Репост из: Районна бібліотека
Экзистенциальная джинниха, терзающая беженцев
Если вы хотите почитать историю, которая укладывается в формат коммерческих хорроров об одержимости, духах мщения и прочих гуль-бабах, но оставляет после себя долгий жгучий реверб экзистенциального ужаса, то добро пожаловать в свежий выпуск HAU, где опубликована статья антрополога Сильвэна Пердигона "Life on the cusp of form: In search of worldliness with Palestinian refugees in Tyre, Lebanon".
Лет десять назад, общаясь с фактически бесправными палестинскими беженцами в ливанском Суре, он впервые столкнулся с рассказами об al-Qreene. Этим понятием обозначают нечто, являющееся беженцам во сне - и делающее их жизнь невыносимой; что-то из разряда всем известных готических рассказов о фамильном проклятии, только проклятие здесь поражает скорее целый класс, чем семью. В частности, он пересказывает истории:
- Абу Али, который во сне видел себя в пустом лагерном доме. Вокруг него ходила жалобно мяукающая кошка. Сон повторялся месяцами, делая Абу Али раздражительным и невнимательным на работе, пока ему не посоветовали насыпать в углах дома соль;
- Ламис, которая увидела al-Qreene в образе собственного мужа, умершего ранее от нервного истощения - во сне он похитил одного из детей-близнецов, которых она вынашивала, и у женщины случился выкидыш;
- Нассера, который по ночам незаконно строил жилище для себя и своей невесты: если бы его застали за сооружением домика, то немедленно бы все снесли. Вместо ливанской полиции явилась al-Qreene и схватила несчастного за горло;
- Амаль, которая изучает теологию и параллельно воспитывает троих детей. К ней al-Qreene девять лет являлась в виде крыс или джинна, заставляя вести долгие споры о хрупкости человеческой воли.
Из всего пересказанного можно сделать выводы о том, что al-Qreene: 1) реальна для тех, кто с ней сталкивается - респонденты отделяют ее от фольклорных персонажей, которых продвинутые палестинцы называют выдумкой; 2) о ней говорят в женском роде, но не могут поместить в какие-то онтологические координаты, вопрос "кто такая al-Qreene?" (дух? существо?) остается без ответа, хотя некоторые уточняют, что она "происходит от джиннов"; 3) al-Qreene есть абсолютно у каждого человека от рождения - даже у тебя, читающего это, - но лишь с некоторыми она вступает в связь; 4) ее основной вид вмешательства в жизнь людей - прерывать беременности.
Согласные Q,R,N, пишет автор, намекают на близость al-Qreene к своей жертве. Хотя "жертва" - слишком сильное слово, потому что al-Qreene никогда не убивает человека: она вынуждает его постепенно отдаляться от мира, а мир - отдаляться от него. Человек не умирает, а становится "чужим в мире"; даже по отношению к нерожденным респонденты не употребляли глагол "убить".
Этот жуткий феномен сам антрополог объясняет через тексты Ханны Арендт, посвященные положению беженца в мире. Люди, оказавшиеся на обочине жизни, теряют не только политическую вовлеченность в жизнь, но и онтологическую. По Арендт, рождение - это не однократный акт "вхождения" в жизнь; человек постоянно утверждается в этой жизни, "входя" в нее посредством социальных контактов, работы, озвучивания своего мнения. Поэтому когда al-Qreene вынуждает беженцев терять связь с реальностью, клевать носом на доступной им неквалифицированной работе и отдаляться от близких, это по сути такой же саботаж "рождения", как и в случае с выкидышами.
"Жертва al-Qreene соскальзывает не в смерть, а в неопределенное положение не-бытия или застывшего бытия, в бесконечно ускользающее состояние нерожденного ребенка. [...] У каждого есть al-Qreene, она рождается вместе с нами, но лишь некоторые из нас столкнутся с ней в лице гложущей неопределенности собственного положения в мире".
NB: Лично мне это Q-R-N еще напомнило "crone" и "carlin" - надо бы перечитать "The Fetch" Эйкмана о той передающейся по наследству старой карге-баньши, которая вынудила героя удалиться от мира. А вы там дайте знать, если надо чаще об этнографии задвигать.
