Бабаева, к доске!

@changemarketing Нравится 2

Откровенно о выходе из найма, создании своей Школы ченджеров, о болях и кайфе хаотического этапа в разработке и продвижении продуктов. Автор — ex-директор по развитию издательства МИФ, училась в UC Berkley. Написать в личку @nbabaeva
Гео и язык канала
Россия, Русский


Написать автору
Гео канала
Россия
Язык канала
Русский
Категория
Бизнес и стартапы
Добавлен в индекс
18.08.2017 00:12
реклама
Раскручивай и зарабатывай!
Взаимный пиар и сотни промодерированных каналов!
Продажа рекламы на полном автопилоте!
TAGIO профессиональная рекламная платформа для админов
Нужна дешевая реклама в ТГ?
От 100Р за 1000 показов в чистых каналах в 2 клика.
7 725
подписчиков
~3.2k
охват 1 публикации
~1.6k
дневной охват
~4
постов / нед.
41.7%
ERR %
9.34
индекс цитирования
Репосты и упоминания канала
51 упоминаний канала
39 упоминаний публикаций
85 репостов
ed4change.ru
Grow Horse
Grow Horse
бп
Алия вещает!
Бегущий редактор
Бегущий редактор
hi i am shvetsov
Openhearted, squareheaded
Nice communications
Митя и SMM
ДЕВОПСИНА / DevOps
Шмит16
The Edinorog🦄
Шмит16
Learning Geeks
Тёмная сторона
Учусь учиться
inspired journal 🌴
inspired journal 🌴
Тёмная сторона
Это Провал
Штош, подкасты
Каналы, которые цитирует @changemarketing
Grow Horse
Давай запускай!
Future skills for kids
Selectel Newsfeed
Future skills for kids
Бегущий редактор
Шмит16
Шмит16
Future skills for kids
The Edinorog🦄
American Dream по-русски
TGStat FAQ
Daily stand-ups 🎙
Хэдхантерши
Учусь учиться
Analysis Paradisis
Analysis Paradisis
Future skills for kids
American Dream по-русски
Ель - ELearning Skills
Про удобство
Математика и малыши
Daily stand-ups 🎙
Это Провал
Заварили бизнес
Тёмная сторона
Ponchik News
Канал Ильи Бирмана
Интерфейсы без шелухи
INTERNET 9000
No Flame No Game
Design & Productivity
Школа Стартапов RUSSOL
Последние публикации
Удалённые
С упоминаниями
Репосты
Как не навредить, обучая постправде

Я говорю: «Не нужно быть экспертом, чтобы учить постправде». И первое возражение «Так можно же неправильно научить и — навредить!». Закрой курс и канал до того момента, пока на каждое твое слово не будет пруф-ссылки на статью в журнале Science.

И я говорю: «В старой парадигме (с твердыми знаниями) можно навредить, а в новой (с постправдой) нельзя». Вот пример.

Человек хочет научиться английскому и берет два урока в неделю у эксперта — филолога. Тот рассказывает ему правила, не так расскажет — и действительно навредит. От экспертизы учителя зависит все.

А теперь человек едет в страну языка и общается там с людьми по 8 часов в день. Его «учителя» — не эксперты, может даже эмигранты и говорят на pigin English. Общение с ними — все равно его научит.


а) обучения должно быть МНОГО. «Учителей» должно быть много. Если один постоянно делает ошибку — это не испортит обучение. / Значит и постправде надо учиться много у кого, но так и происходит.

Смешно, если продакт скажет «Я учился продакт-менеджменту только у Имя». Один курс — это уже несколько людей. А люди проходят по несколько курсов + конференции + кейсы + посты и видео.

б) ответственность за обучение на УЧЕНИКЕ. Никто из англоязычных знакомых того парня не отвечает за его обучение.

Смешно, если кто-то из них вдруг скажет «Я не буду говорить с тобой по-английски, я не филолог, вдруг ошибусь и наврежу». Хаха — что бы ты не сказал, ты ТОЛЬКО поможешь. / Значит и вы чему бы не учили — это уравновесится другими мнениями и опытом — если только ученик готов брать ответственность и учиться много.

В machine learning массив данных рождает обучение компьютера. Значение конкретной строк минимально, (в отличие от алгоритма). Мы как бы все переходим от алгоритмического типа обучения к машинному.

