Stuff and Docs

@docsandstuff Нравится 1

Various historical stuff.
Feedback chat - https://t.me/chatanddocs
For support and for fun:
Яндекс: https://money.yandex.ru/to/410014905443193/500
Paypal: rudinni@gmail.com
Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Блоги


Написать автору
Гео канала
Россия
Язык канала
Русский
Категория
Блоги
Добавлен в индекс
09.05.2017 23:31
реклама
TGStat Bot
Бот для получения статистики каналов не выходя из Telegram
Telegram Analytics
Подписывайся, чтобы быть в курсе новостей TGStat.
SearcheeBot
Ваш гид в мире Telegram-каналов
8 753
подписчиков
~2.4k
охват 1 публикации
~2k
дневной охват
~5
постов / нед.
27.6%
ERR %
126.49
индекс цитирования
Репосты и упоминания канала
551 упоминаний канала
148 упоминаний публикаций
1894 репостов
Politisch verdächtig
Стальной шлем
Советский Союз
Советский Союз
Советский Союз
Кино ТВ
Руки Брессона
Politopticon
КАШИН
Стальной шлем
Нувельваг
Кино ТВ
Нувельваг
Okko Movies
Правый курс
БУКВАРЬ
Жили же люди
История и истории
Нувельваг
Пробковый шлем
KGB files на русском
Философское кафе
Medieval Legacy
Неизвестная история
история экономики
Эстет
One Big Union
КАШИН
Нувельваг
марш мизантроп
МЕСТО ПАМЯТИ
Закулисный шептун
А-ТАСС
НЕАЙСИН
Петровский ДА
НЕЗЫГАРЬ
МЕСТО ПАМЯТИ
Каналы, которые цитирует @docsandstuff
Кино ТВ
Нувельваг
Кино ТВ
Карпов, зачем?
Гумконвой
Эстет
БУКВАРЬ
Medieval Legacy
история экономики
Жили же люди
Философское кафе
Пробковый шлем
KGB files на русском
История и истории
Неизвестная история
Okko Movies
Проветримся!
Короче, история
Okko Movies
Утопия
Мрачное обозрение
МЕСТО ПАМЯТИ
Нувельваг
Новая газета
50 Shades of Green
Гумконвой
Эстет
Medieval Legacy
madlythoughts
Жили же люди
Минареты, автоматы
Залесская Земля
Древний Египет
Высокая Порта
Эпоха 90-х
CoolConnections
Мужчина, вы куда?
Археология Today
Мрачное обозрение
Нувельваг
Новая газета
Теории и Практики
Последние публикации
Удалённые
С упоминаниями
Репосты
Stuff and Docs 27 Jan, 15:40
Каждый год 27 января я предлагаю всем прочитать этот текст моей мамы о блокаде. Вот и сегодня:

«С блокадой ты сталкиваешься совершенно случайно, десятилетия спустя, неожиданно: в юности подружка снимала комнату в большой коммуналке на Васильевском острове. И была там одна старуха – вредная, склочная, злая Баба-Яга, с вечными придирками, скандалами, руганью, с грязным языком.

И моя подруга однажды, не выдержав, крикнула ей – ну что ж вы злая-то такая! Что ж вам не живется-то, что ж вы все скандалите!

А та вдруг помолчала и говорит ей в ответ серьезно, без крика, задумчиво даже:

— Злая? Ну да, злая… Зато я в блокаду никого не съела. А вот баба, что жила в сорок втором году в твоей комнате — она съела. Она вот доообрая была.

Они не хотели говорить о блокаде, те, которые там были. Отмахивались, мрачнели лицом, отворачивались. Некоторые надевали непроницаемую маску и отвечали штампом – «ну как жили…Жили, работали, ждали победу! Трудно было. Но мы выстояли!» Скажут, а у самих то жилка вспухнет на виске, то мизинец мелко-мелко так задрожит, то глаза становятся такие…такие глаза, какие бывают у тех, кто видел то, чего нельзя видеть».

http://kashin.guru/2015/01/27/kody
Читать полностью
Stuff and Docs 23 Jan, 19:54
Всё уже было

"Москва не узнаваема. Уже при выходе с Николаевского вокзала видны следы разрушения. Против вокзала, несколько наискось, зияют темными развороченными впадинами два дома, обстрелянные вчера гранатами. Артиллерия выбивала оттуда боевых дружинников. Сегодня при мне с места побоища выносили жертв.

Количество жертв пока установить очень трудно, но несомненно, цифры ужасныя. Вчера, например, по рассказу д-ра Ш., на углу 4-й Мещанской и Садовой улиц двор частного дома был переполнен ранеными, собранными с баррикад. Д-рь Ш. лично перевязал до 60 человек. Перевязочных средств не хватает. Раны тяжелыя, рваныя, в большинстве — осколками снарядов и шрапнельными пулями. Таких импровизированных перевязочных пунктов разсеяно по городу много.

