Черный понедельник


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Экономика


Понятно про экономику. По вопросам сотрудничества - @bponedbot


Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Экономика
Статистика
Фильтр публикаций


Авиастроение – одна из самых тяжелых отраслей для импортозамещения. Но выбора нет, нужно полностью перейти на российские компоненты, иначе летать будет не на чем...

В Москве создали бортовой авиационный кабель, который заменит зарубежные аналоги. Серийное производство начнется в 2023 году.

Кабель повышенной прочности будут использовать для визуализации параметров полета, в системах навигации и радиолокации. А также на флоте и даже для линий электропередачи. За счет стандартной толщины кабели совместимы с зарубежными системами.


Что там по бюджету? Минфин выкатил первые цифры по доходам и расходам на 2023-2025, там много интересного.

Хорошая новость: деньги есть. Доходы в 2023 составят 26 трлн рублей, расходы — 29. Это на 20% больше докризисного уровня и на 60% больше допандемийного.

Оборона, естественно, приоритет. Но даже в 2023 году расходы на неё составят лишь 5 трлн рублей = 17% бюджета. Год назад было 14,5%, то есть сложно назвать новый бюджет милитаристским. В 2024 году оборонные расходы перестанут расти, в реальном выражении даже снизятся. А в 2025 и вовсе упадут на уровень до СВО. Похоже, Минфин закладывает окончание операции через год или максимум два.

Растут расходы по статье «Социальная поддержка граждан». В 2023 они покажут + 936,4 млрд руб. и составят 3,4 трлн руб. В 2024 они вырастут ещё на 1 трлн до 3,6 трлн. А в 2025 на 1,2 трлн до 3,9 трлн. Вывод: пособия, пенсии и прочая социалка остаются приоритетом. Маткапитал и другие крупные программы сворачивать не будут.

Откуда брать деньги? Срезали расходы на развитие транспортной системы, суммарно на 390 млрд за 2 года. На 200 млрд «похудели» инвестиции в гражданскую промышленность. Наука потратит на 150 млрд меньше.

В целом, бюджет остаётся стабильным, даже несмотря на санкции. Изменение налогов для граждан или массового бизнеса не предусматривается, в этом плане пострадать могут только газовики и нефтяники. Общую ситуацию можно характеризовать как устойчивую, особенно если делать скидку на жесточайшие санкции.


100% импортозамещение готовится в рыболовной отрасли. До 2030 года в России будет построено 9 заводов по производству рыбных кормов. Предприятия будут производить более 220 тыс. тон специализированных кормов в год, что полностью закроет потребность отрасли.

Ранее часть кормов поставляли иностранные компании, но в этом году поставки прекратились, из-за чего в России наращивают собственное производство. Помощь оказывает и государство – возмещает 20% затрат на строительство или модернизацию комбикормовых заводов.


Ниши освобождаются, их занимает отечественный производитель... В Серпухове запустили лифтостроительный завод, который не работал с 2016 года.

Завод купили ещё в мае, теперь он принадлежит подмосковному девелоперу Садовое кольцо. Застройщик планирует вложить в завод более 2 млрд рублей.

На первом этапе будут производить до 5 тысяч новых лифтов ежегодно. К 2025 году объём производства будет составлять 12 тысяч единиц в год.

Ранее поставки в Россию прекратили иностранные производители лифтов KONE, ThyssenKrupp, Schindler. Завод американской Otis был продан российским менеджерам предприятия.


Объясняем импортозамещение на яблоках 🍎

Импортозамещение — не новая история. Всё началось ещё в 2014 году после первых санкций за присоединение Крыма. Больше всего удалось продвинуться в сельском хозяйстве и пищевой промышленности.

Отличный пример — яблоки. Последние 8 лет количество выращиваемых в стране яблок росло на 150-300 тысяч тонн в год. Теперь российские яблоки занимают уже более 60% внутреннего рынка в сравнении с 25-30% в начале десятых годов.