в) в постправде нет неправды (см. предыдущий пост), поэтому научить неправде невозможно.

Если ваш опыт натолкнул вас на этот вывод, значит в нем есть правда. «Ускользающая правда» значит, что сегодня в нем 85% правды, а завтра или в другом контексте будет 60%, но вы над этим не властны.

Чтобы человек понимал ограничения вывода — рассказывать нужно вместе с контекстом. Доверяйте «ученику», оставляйте ответственность ему, он разберется, где применимо, а где нет.

Учите смело — не навредите.
Читать полностью
Рубрика «Недодуманное». Решила иногда скидывать лонгриды с незавершенными мыслями. Это когда подписаться под выводами я пока не готова, но направление мысли мне нравится. Сегодня про обучение в эпоху постправды.

———Предыстория———

Ищу на ютьюбе «чендж и ран». В первом видео бизнес-консультант говорит, что чендж и ран равно «проекты и процессы», просто их, цитирую: «американцы так называют». (Это неправда, ну зачем американцам придумывать новые слова для процессов и проектов, тем более Gartner — это британцы).

Во втором видео ведущий говорит, что чендж и ран это «продакты и продавцы», а его гость — консультант — соглашается. (Это совсем ерунда какая-то).

Я сначала пофыркала, а потом подумала, что вряд ли они такие тупые, что все не так поняли. Наверное в их специфическом контексте чендж и ран можно приравнять к «проектам и процессам» и к «продактами и продавцам».

Весь их грех состоит в том, что они ушли очень далеко от смысла, который заложили в термины авторы. Такой ли это большой грех в эпоху постправды?

———Постправда———

Что если под «постправдой» понимать не только фейк ньюз и киселевщину, а еще и «ускользающую правду» того, чему мы учимся для работы?

Примеры: (1) Когда-то рекомендация клепать SEO-тексты с миллионом ключевиков были правдой, потом плавно перетекали в неправду. (2) В каком-нибудь новом битуби стартапе приравнивать ран к продавцам — правда, а для всех остальных нет.

В науке есть метод, которым можно бинарно и навсегда сказать «правда или нет» (ну почти). А в бизнес знаниях нет такого метода.

А раз правды нет, то и неправды нет. С чего вообще мы взяли, что Gartner говорит правду? Саймон Вордли например считает, что Gartner неправы и надо работу делить не на два вида, а на четыре.

——— Польза вместо правды———

Как сказал один профессор философии «все модели врут, потому что обрезают 99% действительности, чтобы сделать понятной мысль», а раз все модели врут, то как определить, хорошая модель или плохая? — «По тому, полезна она или нет».

Правды нет, но есть польза. Если от интерпретаций этих консультантов кому-то в каком-то контексте стало полезно (например, стало легче понять, что такое чендж и ран в их контексте) то получается консультанты эти молодцы.

Спасибо Gartner за вдохновение, но мейби нет никакого «неправильного» толкования «ченджа и рана». А есть текучая постправда. И пока ты будешь сдавать свои тесты, она утечет.


———Учащийся вместо эксперта———

Когда я вначале слушала эти видео, думала, «да какие они эксперты». А теперь понимаю — какие могут быть эксперты в эпоху постправды.

Помните, кейс про девочку, которая вела видеоблог о том, как она учится программировать с нуля. И по этому видеоблогу другие учились — ее неэкспертность им не мешала.

Потом этот слайд с шокирующей последовательностью: «Сделай — Объясни — Пойми». Очень антиэкспертный, потому что «Объяснять теперь нам будут те, кто сам еще не понял, штоле?». Да, и если вы посмеете (от слова «смелость»), то тоже будете быстрее учиться, объясняя.

——— Так как учиться?———

Учить и учиться правде мы более-менее умеем (всякой научно доказанной мысли). А вот как учить и учиться постправде? Пока такие направления мысли:

Чему, если не правде? — Поиску самого узкого места и расширению.

Кому верить, если не экспертам? — Никому. Слушать всех, верить здравому смыслу и результатам тестов.

Как контролировать качество? — Переучиваться при каждом изменении контекста.
Читать полностью
Контент как мешок с лего

Слышала, как один знакомый подросток находил редкие мини-фигурки лего в своих завалах, продал несколько штук то ли на авито, то ли на ebay, и заработал десятки тысяч рублей.

