Когда основные (но далеко не все) документы по предкам из духовенства были изучены, я стал задумываться – а что мне вообще известно о жизни этого сословия?
Материалов, что называется, «для чайников», в интернете оказалось не так уж много. Больше всего по теме мне понравилась
лекция протоирея Георгия Митрофанова «Культурно-исторический облик духовенства в XVIII-XIX веках», которую он прочел в начале этого года в петербургском Манеже по случаю открытия выставки портретов того периода.
Я не поленился сделать
стенограмму лекции для своего сайта. Публикую ниже короткий конспект:
▪️ До XVIII века русское духовенство не получало никакого образования. Среди приходского духовенства встречалось немало неграмотных священников. Сыновья священников, с детских лет прислуживая в храме, усваивали на слух все, что произносилось, и в дальнейшем на протяжении всей жизни они служили, воспроизводя наизусть когда-то усвоенные ими тексты, зачастую не понимая их сути.
▪️ Петр I поставил перед церковью задачу создать в России систему богословского образования, которая бы дала наконец образованное, ну или хотя бы грамотное, духовенство. Этот процесс растянется на века. Только к началу XIX века на деревенских приходах окончательно исчезнут неграмотные священники. Но уже к началу XX века в РПЦ не будет необразованных священников.
▪️ Духовенство было материально обездолено и социально унижено. До второй половины XIX века они практически нигде и никогда не получали жалования. А поддерживать себя они могли лишь на добровольные пожертвования прихожан, а прихожане в основном были крестьянами, тоже отнюдь не богатыми. Каждый приход имел 33 десятины земли, которые разделяли между собой семьи причта, и они, обрабатывали эту землю как простые мужики. Часто это было практически невозможно, и духовенству приходилось нанимать себе батраков.
▪️ Немало священнослужителей, особенно на деревенских приходах, предавались греху пьянства. Это была очень серьезная проблема, связанная, в частности, еще и с тем, что, будучи людьми достаточно образованными, они в основном имели дело с крестьянами и крайне редко с помещиками. Помещики воспринимали священников как обслугу. Священник, оказывавшийся приглашенным в усадьбу, часто за помещичьим столом занимал место гораздо ниже, чем какой-нибудь малограмотный иностранец-гувернер или сомнительный лекарь.
▪️ В отличие от крестьян, священнослужители уже в XIX веке были весьма образованы, и дети их росли в семьях людей мыслящих, читающих. Когда веками социально принижен и материально обездолен простец, безграмотный, невежественный человек, он легче переносит свое унижение, чем человек мыслящий и просвещенный. Отсюда известный всем феномен семинаристов-революционеров.
▪️ В конце XIX века духовенство составляло 1,5% населения России, но в российских университетах 10% студентов были выходцами из семей духовенства. Русское духовенство к началу XX века высоко ценило образование, не только богословское, но и светское. Представители городского духовенства постепенно органично входили в такую кажущуюся противостоящей духовенству категорию людей, как интеллигенция.
▪️ В середине XIX века создается система епархиальных училищ, в которых на льготных условиях дочери священнослужителей получают среднее образование, сопоставимое с гимназическим. Самая главная задача епархиальных училищ заключалась в том, чтобы дать будущим священникам будущих матушек, будущих жен, которые по своему интеллектуальному уровню могли бы быть сознательными сподвижницами своих мужей и создавать на часто дремучих деревенских приходах хоть какой-то элемент интеллектуальной, культурной жизни.
▪️ Современное нам духовенство по своему культурному уровню уступает духовенству дореволюционному, хотя материально обеспечено гораздо лучше. До революции изъян корыстолюбия, который наряду с пьянством часто вменяли в вину духовенству, был результатом не стремления к богатству, а бегства от бедности, которая сопровождала поколения русского духовенства.