Спрашивают, что значит «мыслить социологически» применительно к родительству и детству. Означает это приблизительно следующее (это не полный список, можно продолжать):
1. Социологи знают, что детство бывает разное, поэтому не в каждом обществе оно детоцентрично, не в каждом обществе считается правильным, чтобы дети были в центре семьи, чтобы жизнь крутилась вокруг них. Детство и родительство – это социальные конструкты (это означает, что они могут быть переконструированы, пересобраны).
2. Признание чего бы то ни было социальным конструктом само по себе полезно и является «противоядием» от разного рода заявлений, претендующих на статус аксиом: что, мол, то или иное явление неизбежно, вытекает из самой природы вещей, природы человека, духа народа, особенностей групповой психологии («женщине положено подчиняться», «мужчина — охотник, женщина — хранительница домашнего очага», «воровство у цыган в крови», «гомосексуальные союзы противоестественны»…).
3. Социологи знают, что детоцентризм – это в изрядной степени продукт общества потребления. Благодаря ему покупки стали одним из главных способов выражения чувств: если я люблю ребенка, то балую его вещами и походами по магазинам.
Еще 30 лет назад невозможно было представить, что столько денег можно тратить на детскую одежду и игрушки. Сегодня самые разные люди и бизнесы эффективно эксплуатируют детоцентризм, навязывая избыточное потребление родителям, озабоченным благополучием детей, приучая детей к потреблятству и мысли, что все можно купить за деньги.
4. Социологи признают, что детоцентризм популярен сегодня, но знают - ничто не указывает на то, что это идеальная или единственно возможная модель для детей и родителей.
5. Социологи знают, что на страхе и тревоге люди, государства и бизнес успешно зарабатывают. Придуманные же страхи всегда страшнее реальности. Если вам говорят, что после трех лет обучать ребенка уже поздно, что без внутриутробного воспитания ребенок скатится в пучину психического нездоровья, социолог завсегда проанализирует, зачем это говорят, кому это выгодно. Вдруг просто хотят нажиться на тревожности и родительской любви к ребенку.
6. Социологи знают, что если оппонент зациклен на теме запретов, не видит других альтернатив, кроме как отбирать у младших членов семьи мобильники, запрещать выходить в интернет, гулять по улицам и смотреть на обнаженные изображения в музеях, - это может быть косвенным признаком низкого уровня образования, дефицита культуры и социальных компетенций. Запрет – самый примитивный способ выстраивания человеческих отношений, а насилие обычно рождается от беспомощности. Мне нечего предложить ребёнку, но я способен запретить все, что сочту нужным.
7. Да, любимый вопрос у социолога – почему? Почему дети «сидят в мобильнике», а не играют с друзьями? Почему родители тревожатся? Почему покупают избыточно много вещей детям? Почему появляется боязнь разнообразия (будь то ЛГБТ, представители других культур и пр.)?
8. Социологи знают, что нормы изменчивы. Человек создаёт социальную реальность, а она создает человека. Каждый раз, в каждом обществе, на каждом отрезке жизненного пути мы создаём свои варианты истины.