А потом узнала, что три мешка лего деталей (несколько килограмм) продали всего за пять тысяч. Наверняка там тоже были редкие мини-фигурки, просто их лень было доставать.

Мои соцсети сейчас это второй случай, когда лень разбираться в контенте, поэтому сдаешь подешевке — лишь бы избавиться. Сваливаю все мысли подряд в три мешка — телеграм, фейсбук и инстаграм (что-куда — интуиция):

— не формирую ожиданий от тем и форматов, как TED — Technology, Education, Design.
— не создаю привычек регулярного потребления, как Оля Маркес «О бизнесе по средам», «О семье по пятницам»…
— не таргетирую заголовком, как Гарри Ви, чтобы если это тебе, ты сразу понял, типо «If you’re looking for a job watch this»
— да тупо никому не ясно, что я кидаю в инстаграм, а что в телегу — на что подписываться, а на что нет.

Хочу сделать удобно. Но не прям контент-план на месяцы вперед, такое меня задушит. Собираю референсы на людей, которых удобно читать. Велкам в комменты.
Читать полностью
У этого канала появился чатик. А у всех постов будут комментарии.

Я тянула с комментами, потому что загружена сейчас. Думала включить после середины декабря.

Но обратила внимание, что мне самой теперь читать каналы без комментов — как браузить Explorer’ом (или как там он назывался?).

Уж лучше вы между собой пообщаетесь до середине декабря. А я так, эпизодически.

• Если у вас нет под этим постом комментов, поставьте апдейт Телеграма. Ну или я что-то накосячила и в следующем посте исправлюсь.

Всем привееет! ❤️
Читать полностью
Два неочевидных канала продвижения

Я тут делаю презы для ШЧ и натолкнулась на ресурсы, о которых я и не думала, как о средстве продвижения, а они есть и работают.

1. Школа продактов моего бывшего одногруппника по Беркли Карлоса — Product School — выкладывает фотки с конференций на Unsplash. Похоже они используют площадку тупо как хранилище для фоток — удобно скачивать. А ребята вроде меня ищут фотки для презентаций по запросам вроде «аудитория», «апплодисменты», «зал» и контактируют с брендом — на халяву. Я сама раз пять на их фотки наткнулась и теперь думаю: «А что я могу туда выкладывать?». — https://unsplash.com/@productschool
2. У певицы Лены Темниковой есть канал на GIPHY — и им явно кто-то занимается. Там уже 329 гифок с Леной и не только. И у них — внимание — 1,2 миллиарда просмотров. Мне вообще не очевидно. Поставить производство гифок на поток — это очень просто. Тоже думаю теперь куда бы это знание применить. — https://giphy.com/lenatemnikova/
Читать полностью
На какие темы ProductStar TeamLead Festival я бы сходила

Из секции про маркетинг:
1. «5+1 сложности в аналитике перфоманса» — мне прямо сейчас не актуально, но это я бы и впрок послушала.
2. «Как выстраивать работу с Influence-маркетингом» — Я сама микро-инфлюенсер, но для своей школы канал не использую. Далеко на чужом опыте не уедешь, но начинать с чьих-то наблюдений — это как бесплатная (и мгновенная) первая итерация.

Из секции про продукт:
3. «Запуск собственного продукта c 0» — На старте в продукте приходится играть в мою любимую игру — анализировать «стену улик». Еще не накоплены прямые данные, зато много косвенных, среди них подсматривания и guesswork. А еще это такая гонка к первым дешбордам, чтобы было с чем сравнить. Если позиция докладчика не совпадает с этой моей — тем интереснее мне было бы послушать.
4. «Зачем и как продакту строить простые финансовые модели» — Надеюсь, что это в формате воркшопа, я бы покрутила таблички, давно не разминалась.

Из секции про аналитику:
5. «Контекстуальные бандиты — новые а/б тесты» — Просто интересно, о чем речь.
Секцию про программирование я бы пропустила — как-то мало вопросов у меня на заявленные темы.

О конфе ProductStar TeamLead Festival:
бесплатная,
— один день — суббота 21 ноября,
— упакована под теплые костровые посиделки 😉
— можно обсудить свой проект с докладчиками,
— спикеры классные,
— обещают чеклисты.

