Как и было обещано ранее - категории, эпистемы и души по Аристотелю. Не пропустите!
На самом деле, категории являются маркерами (индикаторами) в любом вопросе и механизме его решения. Что есть категории? Это наиболее широкие понятия, которые отражают самые значимые аспекты сущности или явления. Для Аристотеля категории не равны между собой, да и к тому, что мы понимаем сейчас под категориями, они имеют весьма отдаленное отношение. Главная категория - "субстанция", или "сущность". У субстанции есть девять собственных предикатов, девять настроек.
Предикаты лучше меня перечислит сам Аристотель, а для этого обратимся к переводу первоисточника. "Из сказанного без какой-либо связи каждое означает или сущность, или "сколько", или "какое", или "по отношению к чему-то", или "где", или "когда", или "находиться в каком-то положении", или "обладать", или "действовать", или "претерпевать".
Это становится легко понятным, если привести примеры. «Сущность», коротко говоря, - это «человек», «лошадь»; "сколько" – это «длиною в два локтя», «три километра»; "какое" - «белое», «умеющее читать и писать»; "по отношению к чему-то" - «двойное», «половинное», «большее»; "где" - «в Ликее», «на площади»; "когда" - «вчера», «в прошлом году»; "находиться в каком-то положении" – «лежит», «сидит»; "обладать" - «обут», «вооружен»; "действовать" - «режет», «жжет»; а вот "претерпевать" – это «его режут», «его жгут».
Каждое из перечисленного само по себе не содержит никакого утверждения; утверждение или отрицание получается сочетанием их: ведь всякое утверждение или отрицание, надо полагать, или истинно, или ложно, а из сказанного без какой-либо связи ничто не истинно и не ложно, например "человек", "белое", "бежит", "побеждает".
На самом деле, категории являются маркерами (индикаторами) в любом вопросе и механизме его решения. Что есть категории? Это наиболее широкие понятия, которые отражают самые значимые аспекты сущности или явления. Для Аристотеля категории не равны между собой, да и к тому, что мы понимаем сейчас под категориями, они имеют весьма отдаленное отношение. Главная категория - "субстанция", или "сущность". У субстанции есть девять собственных предикатов, девять настроек.
Предикаты лучше меня перечислит сам Аристотель, а для этого обратимся к переводу первоисточника. "Из сказанного без какой-либо связи каждое означает или сущность, или "сколько", или "какое", или "по отношению к чему-то", или "где", или "когда", или "находиться в каком-то положении", или "обладать", или "действовать", или "претерпевать".
Это становится легко понятным, если привести примеры. «Сущность», коротко говоря, - это «человек», «лошадь»; "сколько" – это «длиною в два локтя», «три километра»; "какое" - «белое», «умеющее читать и писать»; "по отношению к чему-то" - «двойное», «половинное», «большее»; "где" - «в Ликее», «на площади»; "когда" - «вчера», «в прошлом году»; "находиться в каком-то положении" – «лежит», «сидит»; "обладать" - «обут», «вооружен»; "действовать" - «режет», «жжет»; а вот "претерпевать" – это «его режут», «его жгут».
Каждое из перечисленного само по себе не содержит никакого утверждения; утверждение или отрицание получается сочетанием их: ведь всякое утверждение или отрицание, надо полагать, или истинно, или ложно, а из сказанного без какой-либо связи ничто не истинно и не ложно, например "человек", "белое", "бежит", "побеждает".