Китай. 80-е и не только


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Экономика


Авторский канал Ивана Зуенко
"Долгие восьмидесятые" в Китайской Народной Республике. История, культура, прямая речь
Письма в редакцию: https://t.me/IvanZuWei


Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Экономика
Статистика
Фильтр публикаций


"Я купил журнал "Китай", там тоже хорошо". Пора уже такую рубрику заводить.

Люблю я, знаете ли, полистать журнал "Китай" — и важно, что он именно на русском. Да, это образцово-показательный агитпроп, который я много читаю и в оригинале, но зачастую именно фразы в переводе могут натолкнуть на простые и ясные тезисы, которых иногда не хватает, когда объясняешь ту или иную тему студентам.

Вот, например: конспектирую статью некого Ло Цзе "Отстаивание и укрепление всестороннего руководства КПК" (Китай. 10.2022. С. 21).

Там фраза "Сегодня мир претерпевает глубокие изменения, равных которым не было целое столетие, а КНР переживает критический период в осуществлении великого возрождения китайской нации. На этом фоне КПК объединяет и ведёт за собой китайцев всех этнических групп страны, чтобы, воспользовавшись открывшимся историческим шансом, смело двигаться вперёд и, прилагая неустанные усилия, достигать новых целей".

Классическая формулировка. Штамп на штампе. Читай я её по-китайски, замыленный глаз прошёл бы мимо фразы 中华各民族, настолько она ясна и понятна.

А вот на русском режет ухо: "китайцы всех этнических групп страны".

Потому что в русском языке нет разницы между понятием "китайцы как китайская нация" (中国人 или 中华民族) и понятием "китайцы как этническая группа" (汉族 — более правильно было бы называть её "ханьцы", но кто, кроме специалистов, знает о таком термине?)

Между тем, разница между понятиями вполне конкретная. Как между понятиями "казахстанцы" и "казахи". Или "россияне" и "русские".

И, наконец, классическое определение: "Советский народ — новая историческая общность людей различных национальностей, имеющих общие характерные черты" (Н.С. Хрущёв, 1961 г., XXII съезд КПСС).

Так что, говоря о "китайцах" и "некитайцах", проживающих на территории Китая, мы подчас забываем, что с точки зрения китайской госпропаганды — все, кто проживает на территории КНР, это и есть "китайцы" ("китайцы всех этнических групп*"). И ханьцы, и чжуаны, и монголы, и тибетцы, и уйгуры, и даже русские, компактно проживающие в Трёхречье или в Кульдже (俄罗斯族).

* заметим, что в переводе старательно избегают использования слова "народ"

Другое дело, что политический подтекст данной парадигмы (и, прежде всего, связанный с обоснованием претензий на территории, на которых ханьцы исторически не жили никогда) — очевиден. Но понимать вот эти особенности китайской внутриполитической казуистики очень важно.

Ведь по-китайски ханьцев даже титульной нацией не назовёшь: они ханьцы, а государство-то — Чжунго ("Срединное страна"). И населена эта "Срединная страна" "китайцами разных этнических групп".




Так уходит эпоха...

Для тех, кто никогда не ездил на ВЭФ, или кого не водили по заведениям владивостокские друзья — на кадрах культовый владивостокский ресторан паназиатской кухни "Зума". Вернее, то, что от него осталось.

Несколько раз признавался "Лучшим рестораном России" по версии различных гастросайтов. Заведение, с которого начался "гастротуризм" в Приморье. Место, столик в котором в дни ВЭФ нужно было бронировать за месяц.

Сгорел ночью.


Доброе утро! "Тьма никогда не победит свет" (надпись на плакате, взято отсюда).

Окунаемся в монгольскую повестку.


И снова о протестах

На прошлой неделе меня спросили "Чем закончатся протесты в Иране и как поведут себя китайские власти?"

Это явная оговорка, и оба вопроса на самом деле были посвящены Китаю. Однако, на подсознательном уровне для большинства непрофильных наблюдателей две волны протестов действительно находятся где-то в одной плоскости.

И ситуация в обеих странах действительно во многом развивается параллельно. Например, в конце прошлой недели и там, и там власти пошли на уступки. В Иране упразднили орган, ведавший контролем за ношением хиджаба. В Китае начали резко отменять антиковидные ограничения.

Вот вам сигнал, что власти слышат и готовы работать над своими ошибками. Но хватит ли его?