Сегодня с утра грохочет орудийная канонада, не смолкающая весь день, трещат ружейные залпы и одиночные выстрелы, мерно барабанят пулеметы... По городу снуют драгуны, казаки, пехота, передвигается артиллерия, У Красных ворот видели два орудия въ боевой готовности. На Пресне у Зоологическаго сада с часу дня открыт частый орудийный огонь, обстреливающий дороги, по которым рабочие фабрики Прохорова, завода Шмидта, части Всесвятского и всего Пресненскаго района.

На Тверскую никого не пропускают. Особенно тщательно охраняется войсками генерал-губернаторский дом. Адмирала Дубасова не видно. Кудринская площадь оцеплена войсками. Население крайне возмущено обстреливанием домов артиллерийскими снарядами без достаточных оснований. Провокаторский выстрел из окна, а иногда и просто открытое окно с любопытными — вызывает угрозы и даже пальбу. Вчера артиллерийской бомбардировкой поврежден дом рядом с Сандуновскими банями. Дом Фидлера удержался, но в стенах зияют бреши, окна выбиты, потолки треснули.

Масса проявлений излишней жестокости. Вчера в Большом Козихинском пер. за стеклом одного из окон показалась женская голова. Из рядов проезжавших по улице драгун грянул выстрел и несчастная упала убитая наповал.

10 декабря войска заперли все выходы с Тверского бульвара, оставив только один — в Богословский пер., куда и сгоняли публику картечными выстрелами. Но были с другой стороны и случаи убийства на улиц одиночных офицеров, не пожелавших отдать дружинникам оружия или стрелявших в толпу.


Никогда еще небывалое, беспримерное, тревожное время переживают москвичи... Городъ хуже осажденнаго. Вечерами мракъ, абсолютный мракъ, и на улица и на лицевых фасадных окнах, зловещая тишина, нарушаемая выстрелами да топотом коней конных отрядов. Местами зарево пожаров. Сегодня сожгли огромную типографию Сытина в Замоскворечье. Пожарные не содействовали прекращению пожара, ибо власти подозревали, что там печатаются «Известия московскаго совета рабочих депутатов». Сейчас вспыхнуло зарево в стороне Казанского вокзала. С той же стороны раздается канонада
".

Василий Климков, "Расправы и расстрелы", 1906 год — описание декабрьского московского восстания 1905 года.
Читать полностью
Stuff and Docs 22 Jan, 17:01
Вчера Сьюзен Зонтаг исполнилось бы 88 лет. Помнить о работах мыслительницы стоит хотя бы за темы войны, страданий и их восприятия. Во время Вьетнамской войны Зонтаг отправилась в Ханой, чтобы увидеть все своими глазами, а в 93-м поставила пьесу "В ожидании Годо" прямо в осажденном Сараеве.

Узнайте, как еще удавалось спасти культурную жизнь под обстрелами, в выпуске "Синего Бархата":

Яндекс.Музыка
iTunes
Soundcloud
Castbox
YouTube
Другие ссылки
Читать полностью
Stuff and Docs 22 Jan, 13:34
Какие из этого выводы делать - не мне судить. Но мое ощущение такое, что вот мы все длим и длим это "постсоветское" ощущение, потому что правила мира, в котором мы живем - четко не прописаны. Политики, заставшие распад той системы стремятся как-то угадать их, уловить или обсудить. Собственно, поэтому все варианты политических программ, которые мы видим в последние десятилетия - это все вариации прошлого, а не фантазии о будущем. Просто кто-то ищет основу и легитимность в 1960-х, кто-то - в 1950-х, а кто-то в 1970-х. Словом, мы постоянно варимся в каком-то облаке из мыслей и образов прошлого, выбирая тот вариант, который кажется наиболее подходящим.

Возможно, не очень понятно это описал, но если обобщать - есть ощущение, что миропорядок сейчас держится не столько на институтах, сколько на персоналиях, их взаимоотношениях и тех образах, которые им кажутся соблазнительными. Поэтому "постсоветский" период все никак не закончится, а новый этап все никак не начнется.
Читать полностью
Stuff and Docs 22 Jan, 13:34
О попытке уловить то, что утекает сквозь пальцы и мировом кризисе

Я очень часто слышал не очень сложную, но довольно интересную мысль, что Третья мировая не началась по той причине, что у руля во всех ключевых странах после Второй мировой стояли люди, лично пережившие войну (а, в некоторых случаях, даже две мировых) и будучи уверенными в том, что новый мировой конфликт неизбежен, старались его предотвратить изо всех сил.

Это занятная теория, очень красивая, хоть и отрицающая ценность тех институтов и ограничений, что были созданы после Второй мировой - от ООН и НАТО до Организации Варшавского договора, СЭВ и Движения неприсоединения. Хотя, конечно, занятно думать, что целая группа политиков, находившихся по разные баррикады, действительно всеми силами старалась сохранить мир, а когда все они - от Буша-старшего до Андропова и от Тито до Тэтчер - сошли со сцены, тут-то старый мир и рухнул.

В такое верить соблазнительно, но я не очень верю - слишком по-журналистски и слишком вне контекста; да и послевоенный миропорядок держался не столько на личностях, сколько на большом количестве институциональных ограничений. Но вот есть ощущение, что та же теория верна в отношении мира, который начался после конца Холодной войны.