На юге России продолжает идти интенсивная закладка новых яблоневых садов: они появляются в Крыму, Ставропольском крае, на Северном Кавказе и в Краснодарском крае. В 2021 производство составило 1,2 млн тонн в год. А по прогнозу Россельхозбанка, к 2024 оно может увеличиться вдвое.

Что помогло отрасли? Первое — это контрсанкции. Был ограничен импорт продовольствия на сумму около 10 млрд долларов, примерно 10% всего потребления продуктов питания в России.

Второе — господдержка. Государство субсидирует 50-80% затрат на закладку садов в регионах. Есть льготные кредиты.

Уже в ближайшие 2 года Россия сможет полностью обеспечить себя яблоками, ниша в 10-15% останется только для премиальных сортов, которые импортируются из Китая и других дружественных стран.

Более того, можно будет перейти к экспорту яблок за границу — для этого нужно построить хранилища и наладить доставку продукции в крупные порты. Но это просто вопрос времени. Главное — пример того, как отрасль за 10 лет смогла перейти от импортной зависимости к полному самообеспечению.


Все говорят про мобилизацию призывников, но забывают про мобилизацию экономики. А без неё обеспечивать военных будет нечем, поэтому вчера и сегодня были приняты стратегические решения для оборонки.

1. ОПК получит максимальный приоритет, эта отрасль будет активно расти. В госрасходах, технологиях, людях. Ростех уже заявил о намерении увеличить выпуск военной техники.

В оборонке сохраняется высокая зависимость от импортных компонентов, вчера Президент поставил задачу довести импортозамещение до 100%. Это значит, что будут расти все смежники. Возможно увеличение продолжительности рабочего дня на стратегических предприятиях.

2. Сотрудники сферы оборонно-промышленного комплекса получат отсрочку от призыва. Действовать она будет на время, пока военнообязанный работает в этой организации, а значит, занятость на заводах будет обеспечена.

3. Вводится уголовная ответственность за нарушение условий или невыполнение контракта по гособоронзаказу. 5-10 лет можно получить даже за повторный отказ от заключения контракта по гособоронзаказу.

Структура нашей промышленности и гос. расходов сильно изменится в ближайшие месяцы, ждём новой оценки параметров бюджета и макроэкономических прогнозов.


Репост из: Коммерсантъ FM
Жилью посчитали риски

Ипотеки с минимальным первоначальным взносом станут менее доступными. Центробанк с 1 декабря повысит риск-коэффициент на такие кредиты, а это означает, что для банков их выдача станет невыгодной. Нагрузка на капитал кредитных организаций от одного такого продукта будет как от двух-трех обычных. Речь идет об ипотеках с первоначальным взносом менее 10%, сообщил регулятор.

«Ъ FM» узнал у экспертов, какое влияние окажут новые справила на рынок недвижимости.

💬 Алексей Казарин, гендиректор компании «Система кредитных специалистов»: «Большое количество потребителей сейчас не имеет достаточного количества средств на первоначальный взнос, что стимулирует их обращаться за специальными продуктами с минимальным первоначальным взносом или его отсутствием. Эта ограничительная мера направлена на то, чтобы банки выставляли более высокие ставки, а люди, которые принимают решение о покупке, оценивали здраво свои возможности и риски, были способны выплатить эти кредиты».

💬 Эксперт Telegram-канала «Черный понедельник»: «Возникают риски образования пузыря на рынке недвижимости — там цены растут при стагнации или даже снижении доходов населения. ЦБ принял эти меры вовремя: доля кредитов с низким первоначальным взносом пока на уровне 1-2% и риски не стали массовыми. Также регулятор дал банкам и клиентам время до 1 декабря — изменения произойдут без стресса для всех участников рынка, включая застройщиков. Последствия? Банкам и застройщикам придется искать другие способы оживления продаж. Самый очевидный вариант — скидки на квартиры. Если надежда, что цены на недвижимость наконец-то приблизятся к адекватному уровню, от которого оторвались в последние два года».

@kfm936


Символ эпохи импортозамещения. Пока Canon приостанавливает все поставки, в ГУМе на Красной площади открылся флагманский магазин производителя фототехники «Зенит».

