Вчера пылесосы и фены, а завтра электромобили.
Dyson (ага, мой любимый производитель пылесосов) врывается в мир электромобилей. Довольно активно. Объявив пару лет назад что они будут делать автомобиль, им верили не все. Автомобильный бизнес сложный — тысячи уникальных деталей должны быть спроектированы, произведены, доставлены, качественно собраны и как-то проданы людям которые почему то захотят выбрать именно этот автомобиль.
Что мы знаем об их электромобиле?
Легкий алюминиевый андрогинный хетчбек на три ряда кресел с про-европейским дизайном. Большие колеса, высокий пол и низкая крыша. Скорее всего, по традиции, целятся в премиум сегмент но нещадно экономят на производстве. Дайсон пообещал преимущества в аэродинамике, эффективности (ну куда там уже, они и так в 3-4 раза более эффективны ДВС автомобилей), и архитектуре салона.
Почему у них получится? Несколько причин:
1. Value proposition. Компания известна качеством, высокой инженерной и дизайн культурой. Умением оптимизировать неоптимизируемое. И умением патентовать все и вся. (Серьезно, у них всем инженерам выдается NDA-блокнот который идет в архив юристам как только он изрисован скетчами. Их решения долгоживущие, удобны в использовании и ценятся покупателем готовым переплачивать 50% стоимости чуть ли не с первого дня компании.
2. Tech. Они делают свои двигатели. Скорее всего они будут эффективны, компактны и дешевы в производстве. Они используют батареи Panasonic, самые эффективны и доступные на рынке. Но в то же время они инвестируют в свою химию батарей.
3. Manufacturing strategy. Компания перенесла штаб-квартиру и производство в Сингапур получив высокие налоговые льготы и возможность продавать автомобили на самый крупный китайский рынок без передачи им всего и вся про то как эти автомобили изготовлены. Это также обеспечит им доступ к потоку ресурсов необходимых для производства и достаточно доступной рабочей силой без профсоюзных ограничений.
4. Fare market opportunity. Европа и Великобритания в частности ввели запрет на ДВС автомобили через 10 лет. Для Dyson сформирован рынок. Есть возможность впрыгнуть в рынок, который занят производителями двигателей и упаковки вокруг, которую практически полностью аутсорсят. Если ты делаешь самое важное в автомобиле сам (батарею и двигатели) — вы на одой ступени. Через 2 года, в 2021, когда они планируют выйти на рынок, у них будет всего около 10 реальных конкурентов. Учитывая что у конкурентов тоже как и у них будет плохой software, они окажутся в сравнительно одинаковой позиции. Доселе невиданная возможность для крошечной компании.
Почему у них может не получиться?
- Мы привыкли к комфорту компьютеров. Автомобиль будущего должен забрать на себя рутину пробок и монотонной дороги. Дайсон не известен ничем софтверным и скорее всего тоже обратится к помощи аутсорсеров. Цифровой опыт будет без прорывов, у них просто нет таких визионеров.
- Мы не увидим автопилот. Чтобы научить авто ездить самому необходимо года разработки и 5-7 тысяч путевых инженеров. Это просто не приоритет. Они либо купят у кого-то доступные на рынке решения (как Audi) либо вовсе ничего не сделают.
- Бренд характеризуют с утилитарностью, бытом, и уж никак не скоростью, контролем, и прочей мишурой к которой нас приучили старые автопроизводители. Это и плюс и минус, но вычеркнет старшего материально обеспеченного покупателя.
А вы как считаете, пойдет?
https://electrek.co/2019/05/09/dyson-ev-patent-reveal/