Детали по ссылке — https://bit.ly/3ncPiVY

#реклама у Бабаевой
Редко, полезно, по любви
Читать полностью
Короткий ресерч про Тима Урбана, со-основателя Wait But Why

Вдруг поняла, что Тим среди моих ролевых моделей: от него эффект очень большой, но очень большой машины под ним нет (как если бы он возглавлял корпорацию). Вот что успела накопать.

1. Тим не блоггер-одиночка. Wait But Why — это проект двух бизнес-партнеров. Второго зовут Andrew Finn.
2. До этого у Тима и Эндрю был бизнес, который помогал иностранцам поступать в колледжи США.
3. Тим всегда любил побложить, журналистского образования у него нет.
4. В основе проекта лежала гипотеза, что есть любопытные умные люди, готовые читать текст больше 5 минут, и что для них в онлайне мало хорошего контента.
5. В 2017 году, когда какая-то Бабаева в какой-то России уже года три как знала блог Wait But Why, а TED c Тимом про прокрастинацию уже год как бабахнул на весь интернет, тогда число подписчиков рассылки Тима было всего —61— жалкая тысяча подписчиков. Кааак?
6. В 2020-ом в рассылке Тима уже 604 тыс. адресов — то есть она выросла в 10 раз за 3 года. Нормально
7. Окупаемости помог магазин с сувениркой с героями постов и кнопка на патреоне. Интересно, в этом есть деньги у нас? Например, приносит ли что-то Кириллу Анастасину магазин komikaki?
8. Не знаю, платил ли Илон Маск Тиму Урбану за серию постов. Но кризис в жизни Тима случился после этой серии. Знаю еще, что Тим выступал на серьезных конференциях, возможно он много зарабатывает как спикер.
9. Процесс написания поста у него такой же, как у меня для рассылки «Бабаева копает инновации»: 50 открытых вкладок — заметки — текст — картинки от руки — редактура и верстка.
10. Тим тратит на один лонгрид 40-80 часов. Я только с одним письмом (первым) приблизилась к 40. Но и тексты у него длиннее, да и темы сложнее.

Я еще покопаюсь. Например, интересно, почему он на год выпадал из работы. Интересно проследить тренды по контенту — видела, что появляются необычные штуки. Если вы фанат Тима Урбана и прямо следите за ним, как я слежу за Вайнерчуком, например, напишите в личку, что из важного я упускаю, что почитать. Можно голосом.
Читать полностью
Стать продактом

Судя по тому, что Skillbox’у вновь очень интересен мой канал (как рекламодателю) — курсы Skillbox’а очень интересны вам (как потребителю ;-)

Поэтому напомню, что на днях старт очередного потока курса «Профессия Product Manager Pro».

Я летом писала про него, что Лена Серегина преподает на нем аналитику и рекомендует своим. А еще писала, что там Ренат Шагабутдинов преподает на курсе таблицы — и вам никто больше так божественно не преподаст таблицы.

Что изменилось с лета: было 77 модуля — стало 85. Число уроков выросло с 302 до 363.

Что осталось:
— Подойдет для тех, кто с нуля
— Преподы — продакты и чиф-продакты компаний из топ-листа работодателей (и наверняка из вашего виш-листа),
— Всесторонний, охватный
— 12 месяцев, платить можно по чуть-чуть три года
— Гарантируют трудоустройство

Старт ближайшего потока — в эту пятницу 13 ноября

На сайте сейчас 40% скидка. Можно еще минус 10% по промокоду OSEN5 — его надо назвать менеджеру по телефону.
Детали по ссылке: https://clc.to/0Bt95Q

#реклама у Бабаевой
Редко, полезно, по любви
Читать полностью
Записала короткое видео о том, как я пишу уроки Школы ченджеров. Особенно пригодится, если вы мучаетесь вопросами вроде: «как подглядывать в подписи к слайдам, чтобы глаза в кадре не бегали?». Ну или просто вдруг вам интересно, как я хоть выгляжу в жизни ;-)
Плюс один сервис, за который я плачу, Loom $8 в месяц. Простая и аккуратная записывалка скринкаста с лицом.

