📈 Точечный ввоз работников на стройки доступен только крупным компаниям с годовой выручкой более 2 млрд. рублей, и согласования занимают около месяца.
✈️ Регулярные рейсы появились, но самолеты летают только раз в неделю, билеты дорогие, и те раскуплены на долгое время вперед. Но и это еще не все препятствия.
🚲 Несмотря на то, что зарплаты иностранных работников на стройках выросли до 50-70 тыс. рублей, гастарбайтеры не спешат наниматься на тяжелую физическую работу и вместо этого идут работать курьерами в службы доставки. Там работники тоже нужны и зарплаты заметно подросли.
🦠 При этом многие не хотят возвращаться на работу в Россию прямо сейчас. Люди опасаются ехать на заработки из-за очередного роста заболеваемости коронавирусом и риска повторного закрытия границ. Кроме того, ослабление рубля к доллару и инфляция делают зарплату иностранных работников менее привлекательной, ведь большинство вынуждено экономить на расходах здесь, чтобы отправить средства валютным переводом семье на родину.
Во всей этой истории с перекрытыми каналами трудовой миграции главное, наверное, то, что пришлось признать зависимость России от иностранной рабочей силы. Получается, что в ответ на этот вызов волей-неволей придется улучшать условия труда и повышать зарплаты в отраслях, столкнувшихся с дефицитом работников.
Мэр Москвы Собянин в прошлом году уже говорил о том, что дефицит трудовых ресурсов в сфере ЖКХ будет преодолен за счет механизации ручного труда. Хорошо бы перейти к современным технологиям и в других отраслях. И было бы неплохо на государственном уровне признать и финансово поддержать модернизацию производственных процессов и уход от тяжелого неквалифицированного труда там, где это возможно.
Однако эксперты отмечают, что «восстановить приток мигрантов в ближайшее время будет сложно».
Разберемся, почему:
📈 Точечный ввоз работников на стройки доступен только крупным компаниям с годовой выручкой более 2 млрд. рублей, и согласования занимают около месяца.
✈️ Регулярные рейсы появились, но самолеты летают только раз в неделю, билеты дорогие, и те раскуплены на долгое время вперед. Но и это еще не все препятствия.
🚲 Несмотря на то, что зарплаты иностранных работников на стройках выросли до 50-70 тыс. рублей, гастарбайтеры не спешат наниматься на тяжелую физическую работу и вместо этого идут работать курьерами в службы доставки. Там работники тоже нужны и зарплаты заметно подросли.
🦠 При этом многие не хотят возвращаться на работу в Россию прямо сейчас. Люди опасаются ехать на заработки из-за очередного роста заболеваемости коронавирусом и риска повторного закрытия границ. Кроме того, ослабление рубля к доллару и инфляция делают зарплату иностранных работников менее привлекательной, ведь большинство вынуждено экономить на расходах здесь, чтобы отправить средства валютным переводом семье на родину.
Во всей этой истории с перекрытыми каналами трудовой миграции главное, наверное, то, что пришлось признать зависимость России от иностранной рабочей силы. Получается, что в ответ на этот вызов волей-неволей придется улучшать условия труда и повышать зарплаты в отраслях, столкнувшихся с дефицитом работников.
Мэр Москвы Собянин в прошлом году уже говорил о том, что дефицит трудовых ресурсов в сфере ЖКХ будет преодолен за счет механизации ручного труда. Хорошо бы перейти к современным технологиям и в других отраслях. И было бы неплохо на государственном уровне признать и финансово поддержать модернизацию производственных процессов и уход от тяжелого неквалифицированного труда там, где это возможно.