Если вы хотите почитать историю, которая укладывается в формат коммерческих хорроров об одержимости, духах мщения и прочих гуль-бабах, но оставляет после себя долгий жгучий реверб экзистенциального ужаса, то добро пожаловать в свежий выпуск HAU, где опубликована статья антрополога Сильвэна Пердигона "Life on the cusp of form: In search of worldliness with Palestinian refugees in Tyre, Lebanon".
Лет десять назад, общаясь с фактически бесправными палестинскими беженцами в ливанском Суре, он впервые столкнулся с рассказами об al-Qreene. Этим понятием обозначают нечто, являющееся беженцам во сне - и делающее их жизнь невыносимой; что-то из разряда всем известных готических рассказов о фамильном проклятии, только проклятие здесь поражает скорее целый класс, чем семью. В частности, он пересказывает истории:
- Абу Али, который во сне видел себя в пустом лагерном доме. Вокруг него ходила жалобно мяукающая кошка. Сон повторялся месяцами, делая Абу Али раздражительным и невнимательным на работе, пока ему не посоветовали насыпать в углах дома соль;
- Ламис, которая увидела al-Qreene в образе собственного мужа, умершего ранее от нервного истощения - во сне он похитил одного из детей-близнецов, которых она вынашивала, и у женщины случился выкидыш;
- Нассера, который по ночам незаконно строил жилище для себя и своей невесты: если бы его застали за сооружением домика, то немедленно бы все снесли. Вместо ливанской полиции явилась al-Qreene и схватила несчастного за горло;
- Амаль, которая изучает теологию и параллельно воспитывает троих детей. К ней al-Qreene девять лет являлась в виде крыс или джинна, заставляя вести долгие споры о хрупкости человеческой воли.
Из всего пересказанного можно сделать выводы о том, что al-Qreene: 1) реальна для тех, кто с ней сталкивается - респонденты отделяют ее от фольклорных персонажей, которых продвинутые палестинцы называют выдумкой; 2) о ней говорят в женском роде, но не могут поместить в какие-то онтологические координаты, вопрос "кто такая al-Qreene?" (дух? существо?) остается без ответа, хотя некоторые уточняют, что она "происходит от джиннов"; 3) al-Qreene есть абсолютно у каждого человека от рождения - даже у тебя, читающего это, - но лишь с некоторыми она вступает в связь; 4) ее основной вид вмешательства в жизнь людей - прерывать беременности.
Согласные Q,R,N, пишет автор, намекают на близость al-Qreene к своей жертве. Хотя "жертва" - слишком сильное слово, потому что al-Qreene никогда не убивает человека: она вынуждает его постепенно отдаляться от мира, а мир - отдаляться от него. Человек не умирает, а становится "чужим в мире"; даже по отношению к нерожденным респонденты не употребляли глагол "убить".
Этот жуткий феномен сам антрополог объясняет через тексты Ханны Арендт, посвященные положению беженца в мире. Люди, оказавшиеся на обочине жизни, теряют не только политическую вовлеченность в жизнь, но и онтологическую. По Арендт, рождение - это не однократный акт "вхождения" в жизнь; человек постоянно утверждается в этой жизни, "входя" в нее посредством социальных контактов, работы, озвучивания своего мнения. Поэтому когда al-Qreene вынуждает беженцев терять связь с реальностью, клевать носом на доступной им неквалифицированной работе и отдаляться от близких, это по сути такой же саботаж "рождения", как и в случае с выкидышами.
"Жертва al-Qreene соскальзывает не в смерть, а в неопределенное положение не-бытия или застывшего бытия, в бесконечно ускользающее состояние нерожденного ребенка. [...] У каждого есть al-Qreene, она рождается вместе с нами, но лишь некоторые из нас столкнутся с ней в лице гложущей неопределенности собственного положения в мире".
NB: Лично мне это Q-R-N еще напомнило "crone" и "carlin" - надо бы перечитать "The Fetch" Эйкмана о той передающейся по наследству старой карге-баньши, которая вынудила героя удалиться от мира. А вы там дайте знать, если надо чаще об этнографии задвигать.