Сценариев использования несколько:

1. Я им снимаю уроки для Change Basics — аккуратный кругляш с моим лицом в углу презы. По ссылке — первый урок ШЧ, снятый Loom’ом. https://www.youtube.com/watch?v=RwQMRM0vEvA
2. Очень удобно использовать как Zoom для асинхронной коммуникации при удаленке. Нажимаешь 1 кнопку и показываешь команде, что сделано (снимает экран + твое лицо + голос) — отправляешь, они смотрят, если надо — снимают в ответ.
3. Легче легкого сделать видео письмо в ответе на gmail — один клик, видео снимается и само вставляется в тело письма. Боги эджайл-продаж, #2Юли, советуют вместо скучных писем отправлять потенциальным клиентам такие видео-демонстрации — да хоть свою же презентацию прокликивать и рассказывать.

Кругляш с лицом разного размера, можно таскать по экрану. Пользовалась бесплатной версией больше года. Теперь бесплатно снимаешь до 5 минут — пришлось платить, но не жалко.

Понятный интерфейс. Помню, как порадовала первая сессия — реально мягкая посадка. Браузерное расширение удобнее, чем приложение, скачанное на комп (у второго ненужная плашка слева на видео).

Недостаток один. Иногда почему-то еле заметно дергается качество картинки раз в несколько секунд. Лечится подключением ноута к розетке и закрытием лишних приложений и вкладок. Но иногда не лечится (

Рекомендую Loom, ссылку погуглите, ибо #нереклама — а полезный совет )
Читать полностью
Играть-пахать

Правильная работа — это когда есть ощущение, что ты играешь и пашешь одновременно. Узнала про исследование на крысах, которое доказывает важность игры.

Одной группе крыс с рождения пресекали попытки играть друг с другом, а другой нет. Потом тех и других посадили в машину, пахнущую котом. Поначалу обе группы крыс спрятались.

Те крысы, которым разрешали играть, со временем начали выходить на разведку, чтобы протестировать обстановку. Вторая группа крыс так и осталась сидеть в норках — там и погибли.

Вывод: чтобы выжить, надо уметь играть.

Источник — https://www.youtube.com/watch?v=HHwXlcHcTHc&feature=youtu.be
Читать полностью
Апдейт о жизни Бабаевой

Я сейчас в одном из самых творческих периодов жизни. Делаю серии для курса Школы ченджеров. Каждую минутку «с двумя руками» фигашу уроки про Зою. Каждую минуту, как есть свежесть головы — продумываю сценарии дальше.

Так как я все еще без няни с малышкой 8 месяцев, то с двумя руками я бываю редко, а лимит свежей головы тоже известен и невелик.

Вроде успеваю, а вроде и нет. Сделать презентацию и запись одного урока занимает ровно неделю. Сейчас делаю пятую серию из десяти. Сценарии прописаны до шестой. Дальше — очень приблизительно. Волнуюсь, как там пойдет.

Очень странное ощущение I’m on a mission. Нет никаких сомнений в том, что делаю то самое. За последние пару лет обычно выбирала интересный проект, но внутри чувствовала частенько «Не то, опять не то. Не для этого все это». А сейчас все то, оно самое. Это интересно.

Отзывы хорошие, самой продукт нравится — не без косяков, но это то, что я хотела.

Смесь ощущения «on a mission» и «того самого» убаюкивают моего внутреннего самозванца. Деньги — не деньги. Критика — не критика. Все равно именно эту серию мне сейчас надо создать. Не кому-то надо, а мне. Руководствуюсь «Делай что должен и будь что будет» — нифига не продуктовый подход 😁 Скорее творческий.

Мне тут попалась статья про жизнь Гоголя — вкусняшка для моего самозванца. (Если ваш сейчас бушует, лучше не читайте). Если коротко, Гоголь во второй половине жизни перестал страдать синдромом самозванца и начал считать себя пророком и писал из этого. Говорят, не круто получалось, нравоучительно. Иногда прозревал и мучился. После такой истории не хочется отпускать своего самозванца: «Ээээ, чувак, останься вообще-то. Не так ты плох».

Короче, я в самозаточении в творческой тюрьме — хрошо это или плохо. И хочется выспаться, но и знаю, что буду вспоминать это время и самой себе завидовать.

