«В тихой обители», Павел Филиппович Яковлев 1896г.«В тихой обители» - одна из самых известных работ признанного мастера бытового жанра Павла Яковлева, которого называют самым правдивым русским художником 19 века. На ней изображены две женщины, сцепившиеся в схватке. Одна из дерущихся - монахиня, а другая - светская дама, а, скорее всего, дама полусвета, то есть, проститутка. Не секрет, что в те годы жители монастырей нередко прибегали к услугам женщин с низкой социальной ответственностью. Судя по всему, монахиня приревновала женщину к священнику.
Религиозный по своей сути человек, художник Яковлев составляет моральный вердикт. Даже название картины «В тихой обители» - это настоящая художественная провокация, ведь в том месте, где живут и молятся православные священники, а также те, кто собирается ими стать, бушуют неподдельные страсти. Лицо монахини пышет искренней яростью, мало совместимой с христианским смирением.
Итак, в стенах монастыря происходит драка монашки и проститутки. Метафорически, это могут быть две ипостаси женской сути, две крайности, между которыми мечется человечество вот уже много веков. Но на самом деле, все гораздо прозаичнее. Художник описывает бытовую сцену так, словно она не редкость в реалиях его времени. Автор повествует о том, что греховные мысли, и даже поступки, запросто совершаются теми, кто обязан всей своей сутью восставать против греха.
Происходящее на картине оставляет больше вопросов, чем ответов. Не зря художник долго не мог пристроить свою работу и даже писал Павлу Третьякову с просьбой взять картину. Но, видимо, тот отказался. В настоящее время «В тихой обители» является частью коллекции Государственного музея истории религии в Санкт-Петербурге.
#великиепроизведения
catharsis