Магазин больше похож на арт-пространство: концептуальный авторский дизайн помещения, уникальные, в том числе исторические, изделия. Помимо торговой зоны есть лаундж-зона, где планируют устраивать тематические мероприятия.

Похоже, площади сняли по выгодной цене — после ухода западных брендов ГУМ заинтересован в арендаторах.


ЦБ снизил ставку до 7,5%. Что будет дальше?

Первое. Снизятся ставки по вкладам где-то на те же 0,5%. Уровень 6-7% годовых еще приличный, вряд ли деньги потекут из банков в другие способы сбережения.

Второе. Ставки по потребительским кредитам останутся на уровне 13-15%. Сильно ронять не будут — экономика чувствует себя неважно, банки боятся потерять деньги, если заемщики будут терять доходы и не смогут платить. Снижение ключевой тут поможет просто одобрять больше заявок по тем же ставкам.

Третье. Ставки по ипотеке тоже снизятся, касается это вторички — новостройки уже давно плотно сидят на игле льготных программ. Кстати, Набиуллина пообещала запретить ипотеку от застройщиков, которые продвигают 0,1% годовых и даже 0,01% годовых, закладывая переплату не в ежемесячный платеж (как было всегда), а в стоимость квартиры. Если вовремя закрыть надувающийся пузырь, застройщикам придется стимулировать продажи скидками. В общем, и здесь хорошие новости.

Четвертое. Цены тоже в затухающем тренде — ЦБ обещает годовую инфляцию 11-13% в 2022 и плавное снижение к 4% к 2024-му. Ускорить стабилизацию может хороший урожай (а он уже точно хороший в этом году).

Пятое. Ставка перестанет снижаться? Релиз ЦБ не обещает дальнейшего снижения. Зато говорит о новой инфляционной угрозе из-за падения потенциала российской экономики на фоне глобальной рецессии.


Что будет с ценами на недвижимость?

Новостройки в России всеми силами пытаются удержаться хотя бы на текущих ценовых уровнях. Всё это, несмотря на очевидное падение спроса на фоне адского роста цен, инфляции и падения реальных доходов населения. За год с июля по июль средняя цена на новостройки в Москве выросла с 245 тысяч за квадрат до 290 с некоторыми перепадами. Но в последние 3-4 месяца рост очень и очень скромный, не более 0,5% в среднем. При этом в памяти свежи результаты продаж весны, когда некоторые ЖК не продали вообще ничего за все три месяца.

Но есть же ипотека 0,01%?

Сказать, что беспроцентная ипотека как-то всколыхнула спрос, нельзя. Ведь почти сразу стало очевидно: низкая ставка автоматом прибавляет минимум 15% к стоимости квартиры. Эта опция не повлияла и на инвестиционный спрос; покупка для перепродажи перестала быть интересной.

Так что будет дальше?
На цены влияет только желание девелоперов сохранить маржинальность. Некоторый рост расходов из-за параллельного импорта нивелирован массой послаблений по части СНиПов и приёмки домов от Минстроя. И несмотря на низкий спрос, пусть он и пытается вернуться к прошлогодним показателям, движение цен будет минимальным.

Со вторичкой для продавцов всё значительно печальнее. Семейная ипотека ничего не меняет, расчёт только на снижение ключевой. Неспроста некоторые статистические выкладки показывали падение цен за июль на 4%. Это связано и со снижением интереса, и с отсутствием деловой активности. При этом во время торга эти 4% могли превратиться в 10%. Ведь покупателей с одобренной ипотекой, и тем более кэшем на руках, сейчас очень мало.

Можно говорить о том, что в сентябре-октябре цены на вторичку могут частично отыграть падение июля, но не более того. Дальнейшая дорога только вниз. Ведь в той же Москве за два года ценник вырос на 30-40% в зависимости от сегмента. Падение доходов, инфляция, дорогая ипотека и отсутствие покупателей — всё это будет давить на цены даже ликвидных объектов.


