Репост из: Книжный импорт
Некоторые размышления по крайне занимательной статье Жижека по поводу использования религии для снятия пелены «иллюзорного» и проникновения к «реальному»:
Современные «системы» все меньше строятся на внешнем принуждении и все больше обеспечивают свою власть через производство иллюзий, которые необходимы человеку для поддержания существования желаний. Механизм связи иллюзий и желания объясняет Лакан. Он руководствуется формулой «если бог мертв, то все запрещено» и наоборот, «если бог жив, то все разрешено». В данном случае бог является той самой иллюзией, в случае смерти которой человеку необходим Большой брат, производящий иллюзии, заменяющие бога, чтобы поддерживать существование желаний. Таким образом Большой брат становится естественным и необходимым элементом культуры желаний и их удовлетворения.
«Борьба с системой» в данном случае может быть легитимной лишь в контексте поиска «Реального», нахождение которого должно разрушить принцип жизни в системе, где «если ты не одурачен, то ты ошибаешься». Тем не менее, по мнению Жижека, нет никаких оснований полагать, что Реальное имеет хоть какой-то сущностный статус за пределами символического и фантазийного. По его мнению, наиболее этичным было бы признать, что Реальное есть лишь виртуальная точка отсчета, которая позволяет нам конструировать различные версии реальности. Только это, по его мнению, является единственным способом «избежать необходимости цинично прибегать к сети иллюзий, чтобы поддерживать наши желания». Таким образом, единственной альтернативой Большому брату есть религиозный фундаментализм: «если есть бог, то значит позволено все».
Современные «системы» все меньше строятся на внешнем принуждении и все больше обеспечивают свою власть через производство иллюзий, которые необходимы человеку для поддержания существования желаний. Механизм связи иллюзий и желания объясняет Лакан. Он руководствуется формулой «если бог мертв, то все запрещено» и наоборот, «если бог жив, то все разрешено». В данном случае бог является той самой иллюзией, в случае смерти которой человеку необходим Большой брат, производящий иллюзии, заменяющие бога, чтобы поддерживать существование желаний. Таким образом Большой брат становится естественным и необходимым элементом культуры желаний и их удовлетворения.
«Борьба с системой» в данном случае может быть легитимной лишь в контексте поиска «Реального», нахождение которого должно разрушить принцип жизни в системе, где «если ты не одурачен, то ты ошибаешься». Тем не менее, по мнению Жижека, нет никаких оснований полагать, что Реальное имеет хоть какой-то сущностный статус за пределами символического и фантазийного. По его мнению, наиболее этичным было бы признать, что Реальное есть лишь виртуальная точка отсчета, которая позволяет нам конструировать различные версии реальности. Только это, по его мнению, является единственным способом «избежать необходимости цинично прибегать к сети иллюзий, чтобы поддерживать наши желания». Таким образом, единственной альтернативой Большому брату есть религиозный фундаментализм: «если есть бог, то значит позволено все».