Если Вторая мировая война заканчивалась большим количеством разнообразных политических и дипломатических договоров, созданием новых, никогда ранее невиданных институций, то после 1991 года речь о глобальном переустройстве мира не шла - все вроде бы оставалось как было, только без СССР и Восточного блока. Это, соответственно, повысило роль личности в политических процессах - договоры и решения зависели в большей степени от конкретных и ситуативных решений, порожденных ситуацией распада.

В этом году исполняется 30 лет с момента распада СССР - и мы наблюдаем, что во многих странах политики, находящиеся во власти, начали свою карьеру либо в момент крушения старой системы в конце 1980-х-начале 1990-х годов, либо в терминальных случаях, сильно раньше (особенно в этом плане показательна Америка, конечно, но Россия не отстаёт).

Судите сами - из пяти последних президентов США четверо родились в диапазоне между 1942 и 1946 годами. Клинтон в 1946 (и в 1992 году считался ярким и молодым политиком), Буш-младший - тоже в 1946 году (и уже был middle-aged man, когда стал президентом), Трамп - тоже в 1946 году (и был самым старым президентом на момент инаугурации), а Байден и вовсе в 1942 (ну и он старейший президент, причем есть ощущение, что старше него политиков, избравшихся на ключевой пост в демократической стране в послевоенный период в принципе не было). Обама здесь исключение, конечно. А ситуация в США в 2020 году была отдельно показательной: президент - 1946 года рождения, его оппонент Байден - 1942 года (и в политике с 1973 года), Майкл Блумберг, тоже пытавшийся стать кандидатом в президенты - 1942 года, Нэнси Пелоси, спикер Палаты представителей.- 1940 года рождения, Берни Сандерс, еще один несостоявшийся кандидат от демократов - 1941 года. Элизабет Уоррен, которую многие считали возможным кандидатом в вице-президенты - 1949 года.

Америка, конечно, не единственный пример. В России правящая группа - представители примерно одного и того же поколения (Путину - 68 лет, Сечину - 60, Ротенбергу - 69, Чемезову - 69, Собянину - 62, Чайке - 69, Золотову - 66, Шойгу - 65, Лаврову - 70, Патрушеву - 69, Бортникову - 69Матвиенко - 70).

В ФРГ похоже, но все не так печально: Меркель - 66, её министру финансов Шольцу - 58, министру внутренних дел Зеехоферу - 71. Остальные помоложе. В Японии премьер-министру - 72 года. Президенту Южной Кореи - 67. Премьер-министру Индии - 70. Си Цзиньпину - 67, а членам Политбюро КПК - от 71 до 58 лет.
Читать полностью
Stuff and Docs 21 Jan, 22:30
Ну и к разговору о коррупции при позднем Сталине
Stuff and Docs 21 Jan, 22:20
Подкуп в случае обвинения по мелким преступлениям во время войны имел место и в сельских судах. А.Н. Стариковой в марте 1944 года было всего 24 года, а она уже стала судьей народного суда Завьяловского района Удмуртской автономной республики, одной из быстро назначенных женщин-судей. чтобы заполнить должности, освобожденные мужчинами, вызванными на фронт.30 Согласно отчету Министерства юстиции, она регулярно принимала личные платежи от людей, просивших о снисхождении - иногда наличными, а иногда и натурой. В 1944 году она позволила осужденному спекулянту избежать тюрьмы в обмен на 1500 рублей и двадцать яиц. Точно так же судья Старикова за 1100 рублей и наручные часы приговорила двух женщин, обвинённых в мелком хищении государственного имущества, к исправительным работам, а не тюремному заключению".

Цитирую по Heinzen, James W. The Art of the Bribe: Corruption Under Stalin, 1943-1953. Yale University Press, 2016.
Читать полностью
Stuff and Docs 21 Jan, 22:20
Про коррупцию при Сталине

"Сообщалось, что в Тернопольской области Украинской ССР, тридцатитрехлетний Михаил Собчак предложил главе местной милиции двух цыплят и тридцать семь яиц для прекращения уголовного дела против его жены, которая обвинялась в приготовлении самогона. (Собчак поймали и приговорили к одному году тюрьмы.)

Прокуратура раскрыла крупный сговор в 1952 году в городе Иваново. Они обвинили девять сотрудников милиции в вымогательстве взяток в обмен на организацию освобождения из-под стражи лиц, обвиненных в краже и спекуляциях.

В апреле 1947 года сотрудник милиции вымогательством потребовал 3500 рублей, чтобы освободить двух мужчин, укравших сено в колхозе. Этот же полицейский потребовал 100 рублей у человека, обвиняемого в краже теленка. Партийное расследование торговых сетей в Киеве в 1952 году показало, что ряд сотрудников милиции, а также сотрудников прокуратуры и судей были подкуплены в рамках сокрытия крупных краж в организациях розничной торговли. Иногда сотрудники милиции вымогали деньги у людей, находившихся под угрозой ареста, или требовали деньги у их родственников.

