Адвокат Станислав Селезнев — о взаимоотношениях между заказчиками и исполнителями в период пандемии
Больше всего вопросов поступает в связи с прекращением нормального исполнения ранее заключенных соглашений между гражданами и предпринимателями и юридическими лицами.
Ключевые моменты в разрешении таких конфликтов — правильное целеполагание и документирование всего переговорного процесса.
Важно для начала ответить себе на вопрос, готовы ли вы к тому, чтобы ранее согласованное обязательство было исполнено уже после окончания кризисного периода.
1) Требование полного возмещения уплаченных авансов сразу всеми клиентами может привести к банкротству предпринимателя — и никто не получит ничего (кроме наследников умершего от COVID-19 владельца итальянского отеля, которые не вернут нашему предпринимателю предоплату по европейским правилам о форс-мажоре).
2) Вы сохраните возможность по старой цене получить ту услугу или товар, которые через пару месяцев значительно подорожают, а ваш контрагент продаст всё имущество и доплатит разницу своим поставщикам, но исполнит все свои обязательства и сохранит свой бизнес.
Если вариант с отсрочкой вас не устраивает, или вас проинформировали об отказе исполнить обязательства, вам необходимо подготовить письменную претензию с требованием о взыскании денежной компенсации. Один экземпляр вы передаете тому, кто должен оказать вам услугу, а второй (с отметкой о дате принятия и подписью ответственного лица) сохраняете у себя.
С юридической точки зрения в этом случае произойдет столкновение двух норм права.
Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается и влечет компенсацию всех убытков пострадавшей стороне (ст. 310 Гражданского кодекса)
В то же время признание обстоятельств форс-мажором освобождает причинителя убытков от ответственности за их возмещение (См.в частности п.4 ст.13 Закона о защите прав потребителей)
Ручное управление
Особняком уже стоит туристический бизнес, первым получивший кризисное регулирование от Роспотребнадзора еще в феврале.
Так, власти России прямо возложили всю финансовую ответственность перед туристами на агентов, операторов и авиаперевозчиков, которым, в свою очередь, предлагается уже в рамках предпринимательских взаимоотношений добиваться возврата предоплат в иностранных юрисдикциях.
Очевидно, что можно ожидать кризисного нормативного регулирования и в других отраслях в самое ближайшее время.
К вопросу о прецедентах, практике и прогнозах
Массу споров о признании резкого скачка валютных курсов экстраординарным обстоятельством рассматривали суды по итогам валютного кризиса 2014 года. В частности, рассматривались требования о сохранении обязательств по старому курсу со стороны валютных ипотечников. Однако подавляющее большинство споров разрешили с указанием на то, что само по себе изменение валютных курсов (вне зависимости от величины этого колебания) форс-мажорным обстоятельством являться не может и от исполнения не освобождает.
Однако ситуация, вызванная пандемией COVID-19, совмещающая экономический и санитарный кризисы, является беспрецедентной и ранее в практике не встречалась.
#советюриста
Больше всего вопросов поступает в связи с прекращением нормального исполнения ранее заключенных соглашений между гражданами и предпринимателями и юридическими лицами.
Ключевые моменты в разрешении таких конфликтов — правильное целеполагание и документирование всего переговорного процесса.
Важно для начала ответить себе на вопрос, готовы ли вы к тому, чтобы ранее согласованное обязательство было исполнено уже после окончания кризисного периода.
1) Требование полного возмещения уплаченных авансов сразу всеми клиентами может привести к банкротству предпринимателя — и никто не получит ничего (кроме наследников умершего от COVID-19 владельца итальянского отеля, которые не вернут нашему предпринимателю предоплату по европейским правилам о форс-мажоре).
2) Вы сохраните возможность по старой цене получить ту услугу или товар, которые через пару месяцев значительно подорожают, а ваш контрагент продаст всё имущество и доплатит разницу своим поставщикам, но исполнит все свои обязательства и сохранит свой бизнес.
Если вариант с отсрочкой вас не устраивает, или вас проинформировали об отказе исполнить обязательства, вам необходимо подготовить письменную претензию с требованием о взыскании денежной компенсации. Один экземпляр вы передаете тому, кто должен оказать вам услугу, а второй (с отметкой о дате принятия и подписью ответственного лица) сохраняете у себя.
С юридической точки зрения в этом случае произойдет столкновение двух норм права.
Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается и влечет компенсацию всех убытков пострадавшей стороне (ст. 310 Гражданского кодекса)
В то же время признание обстоятельств форс-мажором освобождает причинителя убытков от ответственности за их возмещение (См.в частности п.4 ст.13 Закона о защите прав потребителей)
Ручное управление
Особняком уже стоит туристический бизнес, первым получивший кризисное регулирование от Роспотребнадзора еще в феврале.
Так, власти России прямо возложили всю финансовую ответственность перед туристами на агентов, операторов и авиаперевозчиков, которым, в свою очередь, предлагается уже в рамках предпринимательских взаимоотношений добиваться возврата предоплат в иностранных юрисдикциях.
Очевидно, что можно ожидать кризисного нормативного регулирования и в других отраслях в самое ближайшее время.
К вопросу о прецедентах, практике и прогнозах
Массу споров о признании резкого скачка валютных курсов экстраординарным обстоятельством рассматривали суды по итогам валютного кризиса 2014 года. В частности, рассматривались требования о сохранении обязательств по старому курсу со стороны валютных ипотечников. Однако подавляющее большинство споров разрешили с указанием на то, что само по себе изменение валютных курсов (вне зависимости от величины этого колебания) форс-мажорным обстоятельством являться не может и от исполнения не освобождает.
Однако ситуация, вызванная пандемией COVID-19, совмещающая экономический и санитарный кризисы, является беспрецедентной и ранее в практике не встречалась.
#советюриста