Просто проапдейтилась. Вдруг вам интересно ☺️
Читать полностью
Что я знаю о виральности

1. У виральности есть формула. Но это не значит, что виральностью можно управлять. Формула помогает понять, куда выгоднее прилагать усилия.
2. Ты не можешь взять и создать вирус, но ты можешь взять и повысить вирусный потенциал (повысить шансы, что он случится).
3. Гарантий не будет, но не пытаться — преступление против бизнеса. Потому что это low-risk-high-reward штука — very very high reward 😎
4. Попытки встроить виральность могут не привести к «бабаху», но даже повысив коэффициент виральности на 0,1%, ты очень сильно влияешь на результат (экспонента).
5. Точек приложения усилий множество — их можно поделить на две кучки: маркетинг и продукт.
6. Я всегда старалась добавить вирусный потенциал везде. Дизайн свежее, тексты смелее и резче, странности не прячем, пасхалки велкам. Но — так получалось — больше в маркетинге, чем в продукте.
7. Лет пять назад я посмотрела формулу виральности и поняла — усилия выгоднее прилагать к созданию вирусного потенциала в продукте (это влияет на коэффициент виральности), а не в маркетинге (он влияет на посев).
8. Так я поняла силу продакт-лед гроус. Теперь если меня спрашивают, почему я почти ничего не делаю в маркетинге Школы ченджеров, я отвечаю «Сначала продукт».

Дальше #реклама
У Дениса Мартынцева (@growhorse) скоро недельный интенсив «Все про виральность». Четыре вебинара, домашки с индивидуальными разборами-созвонами, 50+ кейсов виральности в продукте (насмотренность 👍🏻). Остались последние места на продвинутых тарифах.

Check it out: https://bit.ly/3o8uvnS

#реклама у Бабаевой
Редко, полезно, по любви
Читать полностью
Придумала себе мечтательную практику:

— открыть ноутс,
— написать вверху «Что бы я делала, если бы не боялась»
— и фигашить список

А когда кончаются идеи, то:
— написать «А если бы я совсем-совсем не боялась?»
— и фигашить список дальше

Очень длинный список, очень окрыляет. А если всей командой... 🙀
Николай Андреев ушел с должности директора крупной онлайн-школы и теперь ставит эксперименты в онлайн-образовании. Например придумал и обкатал формат вебинаров-квестов, запустил школу частных рекрутеров, еще одну школу вырастил с оборота 650 000 до 10 500 000 руб. в мес. Короче, крутой.

У него есть канал «Давай запускай!». Собрала интересное.


—1— Новые курсы в необычных форматах

Гениальная девушка-искусствовед сделала курсы в формате тестов. Фановая подача так затягивает, что сам не замечаешь, как уже стал экспертом по какому-нибудь Пикассо. https://t.me/davay_zapuskay/84

Залипательный квест от Яндекса — «Карта истории». Квест дал мне гораздо большее понимания периода коллективизации, чем весь школьный курс истории. https://t.me/davay_zapuskay/90


—2— Новые инструменты

H5P — toolbox — сервис-конструктор для создания интерактивного образовательного контента. Например представьте: смотрит ученик видео, только отвлекся, а тут ему бац... — видео остановилось и чтобы продолжить просмотр, нужно ответить на вопрос по пройденному материалу. https://t.me/davay_zapuskay/91

Facelink — видео-консультант для сайта. В углу сайта вместо привычных онлайн-консультантов появляется микро-видос. Можно выстраивать цепочку видосов с ветвящимся сценарием. https://t.me/davay_zapuskay/84


—3— Кухня своих проектов с цифрами

Мы шутили с аудиторией. Даже напоминание о дедлайне было анимированным Гоголем. https://t.me/davay_zapuskay/108

Даже с учетом всех этих косяков блогеры пока генерят нам много дешевого трафика. https://t.me/davay_zapuskay/72


Телеграм канал «Давай запускай!» https://t.me/davay_zapuskay

#реклама у Бабаевой
Редко, полезно, по любви
Давай запускай!
​​Находки весны У меня в Evernote есть блокнот «Копилка», куда я складываю ссылки на сервисы или материалы, которые меня чем-то зацепили или могут пригодиться в работе. Сегодня делюсь находками этой весны: ⚔️ Курс-симулятор по разруливанию конфликтов Очень прикольный формат построения онлайн-курса в виде квеста с историей, персонажами, конфликтами — в общем, всем, что я люблю. Видно, что ребята вдохновлялись GoPractice, но внесли и свежие идеи, например, перекрестную проверку учениками. И попомните мое слово — скоро курсы-симуляторы станут трендом в онлайн-образовании ☝️ 🔗Попробуйте пройти первый бесплатный модуль: https://simulator.skillslab.center/landing 🎭 Угарные микро-курсы по искусству от Levelvan Гениальная девушка-искусствовед сделала курсы в формате тестов. Тот случай, когда фановая подача настолько затягивает, что невозможно оторваться, и сам не замечаешь, как уже стал экспертом по какому-нибудь Пикассо. И да, рекомендую вариант «Без цензуры». 🔗 Фрида Кало: https://levelvan.ru/edu/frida…
Читать полностью
Если так сложно строить курс вокруг истории, то зачем? Продолжение субботнего поста про сторителлинг в обучении ↑