Краха российской экономики не произошло. Почему?

По сентябрьскому докладу ЦБ на внутреннем, финансовом и валютном рынках тренды сплошь положительные.

✔️Выпуск продукции в промышленности расширяется третий месяц подряд. Рост есть даже в секторах, где была нехватка импортных комплектующих. Выиграли те, кто начал выпускать более простую продукцию, например автомобили без технологичных примочек. Также растут производства, которые после запрета экспорта на традиционные рынки переориентировались на другие страны.
✔️Быстро восстанавливается розничное кредитование. Вслед за снижением ключевой в июле особенно заметно снизились ставки по ипотеке. В том числе за счёт льготных программ и совместных акций застройщиков и банков. Объём кредитов растёт как на первичку, так и на вторичку.
✔️Колебания рубля вернулись к многолетним средним уровням. Укрепление курса создаёт предпосылки к снижению цен, в том числе на потребительском рынке: в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании.

Так как же это возможно, если санкционное давление лишь растёт?

Первое. Основные последствия от снижения импорта ещё не проявились.
Второе. Россия успешно воспользовалась «окном возможностей» и увеличила прибыль от энергетического экспорта до того, как вступили в силу ограничения Евросоюза.
Третье. Наиболее пострадавшие отрасли, например автомобилестроение, постепенно адаптируются. Один из способов — сокращение линейки продукции.
Четвёртое. Некоторые отрасли показали резкий рост. Среди них: сферы, ориентированные на госзаказ, и сферы, способные быстро обеспечить замену импорта.


Ок, цены на покупку авто улетели в космос. Новую машину купить практически нереально. Но что будет с теми автомобилями, которые уже есть? Разберёмся:

1. Цены на ремонт выросли и не падают. Весной в цену на ремонт машины закладывали негативные ожидания по девальвации рубля и стоимости запчастей. Это повлекло за собой рост чека в среднем на 60-70%. Хуже всего было с шинами, цена на которые подскочила на 50-80%. Стабилизация курса позволила компаниям снизить стоимость услуг на 20-25%, но ценник всё ещё выше того, что был зимой.

2. Гарантийный ремонт под вопросом. Покинувшие рынок бренды повели себя по-разному. Например, BMW готовы проводить гарантийный ремонт в случае «затруднения эксплуатации». А их соотечественники из Audi обещают менять по гарантии всё, что есть на складе. Сохраняются проблемы с завозом запчастей, хоть в августе параллельный импорт и начал выправлять ситуацию.

К чему это приведёт?

— Дефицит запчастей повысит статистику угонов авто ушедших брендов. Такие транспортные средства станут донорами для разбора на запчасти. Самым угоняемым моделям точно рекомендуем страховку от угона.

— На маркетплейсах появятся расходные материалы и запчасти совсем контрафактного производства. Это повлияет на безопасность. Выбирайте детали тщательно, лучше через официальных дилеров.

— Предложение по продаже «проблемных» автомобилей на вторичном рынке будет увеличиваться. Покупая подержанную машину, сразу продумывайте, насколько тяжело будет её обслуживать.


Помните тему про «розовый налог»? Это когда одинаковые товары стоят дороже для женщин, чем для мужчин. Есть новые подтверждения существования такого «налога в России» — по данным Аналитического центра Москвы, подготовка к школе девочки обойдётся москвичам на 16% дороже, чем аналогичный набор для мальчика.

Стоимость базового школьного комплекта, куда входит одежда, обувь, канцтовары и учебники, за год подросла на 9,3% для мальчиков и 4,3% для девочек. Разрыв сокращается, но остаётся.

Учебники, тетради и ручки для школьника стоят одинаково вне зависимости от пола, а вот элементы женского гардероба стоят дороже. Причём во всём мире. Но 16% — это многовато, в среднем по миру женщины платят за свою одежду примерно на 10% больше, чем мужчины. Исключение, разумеется, бельё — женское стоит на 15-25% дороже.