В декабре 1951 г. некий Б.Л. Крикун написал письмо в прокуратуру г. Москвы о том, что после ареста его отца в его квартиру пришел неизвестный гражданин и, представившись сотрудником милиции, попытался вымогать деньги. Прокуратура арестовала двух фигурантов схемы. Первый, Иконников, был сотрудником ОБХСС. Иконников воспользовался своим доступом к информации, чтобы вымогать деньги у родственников обвиняемых. Располагая инкриминирующей информацией, его партнер ходил в квартиры людей и требовал взятки от семей. Он запросил выплаты у трех отдельных семей, ошибочно полагая, что жертвы не сообщат о вымогательстве. На самом деле предполагаемые объекты вымогательства отказались платить, и один из них выдал обманщиков.

Похожая ситуация повторилась в Москве в 1950 году, когда два инспектора милиции вымогали деньги у сотрудников розничной торговли, предъявляя им доказательства того, что они занимались спекуляцией дефицитными продуктами. В течение одного дня инспекторы посетили три магазина и, обнаружив, что продавцы продают товары по завышенным ценам и присваивают разницу, потребовали взятки, чтобы их не арестовали. За 600 рублей и бутылку коньяка инспекторы согласились уничтожить протокол задержания.

В конце 1944 года, когда война еще продолжалась, в Коминтерновском и Сокольническом районах Москвы дошли до суда заметные дела. Прокуратура обвинила нескольких судей в получении взяток в обмен на мягкие приговоры и решения. Начиная с начала 1943 года, по данным прокуратуры, работники молочного завода, арестованные за кражу, предлагали судьям взятки, включавшие в себя одежду и тысячи рублей, в обмен на оправдательный приговор. В одном случае судья принял у обвиняемых одну штуку шерстяной ткани и несколько женских туфель.

В другом случае, произошедшем в сентябре 1944 года, сотрудники бани № 4 в Коминтерновском районе Москвы были арестованы за кражу и незаконную продажу мыла для ванн. Директор бани обратился к уборщице суда, чтобы она выступила посредником между работниками бани и судьей. Через уборщицу обвиняемый заплатил судье 6 000 рублей в обмен на мягкое наказание; каждый получил сокращенное наказание в виде только одного года принудительных работ вместо обычных двух лет. Однако один из осужденных работников бани по-прежнему остался недоволен смягчением приговора. Он обратился к той же уборщице и договорилась о сокращении срока наказания до шести месяцев исправительных работ.
Читать полностью
Stuff and Docs 21 Jan, 19:01
Репост из: Кино ТВ
Каждый четверг в телеграме Кино ТВ Егор Сенников (@docsandstuff), кинокритик, историк и большой интеллектуал, рассказывает об одном несправедливо неизвестном и заведомо потрясающем советском фильме. Сегодня — «Защитник Седов» режиссёра Евгения Цымбала 1988 года.

В 1963 году, под самый занавес оттепели, в советскую печать вышел рассказ Ильи Зверева «Защитник Седов». Удивительно, что произведению удалось проскользнуть между жерновов советской цензуры, — скорее всего, этому поспособствовала антисталинская кампания, с новой силой начатая Никитой Хрущёвым после 1961 года (годом раньше рассказа Зверева в печать вышел «Один день Ивана Денисовича» Александра Солженицына).

Рассказ Зверева был необычным подходом к теме сталинских репрессий. Главный герой — не репрессированый, не палач, не обвинитель, а адвокат, герой в целом не очень типичный для русской и советской литературы. Прототипом персонажа стал реальный советский адвокат Владимир Россельс, которого некоторые коллеги даже называли «советским Плевако». Он принадлежал ещё к старой, дореволюционной школе адвокатуры, много работал в советское время, не боясь в конце 1930-х годов выступать защитником и тех, кого обвиняли в политических преступлениях.

История, которая легла в основу рассказа Зверева и, позднее, фильма Евгения Цымбала, дошла до нас благодаря дочери Россельса. К главному герою фильма, московскому адвокату, в 1937 году приезжают жёны трёх агрономов из провинциального города Энска — мужей обвиняют во вредительстве. Обвиняемым грозит расстрел, а местные адвокаты не отваживаются браться за дело, боясь сами попасть в застенки. А вот московский адвокат Седов, несмотря на уговоры жены, всё же решается ввязаться в эту авантюру, чтобы спасти невиновных. И хотя сделать ему это удаётся, финал картины обескураживающий — герой сталкивается с бесконечным циклом государственного насилия, из которого не вырваться. Он превращает благие намерения в пыль, а невиновных — в виновников гибели других.

