Россия, Европа, США и Китай продолжают играться в газовые игры.
«Газпром» вновь не зарезервировал мощности газопровода «Ямал — Европа», идущего через Белоруссию и Польшу в Германию. Во многом это связано с тем, что в Европу пришла американская флотилия танкеров с СПГ, которая сгрузила в немецкие терминалы 3,5 млрд. кубометров и вот-вот сгрузит еще 5,5 млрд.
Придут ли еще танкеры — сказать пока нельзя. Смысл в том, что одной из причин осеннего газового кризиса в Европе, когда цена на голубое топливо подскакивала к 2 тыс. долларов за тысячу кубометров, стало резкое удорожание газа в Азиатско-Тихоокеанского регионе. Весь танкерный флот устремился в европейские порты ровно в тот момент, когда цены на газ в ЕС перекрыли азиатские, что позволило отказаться от экстренных закупок российского газа.
Сложилась интересная ситуация. Объемы добываемого газа в мире конечны. Энергетический кризис, вызванный как пандемией, так и началом энергоперехода, в рамках которого развитые экономики отказываются от нефти и угля, вызвал дефицит голубого топлива. Два главных мировых игрока на этом рынке — Россия и США, — могут не только играть друг с другом, но и с рынками, так как американский танкерный флот может перекидывать СПГ везде, где есть соответствующие терминалы. При этом 90% российской газотранспортной системы ориентированы на Европу, но есть и «Сила Сибири», которая сейчас занимает меньше 10% от общего экспорта. Восточное направление собираются значительно расширять, но это дело ближайших 10 лет, и далеко не факт, что получится это сделать — есть вопросы к запасам газа на месторождениях.
Одним словом, в перекидывание объемов можно играться вечно. Но есть одно «но»: средняя цена американского газа 150-200 долларов на хабах Западного побережья США. Ровно за эту же цену Газпром продавал свой газ в Европу еще 2020 году, в принципе она объективна и устраивает все стороны, однако стоимость транспортировки газа от хаба до СПГ-завода, процесс сжижения и транспортировка на танкере в Европу через панамский канал добавляет к американскому газу 120-130%, еще плюс цена разгрузки. Самая же дорогая наценка на российский газ составляет 30-40 долларов за тысячу кубометров за транспортировку по ГТС Украины. Поэтому в ближайшей перспективе этот рынок все равно наш, переплачивать в два раза никто не хочет.
При этом нельзя сомневаться в том, что Европа не перестанет искать возможности отказаться от российского газа — эта зима зарекомендовала Газпром как не самого лояльного к потребностям покупателя партнера. Можно сколько угодно размахивать контрактами, по которым мы выполнили и даже перевыполнили свои обязательства, но публично издеваться над ЕС ради пропагандисткой шумихи с главным лозунгом «без нас замерзните» не стоило — европейцы, кажется, серьезно обиделись.
«Газпром» вновь не зарезервировал мощности газопровода «Ямал — Европа», идущего через Белоруссию и Польшу в Германию. Во многом это связано с тем, что в Европу пришла американская флотилия танкеров с СПГ, которая сгрузила в немецкие терминалы 3,5 млрд. кубометров и вот-вот сгрузит еще 5,5 млрд.
Придут ли еще танкеры — сказать пока нельзя. Смысл в том, что одной из причин осеннего газового кризиса в Европе, когда цена на голубое топливо подскакивала к 2 тыс. долларов за тысячу кубометров, стало резкое удорожание газа в Азиатско-Тихоокеанского регионе. Весь танкерный флот устремился в европейские порты ровно в тот момент, когда цены на газ в ЕС перекрыли азиатские, что позволило отказаться от экстренных закупок российского газа.
Сложилась интересная ситуация. Объемы добываемого газа в мире конечны. Энергетический кризис, вызванный как пандемией, так и началом энергоперехода, в рамках которого развитые экономики отказываются от нефти и угля, вызвал дефицит голубого топлива. Два главных мировых игрока на этом рынке — Россия и США, — могут не только играть друг с другом, но и с рынками, так как американский танкерный флот может перекидывать СПГ везде, где есть соответствующие терминалы. При этом 90% российской газотранспортной системы ориентированы на Европу, но есть и «Сила Сибири», которая сейчас занимает меньше 10% от общего экспорта. Восточное направление собираются значительно расширять, но это дело ближайших 10 лет, и далеко не факт, что получится это сделать — есть вопросы к запасам газа на месторождениях.
Одним словом, в перекидывание объемов можно играться вечно. Но есть одно «но»: средняя цена американского газа 150-200 долларов на хабах Западного побережья США. Ровно за эту же цену Газпром продавал свой газ в Европу еще 2020 году, в принципе она объективна и устраивает все стороны, однако стоимость транспортировки газа от хаба до СПГ-завода, процесс сжижения и транспортировка на танкере в Европу через панамский канал добавляет к американскому газу 120-130%, еще плюс цена разгрузки. Самая же дорогая наценка на российский газ составляет 30-40 долларов за тысячу кубометров за транспортировку по ГТС Украины. Поэтому в ближайшей перспективе этот рынок все равно наш, переплачивать в два раза никто не хочет.
При этом нельзя сомневаться в том, что Европа не перестанет искать возможности отказаться от российского газа — эта зима зарекомендовала Газпром как не самого лояльного к потребностям покупателя партнера. Можно сколько угодно размахивать контрактами, по которым мы выполнили и даже перевыполнили свои обязательства, но публично издеваться над ЕС ради пропагандисткой шумихи с главным лозунгом «без нас замерзните» не стоило — европейцы, кажется, серьезно обиделись.