Производители объясняют разницу в цене внешним видом товаров: чтобы разработать фасон одежды, который хорошо сядет на женскую фигуру или сделать красивую упаковку, нужно потратить больше времени и материалов. Соответственно, цена на продукт «для женщин» будет выше.

Правда, маркетологи говорят, что дело не в себестоимости, а в психологии. Женщины якобы больше склонны покупать для себя что-то более дорогое, чем могли бы заплатить за аналоги мужчины.

Но более высокие цены на женские товары может иметь неожиданный эффект для экономического роста. Китайский экономист Чжан Сяобо в своих работах доказывал: в условиях дефицита женщин необходимость оплачивать более дорогие товары для своей партнёрши заставляет китайских мужчин работать интенсивнее. Настолько, что такое повышенное трудолюбие прибавляет 2 процентных пункта к росту ВВП, это очень много. Так что, возможно, «розовый налог» — это просто пока недооценённый нами драйвер экономики!


Рубль завис на отметке 60 за доллар и евро. Лучший курс за 8 лет. Это надолго? Упадёт или снова начнёт расти?

Вроде бы много аргументов в пользу сильного рубля:
1. Рекордный профицит торгового баланса. Мы продаём гораздо больше, чем покупаем, поэтому спрос на рубли высокий.
2. Золотовалютные резервы остаются высокими даже после всех блокировок и санкций. В абсолютном эквиваленте это около 34,5 трлн рублей (572 млрд долларов) — это достойно.
3. Инфляция в России ниже, чем за рубежом последние 4-5 месяцев.

Но есть аргументы и в пользу девальвации. И, пожалуй, они повесомее:
1. Импорт налаживается. По словам первого вице-премьера Белоусова, запуск параллельного импорта привёл к тому, что мы приближаемся к весенним уровням импорта. Профицит торговли будет неуклонно сокращаться.
2. Слабый рубль невыгоден не только для экспортёров, но и для всего бюджета. По словам Силуанова: каждый рубль за доллар приносит стране примерно 130 млрд доходов. Поэтому курс ещё будут ослаблять, ждём согласования нового бюджетного правила, которое поможет Минфину и ЦБ балансировать курс рубля благодаря продаже валюты на бирже.

Консенсус-прогноз аналитиков говорит о росте доллара и евро как минимум до 70-75 рублей к концу года. Но пугаться не стоит — для роста экономики это гораздо лучше, чем 50, при которых наши товары ненадолго стали самыми дорогими в мире.


В России настоящий бум внутреннего туризма. По оценке руководителя Ростуризма, за 2022 количество туристов, которые отдохнут внутри страны, превысит 31 млн человек. Причин сразу несколько:

Нет загранпаспорта. Он оформлен у 28% россиян, и это число с марта 2014 года не изменилось. Большинство наших людей в принципе не интересует отдых за границей.

«Там» дорого. Во многих европейских странах отдых подорожал: во-первых, из-за спроса. Уставшие от пандемии путешественники устремились за релаксом. Во-вторых, из-за роста цен за электроэнергию. Стоимость поездки не спасает даже выгодный курс рубля.

Нечем лететь или не пускают. Большинство российских самолётов были в лизинге, из-за санкций компании, которые поставляли их в Россию, приостановили сотрудничество. Самые популярные направления в Европу закрыты для прямых перелётов.

Отдыхать в России становится выгоднее. Внутренний туризм оказывается не только одним из немногих оставшихся вариантов, но и действительно удачным. Основной драйвер — туристический кешбэк по карте «Мир». Путешественникам предлагают частичную компенсацию до 40 000 ₽. Кстати, новый этап продажи туров по программе начался как раз сегодня, успевайте.


Как санкции повлияли на авиаперевозки? В апреле, по статистике Минтранса, парк пассажирских самолётов всех российских авиакомпаний насчитывал 1101 единицу. Если не считать борты украинского производства, остаётся 801 самолёт, из них 78 арестовано по требованию лизингодателей после начала СВО. В Россию эти борты не вернулись. Из оставшихся 723 только 67% иностранного производства. Но есть деталь: на них приходится 95% пассажиропотока. Есть ещё 157 самолётов российского производства, но 86% — это Sukhoi Superjet 100. Комплектующие к ним поставляли Франция, Германия и США.