«Защитник Седов» стал предпоследним художественным фильмом Цымбала. В 1990 году он снял «Повесть непогашенной Луны» — экранизацию одноимённой повести Бориса Пильняка, в которой говорилось о том, что советский командир Фрунзе был убит по приказу политиков во время операции. А затем Цымбал принял решение уйти в документалистику и сделал немало блестящих картин — от «Дзиги и его братьев» и «Снов Сталкера» до «Валентины Кропивницкой» и «Оскара» о советском авангардном художнике Оскаре Рабине. Цымбалу 71 год, до сих пор жив и снимает кино.
Читать полностью
Stuff and Docs 15 Jan, 18:51
И ещё о вышедшем

К выходу «Дорогих товарищей» Кончаловского на Okko мы с Егором Беликоввым @apichatpong подошли подготовленными — сделали спецвыпуск нашего подкаста "Как в жизни" о том, как историческая память преломляется в кинематографе. Поговорили о творении Кончаловского и о фильме Ивана И. Твердовского "Конференция", обсудили травмы, воспоминания и забвения, задали вопросов Олегу Кашину @kashingru.

Слушать можно на любой удобной для вас платформе:

Apple Podcasts - https://okko.tv/s/appdt
Google Подкасты - https://okko.tv/s/goodt
SoundCloud - https://okko.tv/s/scdt
Дорогие товарищи!
1962 год, в советском Новочеркасске – забастовка на главном городском заводе, люди требуют снижения цен на продукты и повышения зарплат. Когда к забастовке присоединяются рабочие других предприятий, правительственная комиссия решает ввести в город армию, и через считанные часы на улицах звучат выстрелы боевыми патронами. Работница парткома Людмила искренне верит в то, что строит коммунистическое общество и возмущается поведением заводских смутьянов. Но когда в бойне на площади без вести пропадает её дочь-подросток, стройная картина мира убежденной коммунистки рушится в одночасье.
Читать полностью
Stuff and Docs 15 Jan, 12:26
Бывают такие вещи, в которые влюбляешься с первого момента, с первого такта. У всех свои триггеры, конечно, и любимых вещей больше одной. И я до сих пор помню свои чувства, когда услышал первые такты мелодии Збигнева Прайснера в "Декалоге" Кшиштофа Кесьлевского. Это была моментальная любовь, с первого звука, с первой ноты. И не только к самому "Декалогу", но и ко всему творчеству Кесьлевского. И с тех самых пор я мечтал о нем написать большой текст.

Мечты сбылись. На это ушло несколько месяцев (то дела, то writing block, то необходимость пересмотреть еще какую-нибудь документалку Кшиштофа или прочитать статью о нем отвлекали меня) и если бы не ангельское терпение Зинаиды Пронченко, то ничего, наверное, не получилось бы. Но вот он - огромный текст, в котором я собрал множество самых разных история (и ради которого пересмотрел всю фильмографию великого поляка).

Там множество удивительных деталей. Кшиштоф вспоминает, как вместе с мамой в послевоенные годы повстречал в Польше слона (правда? нет? не важно, на самом деле), как влюбился в кино, посмотрев "Фанфана-тюльпана", как наблюдал за инвалидами в Лодзи, как во время съемок первого художественного фильма в последний день понял, что всё идет не так - и переснял за день. Множество деталей, отсылок, подробностей - все тут. Читайте - или отложите себе на потом. А пока поделюсь одним из любимых кусков - про то, как Кесьлевский работал во время военного положения в Польше - и как режим пытался использовать его репутацию в свою пользу. Весьма поучительно.

"Через год (после введения военного положения) Кесьлёвский впервые в жизни побывает во Франции — немного переведет дух и снова примется за работу. Он подает заявки на два документальных фильма: один о людях, которые расписывали стены домов антиправительственными граффити (особенно популярной была фраза «WRON — вон за Дон!»; WRON — аббревиатура названия высшего органа власти в Польше во время военного положения). Второй — о судах над активистами «Солидарности»; Кшиштоф хотел, чтобы в кадре были видны лишь лица обвинителей и обвиняемых в момент вынесения приговора.

Каким-то чудом Кесьлёвскому удалось получить разрешение на съемки второй картины, он приступил к работе, но дальше начало происходить что-то странное. Все процессы, на которые ему удавалось пробиться с камерой, заканчивались не вынесением приговора в виде тюремного заключения, а чем-то более мягким. Фильм не получался и после двух месяцев напряженной работы. Кесьлёвский сдался. Однако государство не было намерено отступать — Кесьлёвскому были даны прозрачные намеки, что он должен доделать фильм и выпустить его на телевидение; режим хотел показать руками Кесьлёвского, что на самом деле в военном положении нет ничего ужасного и большинство приговоров вовсе не жестки. Кесьлёвский отказался и фильм доделан не был".

https://kinoart.ru/texts/kshishtof-keslyovskiy-net-opredelennosti-politiki-net
Читать полностью
Stuff and Docs 14 Jan, 20:01
Репост из: Кино ТВ
Теперь для Кино ТВ каждый четверг Егор Сенников, автор исторически-кинематографического канала @docsandstuff, будет рассказывать о неожиданных и неизвестных советских фильмах, которые он каким-то чудом нашёл. Начинаем с картины «Две строчки мелким шрифтом» Виталия Мельникова 1981 года.

