Репост из: Коварная колея
Эдвард Чесноков – для «Коварной колеи»
Прошлый текст Эдварда, журналиста и ведущего вечернего шоу на радио «Комсомольская Правда», про упадок электричек вызвал живой отклик у наших читателей. Теперь мы спросили его про аэроэкспресс до аэропорта Красноярска. Недавно проект пообещали представить к 2022 году.
«Насколько я знаю, электричку до Красноярского аэропорта можно пустить с относительно небольшими затратами: до него уже проложена техническая ветка для подвоза авиатоплива — её достаточно электрифицировать, возвести терминал рядом с аэровокзалом (желательно по принципу «сухие ноги»), а также построить ж/д съезд в районе ст. Тростенцово (сейчас прямой состав из Красноярска до Емельянова может доехать только со сменой направления в районе ст. Кача). Да, понадобятся инвестиции, но меньшие, чем, например, при строительстве ветки АЭ в Сочи, для чего пришлось прокладывать тоннель.
Но тут возникает другая проблема. Пассажиропоток а/п «Емельяново» — 2,4 млн в 2019 году и 1,6 млн в 2020 году. Примерно в 10 раз меньше, чем самый скромный из московских аэропортов, Внуково. Но даже и туда АЭ ходит лишь раз в час (и не выглядит переполненным), а само ООО «Аэроэкспресс», несмотря на бум авиаперевозок в прошлом десятилетии, с трудом балансировало на грани рентабельности.
Поэтому хотите знать, что ждёт красноярский АЭ, даже если его запустят «как есть»? Посмотрите на его собратьев из других региональных аэропортов. Сейчас они тихо умерли (Самара) или влачат жалкое существование (Екатеринбург-Кольцово — 2 пары электричек в день; Волгоград-Гумрак, Владивосток-Кневичи, Адлер-Аэропорт — по 5 пар в день). Но залог популярности общественного транспорта — его регулярность, тактовость: я прилетаю во Внуково и, даже не глядя в расписание АЭ, точно знаю, что в пределах часа гарантированно сяду в поезд. И ведь это маленькая «Внучка»; в ШРМ и ДМД они бегают ещё чаще: каждые полчаса. Но сейчас ходящая раз в день электричка до провинциального аэропорта может привлечь разве что упоротых транспортных фанатов наподобие нас с вами.
Как же решить проблему? В вагоне до екатеринбургского Кольцово я заметил: навскидку, 2/3 пассажиров едут не в сам аэропорт, а от/с промежуточных станций. То есть необходимо интегрировать электричку (хоть до аэропорта, хоть просто до пригорода) в единую систему городского транспорта. Как это сделано в Европе или в Москве: покупаешь проездной (на 90 минут, на сутки, на месяц, на год) и можешь внутри системы совершать неограниченное количество пересадок: МЦД, метро, трамвай, автобус…
Для внедрения такой системы не нужны космические инвестиции или циклопическое строительство — достаточно воли властей. Если линия на аэропорт Емельяново войдёт в красноярскую систему городских электричек (о создании которой сейчас говорят); если на такой электричке я смогу доехать хоть до левобережной, хоть до правобережной части города (причём по внутригородскому, а не аэроэкспрессному тарифу); если для пересадки оттуда на электричку до пригорода, например, Дивногорска, мне понадобится лишь выйти на платформу, подождать не больше 20 минут и пересесть на той же платформе на другой маршрут электрички, — то такая система будет очень востребована.
Но опять: здесь нужна воля и компетентность местных властей, нужно понимание, что реформа транспорта — это не просто покупка низкопольных автобусов на федеральный грант, а изменение его системы. Хорошие примеры есть: мэрия Белгорода, преодолев сильнейшее сопротивление автомобильного лобби, создала лучшую в стране сеть скоростных автобусных маршрутов».
Так что все достижимо — было бы желание.
Канал Эдварда: Chesnok.media
Прошлый текст Эдварда, журналиста и ведущего вечернего шоу на радио «Комсомольская Правда», про упадок электричек вызвал живой отклик у наших читателей. Теперь мы спросили его про аэроэкспресс до аэропорта Красноярска. Недавно проект пообещали представить к 2022 году.
«Насколько я знаю, электричку до Красноярского аэропорта можно пустить с относительно небольшими затратами: до него уже проложена техническая ветка для подвоза авиатоплива — её достаточно электрифицировать, возвести терминал рядом с аэровокзалом (желательно по принципу «сухие ноги»), а также построить ж/д съезд в районе ст. Тростенцово (сейчас прямой состав из Красноярска до Емельянова может доехать только со сменой направления в районе ст. Кача). Да, понадобятся инвестиции, но меньшие, чем, например, при строительстве ветки АЭ в Сочи, для чего пришлось прокладывать тоннель.
Но тут возникает другая проблема. Пассажиропоток а/п «Емельяново» — 2,4 млн в 2019 году и 1,6 млн в 2020 году. Примерно в 10 раз меньше, чем самый скромный из московских аэропортов, Внуково. Но даже и туда АЭ ходит лишь раз в час (и не выглядит переполненным), а само ООО «Аэроэкспресс», несмотря на бум авиаперевозок в прошлом десятилетии, с трудом балансировало на грани рентабельности.
Поэтому хотите знать, что ждёт красноярский АЭ, даже если его запустят «как есть»? Посмотрите на его собратьев из других региональных аэропортов. Сейчас они тихо умерли (Самара) или влачат жалкое существование (Екатеринбург-Кольцово — 2 пары электричек в день; Волгоград-Гумрак, Владивосток-Кневичи, Адлер-Аэропорт — по 5 пар в день). Но залог популярности общественного транспорта — его регулярность, тактовость: я прилетаю во Внуково и, даже не глядя в расписание АЭ, точно знаю, что в пределах часа гарантированно сяду в поезд. И ведь это маленькая «Внучка»; в ШРМ и ДМД они бегают ещё чаще: каждые полчаса. Но сейчас ходящая раз в день электричка до провинциального аэропорта может привлечь разве что упоротых транспортных фанатов наподобие нас с вами.
Как же решить проблему? В вагоне до екатеринбургского Кольцово я заметил: навскидку, 2/3 пассажиров едут не в сам аэропорт, а от/с промежуточных станций. То есть необходимо интегрировать электричку (хоть до аэропорта, хоть просто до пригорода) в единую систему городского транспорта. Как это сделано в Европе или в Москве: покупаешь проездной (на 90 минут, на сутки, на месяц, на год) и можешь внутри системы совершать неограниченное количество пересадок: МЦД, метро, трамвай, автобус…
Для внедрения такой системы не нужны космические инвестиции или циклопическое строительство — достаточно воли властей. Если линия на аэропорт Емельяново войдёт в красноярскую систему городских электричек (о создании которой сейчас говорят); если на такой электричке я смогу доехать хоть до левобережной, хоть до правобережной части города (причём по внутригородскому, а не аэроэкспрессному тарифу); если для пересадки оттуда на электричку до пригорода, например, Дивногорска, мне понадобится лишь выйти на платформу, подождать не больше 20 минут и пересесть на той же платформе на другой маршрут электрички, — то такая система будет очень востребована.
Но опять: здесь нужна воля и компетентность местных властей, нужно понимание, что реформа транспорта — это не просто покупка низкопольных автобусов на федеральный грант, а изменение его системы. Хорошие примеры есть: мэрия Белгорода, преодолев сильнейшее сопротивление автомобильного лобби, создала лучшую в стране сеть скоростных автобусных маршрутов».
Так что все достижимо — было бы желание.
Канал Эдварда: Chesnok.media