Обычно, как показывает практика, в какой-то момент, когда инфоповод изначального недовольства уже устранён, вдруг появляется кто-то и говорит: "Нет, надо ещё это и это, и вообще, ничего не поменялось" (что, кстати, обычно правда).

Тут уже власти говорят: "Ах так, мы к вам со всей душой, а вам всё мало? Мы тоже можем не только по-хорошему". Происходит эскалация насилия, и в большинстве случаев точка невозврата оказывается перейдена. Потому что об изначальном инфоповоде уже никто не вспоминает.

Как на #тяньаньмэнь_89 никто уже не вспоминал, что изначально студенты собрались на площади, чтобы воздать почести умершему бывшему руководителю Ху Яобану, потом обиделись на передовицу "Жэньминь жибао", где их "патриотическое движение" клеймилось как "антиправительственное", потребовали "диалога с властями", чтобы объясниться. А когда предложенные властями формы "диалога" оказались "не гарны", несколько активистов, которые почувствовали себя звёздами протестов, решили начать голодовку на площади и пошло-поехало... Визит Горбачёва, введение военного положения, промедление с применением силы, выход протестов из-под контроля и кровавый checkmate.

Между тем, протесты вообще штука глобальная.

Вот в столице Монголии сегодня взяли и ворвались в правительственную резиденцию. Да и в Иране и Китае — что-то мне сдаётся — не всё ещё кончено. В Иране вообще ничего не поменялось, власти ограничились символическим жестом. А в Китае на смену усталости от антиковидных ограничений сегодня-завтра придёт паника от резкого роста заболеваний со всеми вытекающими последствиями.

И вряд ли государство просто так возьмёт и отойдёт в сторонку с обиженным видом и бормотанием "А я ведь предупреждал"...


В честь достижения каналом новой вехи дублирую материал двухлетней давности о таком феномене китайских "долгих восьмидесятых" как "десятитысячники":

万元户 wànyuánhù – «десятитысячники» (семьи с годовым доходом 10 000 юаней и выше)

В апреле 1980 года агентство «Синьхуа» впервые применило неологизм «ваньюаньху», рассказывая о семье члена народной коммуны Яньтань 雁滩公社 города Ланьчжоу по имени Ли Дэсян 李德祥. В октябре того же года в материале «Синьхуа» вновь появилось это слово – на этот раз в рассказе о семье Чжао Жулань 赵汝兰 из провинции Шаньдун, которая занималась разведением хлопка.

Словечко быстро стало популярным, и им с удовольствием пользовались не только журналисты и сами «новые предприниматели», но и чиновники. «Десятитысячники» стали синоним «ударника». За хорошую работу им выдавали почётные грамоты и ценные подарки: талоны на велосипед, термосы. Могли даже подарить комплект одеял.

До 1984 года богатели, как правило, только крестьяне, что привело в устах горожан к появлению у слова «десятитысячник» оттенка значения: «нувориш; быстро разбогатевший, но оставшийся необразованным и некультурным, работяга».

Лучше всего послушать самих крестьян и горожан.

Отрывок из интервью с десятитысячниками из деревни под Тяньцзинем (1984 год) – здесь.

Цитата наугад: "Теперь кто деньги зарабатывает, тому и слава. Мы – десятитысячники не только по доходу, но и по урожаю. Я эти треклятые деньги зарабатываю, соболей развожу, а муж по подряду хлеб растит. За один прошлый год мы получили 11 тысяч юаней и намолотили 13 тысяч цзиней зерна. Дела по-настоящему в гору пошли! Хе-хе, городским за нами не угнаться. Мы, бывшие середняки и бедняки, теперь в передовиках, а рабочий класс отстаёт».

#слова_эпохи #прямая_речь

.


На этой неделе канал "Китай. 80-е и не только" достиг важной вехи — десяти тысячи подписчиков!

Для канала, который был задуман для развлечения в промежутках между написанием диссертации по истории Китая 80-х годов путём выкладывания фоточек и текстовых зарисовок, которые попадали в поле зрения, но не могли быть использованы в научной работе, это очень хороший результат!

И всё это благодаря вам, мои дорогие подписчики! Каналу без малого четыре года (он был создан 2 января 2019 года), и то, что все эти четыре года у меня была мотивация писать, и со временем даже выйти за рамки китайских 80-х — это результат той обратной связи, которую я получал от вас. Без ваших добрых слов и заинтересованности ничего бы не получилось.