Герой Джонни Деппа в «Девятых вратах» Полански шёл по следу сатанинских книг, неожиданно для себя открывая портал в Ад. Роберт Лэнгдон из «Кода да Винчи» разгадывал зашифрованные сообщения и копался в трудах Леонардо да Винчи, чтобы найти Священный Грааль. У Фёдора Голубкова (Сергей Шакуров) из фильма Виталия Мельникова цели поиска, может быть, были и не столь эпичными, но поиск его был не менее увлекательным.

Исторический детектив — тем более на политическую тему — не самый типичный жанр советского кино, но Виталий Мельников справился с ним абсолютно блестяще. Главный герой фильма — ленинградский историк, который раскапывает тайны большевистского подполья до революции. Его мучает вопрос: почему один из большевиков-подпольщиков, занимавшихся до революции переправкой революционной литературы в Россию, после обвинения в работе на Охранку не убежал, а вернулся к своим товарищам и покончил с собой?

В поисках ответа Гладков отправляется в странное путешествие. Он общается со старыми, уже умирающими большевиками в домах престарелых; он копается в архивах; он шерстит диссертации, чем вызывает большое недовольство партийного начальства, которому меньше всего нужно, чтобы кто-то копался в прошлом и переоценивал доисторическую эпоху большевистской партии. В конце концов, ради раскрытия тайны и очищения имени давно умершего большевика-подпольщика, Гладков отправляется в германские архивы.

Фильм Мельникова — это путешествие по потайному миру советского начальства, обитающего в удивительно скучных кабинетах. Партийные старцы молчаливо оберегают свои тайны, словно Орден интеллектуалов в «Игре в бисер» — не очень понятно, зачем они это делают, да и что можно открыть, копаясь в пожелтевших архивных документах.

Но что-то, видимо, найти можно — что-то страшное. Отблески этой тайны видны в глазах у старых партийцев. Тайны, делиться которой они не собираются, даже стоя одной ногой в могиле. Тайны, которая, видимо, настолько больше, чем мелкая история незадачливого подпольщика, что её даже и называть не стоит. Ответа в конечном счёте нет — да и, наверное, не могло быть.

Посмотреть можно, например, здесь.
Читать полностью
Stuff and Docs 14 Jan, 14:07
Палата представителей конгресса США проголосовала за импичмент Дональда Трампа. Президента обвиняют в подстрекательстве к мятежу: 14-я поправка Конституции США позволяет отстранить его от власти. Ранее члены Палаты предлагали признать Трампа недееспособным и использовать 25-ю поправку. Тогда бы полномочия перешли к вице-президенту Майку Пенсу. Пенс отказался, чтобы не создавать "ужасный прецедент".

Новый год только начался, а непредвиденных событий уже много. Пока мы следим за их развитием, вы можете вспомнить ноябрьский выпуск "Синего Бархата" о спорных периодах в истории выборов США. Рассказываем в нем о скандалах с фальсификацией голосов в 1960-м и о том, кто от этого выиграл (спойлер: не только Кеннеди).

Слушайте выпуск подкаста "Синий Бархат":

Яндекс.Музыка
Apple Podcasts
Soundcloud
Castbox
YouTube
Другие ссылки
Читать полностью
Stuff and Docs 13 Jan, 15:23
Газета The New York Times — об отмене рабства (до, собственно, его отмены). Журналист предлагает решить проблему просто — перестать о нем говорить и дать Югу возможность, самому разбираться с рабством.
Stuff and Docs 9 Jan, 18:03
Stuff and Docs 9 Jan, 18:03
Egor Sennikov, [09.01.21 18:01]
Брукер начинает с интересной точки входа - с реального места взросления Боуи - не Брикстона, а скучного пригорода Лондона Бромли, совершенно унылого и некрасочного. Он уделяет внимание и психическим проблемам брата Боуи, и тому, что первые 10 лет музыкальной карьеры Боуи были абсолютно провальными. Но дальше он на 100 страниц погружается в совершенно неинтересные размышления о гендерной и сексуальной ориентации Боуи и о том, как менялось его к ней отношение, раз за разом повторяя одни и те же мысли на разный лад - и в этот момент в книге как-то все начинает идти наперекосяк (опустим даже тот факт, что вопрос отношения Боуи к собственной сексуальности освещен под углом того, можно ли апроприировать образ гея, если ты геем не являешься - вопрос, может быть, и интересный для кого-то, но не особо увлекательный, особенно учитывая контекст книги). О себе же Брукер рассказывает как-то фоном, походя, так что мы особо и не понимаем, что же принес ему этот эксперимент (кроме слегка увеличившейся уверенности в себе и признании некоторой степени своей трансгендерности). В итоге свои выводы Брукер обобщает даже не своими мыслями, а фразой случайно встреченного студента - фразой, которая совсем не требовала ни столь масштабного эксперимента, ни, собственно, книги.

Возможно, конечно, Брукер решил уподобиться самому Боуи (Брукер обвиняет Боуи в том, что тот неспособен был написать концептуальный альбом, так как имел в голове слишком много разных идей и хотел уложить их все сразу - не могу согласиться с Брукером, но ладно). Но у меня в итоге было ощущение, что книга несколько не получилась. Но это я. Вдруг вам понравится!