Что будет дальше?

Во-первых, российские авиакомпании уже попросили Минтранс разрешить переставлять компоненты с одних самолётов на другие. В других странах это стандартная практика. Документация должна быть разработана в РФ к весне 2023.

Во-вторых, с начала года, по данным Росавиации, исправность российского парка почти не изменилась. По иностранной технике — это 87%, по российской — 51% исправных бортов. Неисправными при этом считаются как суда на ремонте, так и те, для которых не удаётся найти запчасти. По российской технике показатель ниже, так как у некоторых перевозчиков до сих пор числятся старые советские самолёты. Радует также, что большая часть авиапарка в стране молодая: самолётам в среднем 10,5 лет, такие машины считаются вполне новыми.

В-третьих, активно разрабатывается собственный самолёт МС-21, а также готовятся новые Sukhoi Superjet 100. Серийное производство планируется запустить в 2024. Безусловно, время на выпуск собственного лайнера есть. Остаётся лишь вопрос с технологиями создания самолётов: ведь в лидерах отрасли — производители из недружественных стран… Но это лишь задача, которую нужно решить. Никакой катастрофы в авиа, простите за каламбур, не будет.


Улицы Гаваны наполнены американскими ретромашинами из 60-х и советскими из 80-х. Так работают санкции. Ждёт ли Россию похожая картина? Посмотрим на отрасль внимательнее.

1. Объём продаж новых авто. Там ожидаемо нехорошо: всего за 7 месяцев 2022 продано 387 712 автомобилей, то есть минус 58,5% по сравнению с 2021 год к году. Снижение продаж по маркам BMW, Mersedes-Benz, Toyota, Audi в июле составило минус 94%, 89%, 86%, 89% соответственно. Не последнюю роль сыграло резкое движение ключевой ставки с февраля по июль. Ведь ставка ЦБ — основа для расчёта банками условий по автокредитам.

2. Собственное производство автомобилей в РФ. Оно довольно условно: существующие заводы принимают «автокомплексы», то есть готовые автомобили, которые только собираются в России. Но поставщики ушли: останавливаются заводы в Татарстане, Калужской и Ленинградской областях.

3. Уход иностранных поставщиков породил ещё и проблему с техобслуживанием уже купленных авто. По этой причине правительство активно расширяет список продукции по параллельному импорту. В том числе комплектующих брендов: Land Rover, Jeep, Jaguar, Chrysler, GM, Cadillac и других.

И что с этим делать? На самом деле выход есть:
- Корейский и особенно китайский автопром готов поставлять свои машины и даже локализовать производство на территории России. Рынок у нас большой, а конкуренция исчезла.
- Собственные бренды тоже могут занять открывшиеся ниши. АвтоВАЗ, ГАЗ, обновлённый Москвич — технологии уже есть, нужно только вернуть в Россию производство автокомпонентов, которые мы привыкли импортировать.
- Не стоит забывать подержанные автомобили. Сейчас их ввоз ограничивается заградительными пошлинами. Но правительство может их снизить — для безопасности на дорогах и для поддержания конкуренции, чтобы свои не расслаблялись.

Не будем исключать и быстрое возвращение западных брендов. Россия — слишком большой рынок сбыта, чтобы её можно было долго игнорировать.


Так что там всё-таки с газом? В новостях ежедневно обнадёживают: цена на газ — 1500, 1600, 2000 долларов... Компенсирует ли это санкционное падение объёмов продаж в Европу? А рост поставок в Китай? Увы, не всё так просто.

1. Сначала про объёмы. Китайские покупатели, на которые сейчас делает ставку «Газпром», скорее всего, нуждаются в значительно меньших объёмах, чем ЕС (пока). К тому же поставки ограничены мощностями трубопроводов. Максимум, на который должны выйти через три года в китайском направлении, — 38 млрд кубометров. Это несерьёзно против 150 млрд кубометров поставок в Европу. В проекте новые газопроводы, но в эксплуатацию они вступят нескоро.