Поэтому ваньсуй всем нам! Ваньваньсуй! Десять тысяч лет процветания! Десять тысяч раз по десять тысяч лет!


Цзяюйгуань, провинция Ганьсу. Наши дни.


В продолжение благодатной темы китайских завтраков:

Провинция Шаньси, район Фэньяна, 1993 год


Репост из: Китайская угроза
Уличный завтрак в Шанхае. 1985 год.


合影 — дело святое. Как говорят китаисты, "Чти традиции и отца Палладия". Вот как-то после конференции один австралийский учёный не стал хэин делать, так у него потом Хирш три года не поднимался. То-то же.

Сфотографировались делегацией МГИМО на Конгрессе молодых учёных.


Начинаем субботнее утро с "Кризиса международного порядка". Пытаемся ответить на вопрос, "Как устроен новый политический баланс в мире".

На удивление много людей решило предпочесть наше мероприятие завтраку на берегу моря. Поэтому буду стараться особенно.

Посмотреть можно здесь.


🇨🇳Друзья, в телеграм канале маркетингового агентства Asia Pacific вы сможете найти самую полную библиотеку знаний об интернет-маркетинге в Китае на всем российском медиапространстве:

- гайды по регистрации в китайских соцсетях, продвижению через рекламные сети Baidu Ads, Tencent, ByteDance и работе с китайскими блогерами и лидерами мнений;
- еженедельный дайджест новостей и трендов из китайского интернета;
- тренды из китайского Douyin и других популярных соцсетей.

🎙А также первыми услышите выпуски подкаста с экспертами по работе с Китаем, которые делятся лайфхаками по продвижению на рынке Поднебесной!

📲Подписывайтесь на телеграм канал Asia Pacific и получайте актуальную аналитику и новости о китайском digital!


О чём я сегодня рассказывал на конференции "Мировое большинство в международных реалиях..."

Попросили обзорно осветить региональную повестку российско-китайских отношений сейчас и в преломлении ко всей "эпохе Си Цзиньпина" (последнее десятилетие). Накидал несколько опорных тезисов. Получилась формула вполне в китайском духе: Четыре тенденции — Четыре проблемы — Три ожидания — Два противоречия и Два позитивных примера:

Итак, "Поворот России на Восток" по-прежнему не равно "Поворот к Китаю". При этом события 2022 года многократно подчеркнули Китай среди всех других стран, к которым "поворачивалась" Россия, и превратили его в важнейший фактор дальнейшего развития (и даже выживания) сегодняшней России.

В течение последних десяти лет в региональных трансграничных процессах выделилось четыре новые тенденции:

— Трансформация трансграничных потоков (товаров, туризма и т.д.) после падения курса рубля в 2014-2015 годах

— Централизация повестки сотрудничества в силу центростремительных процессов в России и КНР

— Концептуализация данной повестки под эгидой различных китайских инициатив (типа "Пояса и Пути") и связанных с ними многосторонних инициатив ("сопряжение" и т.д.)

— Как следствие, удалось сдвинуть с мёртвой точки многие трансграничные проекты, которые можно характеризовать как "флагманские" (типа мостов через Амур)

В то же время сохранились (или же усугубились) четыре проблемы, тормозящие сотрудничество:

— Региональный трек российско-китайского сотрудничества — это по-прежнему сотрудничество двух периферий

— Внимание к этому треку со стороны руководства двух стран и избитый тезис о том, что он "не соответствует высокому уровню стратегического партнёрства", вынуждает акторов сотрудничества периодически выдвигать заведомо нереалистичные инициативы ("процесс ради процесса")

— Возросла "закрытость" Китая (пандемия — лишь кульминация процесса)

— Проблемы трансграничной инфраструктуры (прежде всего, погранпереходы на российской стороне) так и не решены

С этим грузом мы вошли в 2022 год, который резко повысил значимость российско-китайского сотрудничества для нашей страны:

В новой ситуации (по состоянию на весну 2022 года) появились определённые ожидания (как позитивные и тревожные).

В целом, это: а) рост товарооборота, б) рост инвестиций из Китая, в) требования уступок с китайской стороны и готовность российской стороны их принять.