А если лень читать, то рекомендую пойти на сайт BBC Sounds - они там сделали очень крутой проект к пятилетию со дня ухода Боуи - там и записи с музыкальными подборками, сделанными Боуи в 1979 году, и интервью, и трибьюты - словом, много всего:

https://www.bbc.co.uk/sounds/brand/m000r8s0

3. Корона. Наконец-то на праздниках добрался до четвертого сезона - и оказался довольно сильно разочарован. Конечно, они и раньше искажали реальные исторические события. Но четвертый сезон оказался очередной вариацией на тему "ах, какая была прекрасная Диана и какие же мрази в королевской семье". В королевской семье может и правда мрази, но культ Дианы меня всегда раздражал, сама она мне не казалась ни красивой, ни какой-то особенно восхитительной, поэтому в очередной раз пережеванное восхищение Дианой меня раздражало. Лучший эпизод всего сезона - это рассказ о Майкле Фэгане, вломившемся к королеве в спальню: здесь был удачно выбран стиль (оммаж мрачному социальному реализму Алана Кларка) и манера. Всё остальное - ну такое.
Читать полностью
Stuff and Docs 9 Jan, 18:03
Догоняя свои впечатления - небольшая пробежка по трём произведениям, прочитанным и просмотренным за выходные

Pretend It's a City
- Мартин Скорсезе о Фрэн Лейбовиц. Все очень, с одной стороны, ожидаемо: мы встречаемся с типично ньюйоркским персонажем, этаким духом Нью-Йорка. Путешествуем по Нью-Йорку, ностальгируем по городу в котором никогда не были и не побываем: Нью-Йорке Бобби Уомака и Чарльза Мингуса, Мартина Скорсезе и Патти Смит. Все это в целом довольно пленительно; фильм изящно сделан (и с большой любовью к Лейбовиц). Она, конечно, здесь царит - шутит, рассказывает байки и олицетворяет собой настоящего нью-йоркца с Манхэттена, не пересекающего 57-ю авеню и изнемогающего от грубых таксистов, высоких цен на жилье и недостатка прачечных.

С другой стороны, для человека хоть чуть-чуть интересующегося Нью-Йорком и слышавшем о Лейбовиц, здесь не будет ничего нового - кроме очередной констатации факта, что о духе места сложно рассказать как-то так, чтобы тебя пробрало. При всем этом, назвать сериал провалом у меня не повернется язык - все сделано как надо, а Лейбовиц - очаровательный character, прекрасный в своей напускной грубости, циничному взгляду на жизнь вокруг и мудрости (пусть и слегка легковесной). Словом, Лейбовиц представляет собой настоящий образец нью-йоркского мыслителя - немного богемного, немного невротичного, но наглого, упертого, слегка несерьезного, грустного, но интеллектуально глубокого.

(В общем, не слушайте мои вялые претензии, на самом деле мне понравилось).

Уилл Брукер. Почему Боуи важен.

Завтра будет пять лет со дня смерти Дэвида Боуи. Очень хорошо помню этот день (точнее, утро) - всю ночь никак не мог заснуть, волнуясь перед сдачей IELTS, под утро забылся ненадолго сном, а первое, что услышал утром, что Боуи больше нет. Наверное, это был первый (и, пока что, последний) раз, когда новость о смерти какой-то знаменитости заставила меня плакать - так много для меня значил (и значит до сих пор Боуи).

Короче, когда я пару дней назад увидел книгу Брукера в "Порядке слов" решил прочитать как раз в честь этой мрачной годовщины. К тому как книга сделана, переведена и отредактирована у меня нет никаких вопросов, большое спасибо издательству Individuum. А вот сама книга Брукера меня скорее раздосадовала. Про его историю я уже слышал до этого - лондонский профессор-культуролог решил за год прожить жизнь Боуи, пройти через все его трансформации и опыты, пожить в тех местах, где жил он - и что-то из этого вынести. Собственно, мне и казалось, что книга об этом необычном опыте - о том, как он его изменил, позволил найти Боуи в себе и понять что-то про себя и про любимого музыканта. Но эту историю Брукеру рассказывать по каким-то причинам было неинтересно - и именно поэтому, как мне кажется, книга получилась у него не совсем удачная (что не значит, что она получилась плохая или неинтересная).
Читать полностью
Stuff and Docs 6 Jan, 18:33
​​"Весна, весна! Как хорошо лежать на мягкой траве и слушать песни соловья. Хорошо дышать свежим полевым воздухом, хорошо смотреть на полевые цветы и разнообразную зелень растений. Но ещё было бы лутше если бы не слышать концертов созданных войной. Всю красоту природы подавляют эти бесплатные концерты, а поэтому красота природы остается не замеченной и почти совершенно не нужной. Вся красота природы часто бывает изувечена следами жестоких битв. Конечно об этом ты знаешь сама потому что живешь там, где недавно бушевала битва".