2. Теперь про цены. Можно ли компенсировать снижение объёмов ростом цены? Напрямую такая статистика не публикуется, но косвенный признак того, что пока это не спасает, — сокращение доходов бюджета. Нефтегазовые доходы в июле снизились на 22,5%. Большинство наших газовых контрактов заключается по фиксированной цене, рост доходов возможен только через несколько лет при росте доли СПГ или при заключении новых трубопроводных соглашений.

3. Европа уже заявила о скором полном отказе от нашего газа. Тогда, может, нам полностью остановить прокачку уже сейчас? Да — если мы хотим пойти ва-банк и погрузить экономику Европы в кризис, а заодно и нашу, и мировую в целом.

Нет — если нам нужны деньги (а они очень нужны сейчас). Дважды нет — если мы хотим сохранить репутацию «Газпрома» как надёжного поставщика не только для ЕС, но и для любых других стран, включая тот же Китай или Турцию. Действия России рациональны, в текущих условиях это лучшая стратегия.


Пишут о рекордном спаде рождаемости. В июле в России родилось меньше всего детей аж с 2000 года. В чём причины?

1. Объективно: по статистике россиянки рожают первого ребёнка в 28 лет. То есть сейчас в фертильный возраст вступили женщины 1993-1995 г. р., а это поколение само по себе малочисленное из-за кризиса девяностых и эха войны.

2. Пандемия и вакцинация. Люди откладывают рождение детей после прививки или после перенесённого заболевания. В прошлом году и в начале 2022-го был самый пик эпидемии, это сказывается на рождаемости сейчас.

3. Не работает новый маткапитал. С 2020-го решили платить уже за первого ребёнка. Это отразилось на количестве вторых и третьих родов более массовых поколений россиянок. Некоторые программы поддержки заканчивались в 2021 году, и многие перенесли запланированное прибавление в семействе на более ранний период.

4. Серьёзно выросли цены на недвижимость. Расширить жилплощадь при рождении нового ребёнка стало гораздо сложнее. Маткапитал не перекрывает это удорожание.

Текущая экономическая ситуация также не способствует росту демографии в ближайшие месяцы. Остаётся только радоваться, что смертность также на минимуме с 1990 года.

Очевидно, что мириться с таким провалом рождаемости нельзя. Нужны новые меры поддержки семей с детьми, стимулы для двух- и трёхдетных семей. Просто необходимо сбить цены на жильё. Решить вопрос с очередями в детские сады, с доступностью нянь. Замедление рождаемости 2022-го года – общемировая проблема, но это не значит, что у неё нет решения.


Новые данные Росстата подтверждают – в России действительно дефляция. Да, можно называть существующее снижение цен «коррекцией» после весеннего взлета, но цены действительно снижаются «по всему фронту». С 23 июля по 1 августа Индекс потребительских цен снизился на 0,14% против -0,08% и -0,17% в предыдущие 2 недели. «На глаз» цены будто бы снизились совсем незначительно; на куриные яйца – на 1,1%, на поваренную соль – на 0,9%, пшено – на 0,8%, гречневую крупу – на 0,6%, вареные колбасы и подсолнечное масло – на 0,4%... Но важен тренд: дешевеют не только продукты, но и стройматериалы, техника.

При этом снижение цен невозможно объяснять только сезонными факторами. Наиболее правдоподобное объяснение – слабый потребительский спрос. По данным Сбериндекса, расходы населения на товары и услуги с 25 по 31 июля увеличились лишь на 5,8% гг против 8,9% и 10,6% в предыдущие 2 недели. Это означает, что люди действительно ограничивают себя в расходах. Покупатели и производители оказались в противофазе – компании ждут покупателей, а покупатели ждут снижения цен. И в случае если цены продолжат снижаться в августе, не исключено, что в сентябре Банк России снова понизит ключевую ставку.

Показано 20 последних публикаций.