Лучше всего человек научился бы, если бы он оказался загнанным в угол. Очень хотел бы что-то сделать, но известными ему способами не мог.

Вот как мне проиллюстрировал это Андрей Истратов, режиссер-документалист, выпускник Школы ченджеров, автор режиссерских курсов и крутейшего канала в телеграме про инструменты кино — https://t.me/smartcinemaschool

📽Есть такая стандартная история. Девочка хочет выплыть на лодке, но волна выкидывает лодку и девушку назад на берег. И так каждый раз.
📽Девушка плачет на берегу, ей очень надо уплыть. Приходит учитель и дает ей совет — за линией прибоя волны не такие сильные, а до туда можно вплавь, а там залезть в лодку.
📽Девочка пробует и у нее получается. Действительно там волны меньше. Но лодка на уровне груди и из-за этого девочка не может залезть в нее.
📽Чтобы залезть в лодку, надо вернуться — но тогда ее снова отбросит на берег. А чтобы уплыть за линию прибоя, надо отправляться вплавь. Но тогда невозможно будет залезть в лодку. Другими словами девочка в тупике.

Теперь если мы дадим ей решение — она его точно усвоит и примет. Если я не та девочка, а просто ей сопереживаю и тоже не знаю, как ей быть, я тоже скорее всего запомню решение. Потому что я эмоционально с ней.

Вот какая стратегия у сторителлинга в моем курсе про Зою. В идеале было бы загнать ученика в тупик и там дать ему решение. Но хотя бы постараюсь опереться на его сопереживание Зое.

Зоя попадает в каждой серии в тупик типичный для ченджера. И всегда сначала есть «лже-выход». Зоя его выбирает, но еще глубже проваливается в проблему. И вот тут уже получает «то самое» знание. Моя гипотеза — благодаря истории, оно запомнится лучше.

Гипотезу проверяю прямо сейчас. Вопросов открытых миллион. Как-нибудь напишу еще про эти вопросы.
Читать полностью
Пара цититат, которые работают для меня как мантра. Я сразу верю, что гены у меня супер, а значит и со здоровьем лучше не бывает и с везением порядок. И вообще я наверху огромной пирамиды побед в миллиарды этажей.

«Для того чтобы оказаться здесь теперь, в XXI веке, живым и к тому же достаточно сообразительным, чтобы это осознать, вам также надо было стать результатом необычайной череды биологических везений. Выживание на Земле – удивительно хитрое дело. Из миллиардов и миллиардов живых видов, существовавших с начала времен, большинства – как предполагают, 99,99 процента – больше здесь нет. Как видите, жизнь на Земле не только коротка, но и пугающе шатка. В том и состоит курьезность нашего существования, что мы обитаем на планете, которая очень хорошо поддерживает жизнь, но еще лучше ее истребляет».

«Вам повезло не только в том, что с незапамятных времен вы принадлежите благоприятствуемой эволюционной линии, но вам также в высшей степени – можно сказать, чудесным образом – повезло с собственной родословной. Задумайтесь над тем, что за 3,8 миллиарда лет, период дольше времени существования земных гор, рек и океанов, все до одного ваши предки с обеих сторон были достаточно привлекательны, чтобы найти себе пару, достаточно здоровы, чтобы дать потомство, и достаточно вознаграждены судьбой и обстоятельствами, чтобы прожить для этого достаточно долго. Никто из имевших к вам отношение предков не был раздавлен, проглочен, не утонул, не умер с голоду, не завяз в грязи, не был не ко времени ранен или каким-либо иным образом не отклонился от продиктованного жизнью влечения передать частичку генетического материала нужному партнеру в нужный момент, дабы сохранить единственно возможную последовательность наследуемых сочетаний, которые могли иметь поразительным, хотя и недолговечным конечным результатом – вас».