Первой прочитанной книгой в этом году у меня стал сборник писем лейтенанта советской армии Георгия Жукова, вышедший в прошлом году в издательстве "Дело", составленный Валерием Анашвили (огромная ему благодарность за эту книгу).

Блестяще изданное и прокомментированное собрание писем я прочитал пока ехал в Сапсане из Москвы в Петербург - никак не мог оторваться. Здесь, в этих письмах, всё - тревога за жену и маленькую дочку (и постоянное беспокойство - не ушла ли она, не нашла ли кого получше, не устала ли ждать), въевшееся в подкорку ожидание смерти (Жуков почти все время пишет жене - "пока что жив", "пока что здоров", "пока что цел"), отзвуки семейных сборов (жене кто-то в карты нагадал, что у Жукова появилась некая "дама", каковое предположение он с гневом отверг). Здесь слышно постоянное присутствие войны (которую, впрочем, Жуков не очень хотел впускать в свою корреспонденцию). Здесь надежда на скорое возвращение, страх близкой смерти, наслаждение природой, мысли о чудовищной бедности (каждый месяц Жуков отправляет жене всю свою зарплату - 400 рублей - денег, впрочем, хватает на небольшое количество хлеба, картошки и молока). Здесь язык, заимствованный из классической русской литературы сплетается с гремучими передовицами официальных газет и политинформации. В конце концов, здесь и трагический перелом, когда вместо Жукова письмо пишет его боевой товарищ - сам Жуков тяжело ранен:

"Я Товарищ Жукова Георгия Федоровича хочу извистить вас о том что посланое вами письмо к своему мужу которое писаное 23.08.44 г. я Грицай Николай Трофимович иво получил за которое я вам очень благодарен и извещаю вас что ваш муж вместе действуя со мной в боях против фашистов Гитлеровцев он был 26.09.44 г. тяжело ранен где мне пришлось оказувать иму первую помощ и на плечах донести на мед. пункт состояние было у иво очинь плохое"

Словом, это совершенно блестящая книга, которая и возвращает нам подлинный голос и мысли наших ветеранов Великой Отечественной (и голос этот совсем-совсем не похож на бравурно-гламурные официальные представления об этих людях), и позволяет хоть ненадолго пережить это ощущение безумного одиночества и оторванности от дома на краю бездны. И даже чуть-чуть приоткрывает тему послевоенной бедности в деревне (племянник Жукова пишет ему в 1949 году о своих делах - заработал за год работы 600 трудодней, что эквивалентно 60 килограммам хлеба - чуть больше 160 граммов в день).

Посчастливилось купить в "Циолковском", но, судя по скромному тиражу, книг в продаже не очень много, так что если интересно - поторопитесь.

#Сенников_и_книги_2021
Читать полностью
Stuff and Docs 5 Jan, 18:59
Репост из: Карпов, зачем?
Три года мы делали этот фильм. Ничего сложнее этого я не делал никогда в жизни и не знаю, буду ли делать что-то подобное впредь.

Все эти три года я жил с мыслью, что самое страшное, что может случиться со мной — подвести Андрея. С самого первого дня нашего знакомства, когда мы пожали друг другу руки и посмотрели друг другу в глаза, я понимал, что вряд ли есть что-то более серьёзное в моей жизни, чем его история. Ну в самом деле, человек приходит к тебе и говорит, что есть большая вероятность, что это вот всё — последнее что он делает в жизни, и от того как ты это сделаешь, зависит будущее его наследия, семьи, детей. Это очень тяжёлая ноша. Но, кажется, я смог донести её туда, куда мы и договаривались: всё что мы задумали на старте — реализовалось. Невероятно.

Сегодня мы выпустили фильм, его можно посмотреть на more.tv, «КиноПоиск» и Okko и я почти полностью смогу отойти от дел в этом проекте. Да, грант имени Андрея будет жить и дальше, но я буду принимать в нём косметическую роль. Всё управление перейдёт Илье Фоминцеву и его фонду медицинских решений «Не напрасно».

А мне нужно немного выдохнуть и перезагрузится. Займусь актуализацией наследия, культурой и чтением толстых книг.
Читать полностью
Stuff and Docs 31 Dec 2020, 12:00
Конец. Или нет? Загадочное убийство двух влюбленных и первого сезона подкаста

Это финальный эпизод первого сезона обновленного "Синего Бархата". Все случается, потому что случается. У времени нет начала и конца, у событий нет стройной логики, у жизни нет унифицированного смысла, а у нас нет причин, чтобы 31-го декабря рассказывать что-либо кроме истории о загадочной смерти двух влюбленных, которую не раскрыли по сей день. Ведь найти причину, как и дать имя, значит умертвить. Мы предпочитаем авантюризм жизни, хаос реальности и эту до боли смешную тягу человека к поиску ответов. Может, они найдутся в следующем году, а, может, и не найдутся вовсе. И пока мы ежесекундно становимся историей, помните, что она не то, чем кажется.

Слушайте последний выпуск первого сезона:

Яндекс.Музыка
Apple Podcasts
Google Podcasts
YouTube
Другие ссылки
Читать полностью