Сейчас можно констатировать, что по первому пункту реальность даже превзошла ожидания, по двум другим — пока динамики нет.

Отчасти, из-за того, что сохраняется два ключевых противоречия в российско-китайском инвестиционном сотрудничестве:

— Китайцы ждут от нас того, чего мы не готовы им дать (госгарантий, доступа в стратегические и наиболее прибыльные отрасли, особых преференций по сравнению с другими зарубежными партнёрами)

— Мы в свою очередь ждём от китайцев того, чего они не готовы дать (инвестиций в наименее развитые и самые проблемные отрасли, высокой степени локализации производства, готовности работать на ДВ без тех же субсидий, которые получает российский капитал)

Поэтому не верится, что в плане привлечения китайских инвестиций в ближайшее время произойдёт какой-то качественный сдвиг в том или ином направлении.

Однако, примеры позитивных тенденций, происходящих здесь и сейчас, тоже есть:

— Замещение китайского капитала в сельском хозяйстве при сохранении его ориентации на очень развитый китайский рынок,

— Замещение китайскими компаниями ушедших из дальневосточной логистики западных "морских линий", что не уменьшило, а наоборот, увеличило связанность ДВ и АТР.


А вообще мне вслед за уважаемым @periskop_pacific, у которого есть отдельный канал, посвящённый транспортному искусству, мне впору заводить рубрику "Политическое искусство".

Вот смотрите, какая прелесть!

Впереди все семь членов Постоянного комитета ЦК КПК 15-го созыва (1997-2002) в соответствии с иерархией: Цзян Цзэминь в центре, Ли Пэн одесную, Чжу Жунцзи ошую, остальные (слева направо): Ли Ланьцин, Ли Жуйхуань, Ху Цзиньтао, Вэй Цзяньсин.

На заднем фоне прочие руководящие товарищи, включая генералитет Народно-освободительной армии Китая, и совсем уж сзади в правом углу маленькие флажки САР Сянган и Аомэнь и первые руководители этих образований: Дун Цзяньхуа и Эдмунд Хо.

Возвращение Гонконга и Макао в лоно родины, безусловно, стало одним из главных событий в правление Цзян Цзэминя.


Особенно трогателен этот плакат, выполненный с элементами традиционного китайского изобразительного искусства.

Плакат 1995 года. Дэн Сяопину 91 год, он ещё жив, но уже глубоко на пенсии. Цзян Цзэминь всячески подчёркивает свою "сяо" 孝 — "сыновнюю почтительность" — по отношению к Почтенному Дэну.

Интересно, незакрашенное пальто Дэна на контрасте с полноцветным образом Цзяна — это намёк на то, что Дэн уже вскоре отправится на встречу с товарищем Марксом?..

Два года спустя, уже после смерти Дэн Сяопина, Цзян Цзэминь и Чжу Жунцзи, в своих реформах ушедшие далеко за те пределы, которые были обозначены Дэном, на очередном съезде КПК сделали всё возможное, чтобы развить концепт о Дэне как "архитекторе китайских реформ" и самих реформах как системном и целенаправленном процессе.

Миф о Святом Дэне сакрализовал и их собственную власть.


В отличие от нынешнего руководства, став лидером Китая, Цзян Цзэминь не стремился выделиться из числа предшественников.

Наоборот, всячески подчёркивал преемственность. Прежде всего, это был прагматичный выбор, поскольку именно апелляция к авторитету и политическому весу Мао и Дэна была для "выбившегося из грязи" Цзян Цзэминя залогом легитимности нахождения у власти.

Надпись на плакате: 学讲话、颂党情、跟党走 ("Изучать важные речи, прославлять партийный дух, идти вместе с партией"), 2000 год


Зима настала. Представители Мирового Большинства собрались в Москве. Сегодня сразу после пленарной сессии обсуждаем Китай в эпоху Си Цзиньпина.


Репост из: Пекин слезам не верит
Еще одно фото с Си Цзиньпином, сделанное во время поездки Цзян Цзэминя по Фуцзяни. Июнь 1994 года.


Репост из: Пекин слезам не верит
Член посткома комитета КПК провинции Фуцзянь Си Цзиньпин (самый правый на фото) сопровождает председателя КНР и генсека ЦК КПК Цзян Цзэминя в ходе посещения зоны экономического и технологического развития в Фучжоу. Июнь 1994 года.

Показано 20 последних публикаций.