Билл Брайсон, Краткая история почти всего на свете, Глава 1
Читать полностью
Ограничения сторителлинга в обучении

Раньше я вкрапляла микро-истории в лекцию, это норм будило аудиторию и работало на смену ритма. Но в этот раз я решила делать наоборот — вкраплять знания в историю.

Я понимала, что сторителлинг создаст ограничения типо: «Здесь надо бы еще вот это объяснить, но это развалит тайминг истории». Но ограничений оказалось в миллион раз больше:

— Иногда я хочу что-то сказать, но (клянусь) герой не готов это услышать, и я в пролете (начинаю сомневаться, кто из нас кем управляет).
— Иногда я бы дала варианты решения, но герой не может попробовать оба варианта (или я пока не готова собирать такие сложные истории).
— Времени на собирание лекции-истории уходит в 3-4 раза больше, чем на обычную лекцию. Я закладывала времени x2 к обычному и в диком стрессе сейчас. Ну и на лавке попадаются сучки, т.к. тупо не успеваю обтесывать. История должна течь, как жизнь — гладенько. Уметь это делать — это такая бицуха — и я ее качаю сейчас 😉
— Сторителлинг добавляет к рацио эмоцио — а это требует более тонких инструментов: не свистулька, а флейта. Не зря сценарии фильмов пишут год-плюс, а лекции неделю-минус. В итоге разброс мнений о серии огромен — кого-то зацепило по-хорошему и «Вау, как у меня», а кого-то цепляет по-плохому и «Так не бывает».
— Однажды я записала голосовое команде: «Наконец-то я поняла, почему мало кто связывается со сторителлингом в курсах. Люди натыкаются на сучок в твоей истории, говорят «Не верю» и дальше не слушают, а отрабатывают свою реакцию.
— При этом роскоши авторов художки у тебя нет. Нельзя увлекаться стори — герои только собирательные, ситуации только схематичные, узнаваемые — чтобы можно было набросать одним предложением. Ведь история должна работать на сжимание, а не на разбавление. Оставляем только те факты, без которых обучения не случится.
— Ну ок, кое-какие добавки истории надо отыгрывать: герой должен вызвать симпатию, проблема кольнуть, кульминация удивить, разрешение порадовать. Должны быть замедления и ускорения — такие штуки нельзя зажевывать.
— Плюс иногда надо добавлять забавности, если поворот от сюжета не больше 4 слов. Ну это не обязательно, просто я такая.

В общем гемор еще тот с этим сторителлингом.

И при этом — представьте — я не пожалела, что связалась. Наоборот. Есть гипотезы, какие задачи сторителлинг поможет решить. Не проверив эти гипотезы, я — хоть убейте — не могу двигаться дальше. Стоппер этапа. А раз стоппер, то надо пройти — удачно или нет.

Об этих гипотезах, ради которых это все — в следующем посте.
Читать полностью
Пара прикольных продуктовых вакансий в финтех
#реклама
В ВТБ решили ускорить и разбюрократизировать работу над IT и продуктами и запустили программу «600 дней». По плану больше 300 новых команд собираются набрать и уже собрали около сотни.

Каждая команда:
— кросс-функциональная — делает все внутри от гипотезы до решения,
— самостоятельная — «ответственность за продукт полностью несет команда и ее лидер»,
— быстрая — «яркие и смелые проекты в короткие сроки».

Расскажу о двух продуктовых позициях в такие команды.

Product Owner — Владелец продукта
Ничего необычного: MVP — беклог — потребности — гипотезы — анализ конкурентов (в т.ч. зарубежных) — идеи — метрики и так далее. Требования: чтобы уже было чем похвастаться — что-то создали с нуля или сделали большой прирост.

Client Journey Expert — Продуктолог
Ключевые слова: «клиентский путь» и «выстраивание бизнес-процессов». Думаю, речь о том, что изменение в клиентской части продукта влечет перестройку внутренних процессов и поэтому надо и то и другое синхронно (но вы уточните). Что делать: исследовать рынок — формировать видение продукта — разбирать пользовательские сценарии. Звучит как «zoom in — zoom out» 👍

Из плюшек порадовала корпоративная пенсия 🤑
Еще раз ссылки: раз, два.
———
#реклама у Бабаевой
Редко, полезно, по любви ❤️
Читать полностью