Малые и средние предприниматели России, по свежим данным ежегодного рейтинга конкурентоспособности, представленного на Всемирном экономическом форуме, находятся на 118 месте в мире по уровню доступа к финансам (http://www3.weforum.org/docs/WEF_TheGlobalCompetitivenessReport2019.pdf).
Эта невеселая цифра складывается, в том числе из ограничения доступа к зарубежным технологиям и финансам в госзакупках. Антимонопольная политика, реализуемая в стране, носит пассивный и охранительный характер, а меры по защите конкуренции не приводят к росту конкурентоспособности субъектов рынка.
Преференции в госзакупках, число и порядок применения которых меняются каждую неделю, бьют не по производителям, а по конечным участникам закупок — субъектам МСП, потому что контролеры забыли, что конкурентоспособность экономики определяется не конкуренцией на рынке товаров, работ и услуг, а наличием инструментов поддержки участников рыночных отношений.
Кстати, на днях правительство внесло в Госдуму законопроект, которым предусматривается заключение заказчиком контракта по результатам признания закупок несостоявшимися исключительно по согласованию с ФАС.
Мера, конечно, правильная, но половинчатая. Например, можно было бы заставить заказчиков согласовывать все "малые" закупки у единственного поставщика. Уверен, что так можно было бы эффективно и в кратчайшие сроки добить остатки МСП в госзакупках (в прошлом году их доля и так составила всего 200 миллиардов из 8 триллионов госзакупочных рублей), а что касается нагрузки антимонопольного органа, так ведь сами хотят больше полномочий и, соответственно, работы. И тогда все при деле будут, а времени на фантастические прожекты не останется.
Эта невеселая цифра складывается, в том числе из ограничения доступа к зарубежным технологиям и финансам в госзакупках. Антимонопольная политика, реализуемая в стране, носит пассивный и охранительный характер, а меры по защите конкуренции не приводят к росту конкурентоспособности субъектов рынка.
Преференции в госзакупках, число и порядок применения которых меняются каждую неделю, бьют не по производителям, а по конечным участникам закупок — субъектам МСП, потому что контролеры забыли, что конкурентоспособность экономики определяется не конкуренцией на рынке товаров, работ и услуг, а наличием инструментов поддержки участников рыночных отношений.
Кстати, на днях правительство внесло в Госдуму законопроект, которым предусматривается заключение заказчиком контракта по результатам признания закупок несостоявшимися исключительно по согласованию с ФАС.
Мера, конечно, правильная, но половинчатая. Например, можно было бы заставить заказчиков согласовывать все "малые" закупки у единственного поставщика. Уверен, что так можно было бы эффективно и в кратчайшие сроки добить остатки МСП в госзакупках (в прошлом году их доля и так составила всего 200 миллиардов из 8 триллионов госзакупочных рублей), а что касается нагрузки антимонопольного органа, так ведь сами хотят больше полномочий и, соответственно, работы. И тогда все при деле будут, а времени на фантастические прожекты не останется.