Когда Владимир Владимирович только-только возглавил нашу многострадальную Родину, то практически сразу выдвинул концепцию диверсификации экономики — мол, негоже великой стране кормиться только с нефти и газа, нужно кормится еще с чего-нибудь. Планов было громадье, там и высокие технологии, и традиционная промышленность, и сельское хозяйство, но одной из главных экономических идей стало транспортное развитие.
На транспорт вообще было очень много надежд, все вроде очевидно: Россия — гигантская страна, лежащая ровно между главным мировым производителем Китаем и главным мировым потребителем Европой. Сам бог велел везти товары из Китая в Европу через нас, ведь у нас Транссиб с БАМом, и порты на Дальнем Востоке, и даже Северный морской путь (СМП) — все либо короче, либо дешевле, чем тащить морем вокруг Азии, через Суэцкий канал, а значит должно быть выгодно, но было очень много «но».
Во-первых, Транссиб и БАМ оказались не готовы к нужным объемам перевалки грузов.
Во-вторых, СМП, хоть и значительно короче Южного пути, не обладал необходимым количеством ледоколов.
А в-третьих, Россия все же не могла политически передавить влияние перевозчиков, которые уже заняли китайские рынок.
За 20 лет много что изменилось. Россия так и осталась страной с сырьевой экономикой, с сельским хозяйством более или менее что-то получилось, со всем остальным либо совсем провалились, либо в целом провалились, с идеей стать транспортным хабом находимся на грани того, чтобы провалиться.
Как ни странно, с последней идей время сыграло за нас. Объемы производства в Китая и ассортимент товаров такой, что им сгодился даже Транссиб с БАМом (так называемый Восточный полигон). Часть товаров, требующих скорой доставки, переместилась с морского на железнодорожный транспорт. Их количество стремительно растет, но Россия к такому росту оказалась не готова, только в 2021 году начав расширение Восточного полигона, прямо сейчас страдающего от перегруза товаров. Не готов оказался и активному включению в трафик и СМП. Кроме того, объем перевозок между Китаем и Европой создал множество проблем для узкого горла Суэцкого канала, где с каждым годом только растут очереди на проходку, а недавний затор, вызванный посадкой на мель одного из судов, просто на неделю парализовал весь трафик.
Спрос на проход по СМП есть, тем более он короче, и опять же Россия оказалась не готова к этому спросу: катастрофически не хватает атомных ледоколов, а еще — порядка. Дело в том, что в руководстве СМП двоевластье — вся материальная база в виде ледоколов в руках Росатома (точнее, его дочки Росатомфлот), а администрирование прохода судов по СМП — в руках Минтранса (точнее агентства Морского и речного флота). Такое двоевластье уже привело к тому, что в прошлом ноябре, в открытом океане у порта Певек, образовался затор из 20 контейнеровозов. Росатом был готов проводить караван, а Минстранс такого разрешения не давал, у них были разные данные о ледовой обстановке по маршруту. Случай не первый и даже не второй. Два гигантских ведомства не первый год откровенно конфликтуют друг с другом не по экономическим, а по политическим причинам, не желая уступать контроль над ключевыми решениями, связанными с СМП. Это все происходит на глазах у потенциальных клиентов, которым в целом плевать, кто главный в Арктике, им нужно груз скорее доставить.
В итоге генеральный директор Росатома Алексей Лихачев в очередной раз поставил вопрос о передачи всех полномочий по СМП ему. Минтранс, естественно, об этом слышать не желает, так как потеряет чуть ли не самый перспективный проект. Но Лихачев старый Сергея Кириенко по Горьковскому обкому Комсомола, Росатом — одна из самых успешных российских компаний вообще, а в мире высоких технологий единственная успешная, поэтому есть все основания полагать, что вопрос решится в пользу Росатома.
На транспорт вообще было очень много надежд, все вроде очевидно: Россия — гигантская страна, лежащая ровно между главным мировым производителем Китаем и главным мировым потребителем Европой. Сам бог велел везти товары из Китая в Европу через нас, ведь у нас Транссиб с БАМом, и порты на Дальнем Востоке, и даже Северный морской путь (СМП) — все либо короче, либо дешевле, чем тащить морем вокруг Азии, через Суэцкий канал, а значит должно быть выгодно, но было очень много «но».
Во-первых, Транссиб и БАМ оказались не готовы к нужным объемам перевалки грузов.
Во-вторых, СМП, хоть и значительно короче Южного пути, не обладал необходимым количеством ледоколов.
А в-третьих, Россия все же не могла политически передавить влияние перевозчиков, которые уже заняли китайские рынок.
За 20 лет много что изменилось. Россия так и осталась страной с сырьевой экономикой, с сельским хозяйством более или менее что-то получилось, со всем остальным либо совсем провалились, либо в целом провалились, с идеей стать транспортным хабом находимся на грани того, чтобы провалиться.
Как ни странно, с последней идей время сыграло за нас. Объемы производства в Китая и ассортимент товаров такой, что им сгодился даже Транссиб с БАМом (так называемый Восточный полигон). Часть товаров, требующих скорой доставки, переместилась с морского на железнодорожный транспорт. Их количество стремительно растет, но Россия к такому росту оказалась не готова, только в 2021 году начав расширение Восточного полигона, прямо сейчас страдающего от перегруза товаров. Не готов оказался и активному включению в трафик и СМП. Кроме того, объем перевозок между Китаем и Европой создал множество проблем для узкого горла Суэцкого канала, где с каждым годом только растут очереди на проходку, а недавний затор, вызванный посадкой на мель одного из судов, просто на неделю парализовал весь трафик.
Спрос на проход по СМП есть, тем более он короче, и опять же Россия оказалась не готова к этому спросу: катастрофически не хватает атомных ледоколов, а еще — порядка. Дело в том, что в руководстве СМП двоевластье — вся материальная база в виде ледоколов в руках Росатома (точнее, его дочки Росатомфлот), а администрирование прохода судов по СМП — в руках Минтранса (точнее агентства Морского и речного флота). Такое двоевластье уже привело к тому, что в прошлом ноябре, в открытом океане у порта Певек, образовался затор из 20 контейнеровозов. Росатом был готов проводить караван, а Минстранс такого разрешения не давал, у них были разные данные о ледовой обстановке по маршруту. Случай не первый и даже не второй. Два гигантских ведомства не первый год откровенно конфликтуют друг с другом не по экономическим, а по политическим причинам, не желая уступать контроль над ключевыми решениями, связанными с СМП. Это все происходит на глазах у потенциальных клиентов, которым в целом плевать, кто главный в Арктике, им нужно груз скорее доставить.
В итоге генеральный директор Росатома Алексей Лихачев в очередной раз поставил вопрос о передачи всех полномочий по СМП ему. Минтранс, естественно, об этом слышать не желает, так как потеряет чуть ли не самый перспективный проект. Но Лихачев старый Сергея Кириенко по Горьковскому обкому Комсомола, Росатом — одна из самых успешных российских компаний вообще, а в мире высоких технологий единственная успешная, поэтому есть все основания полагать, что вопрос решится в пользу Росатома.