Репост из: Киты плывут на вписку с ЛСД
Отличный текст в жанре "урбанизм здорового человека". О том, что набившая оскомину риторика про "атомизированного городского человека" - это полная ерунда. Напротив, сила городской цивилизации заключается в том, что город подарил индивиду возможность быть свободным от извечного давления клана, семьи, цеха и прочих "малых групп". А это, в свою очередь, сделало возможными рыночные отношения, разделение труда, социальную мобильность и прочее.
"Дело в том, что город — современный, модерновый город — это прежде всего уникальная возможность для человека как раз не быть частью никакого сообщества. Город — это уникальная культурная лаборатория, которая позволяет человеку быть одному. На протяжении почти всей истории человечества человек не мог быть один — он с необходимостью и неизбежностью был частью сообщества: большой семьи, клана, религиозной общины, сословия. И только в современном городе он получает возможность освободиться от этой неизбежной во всех прочих условиях необходимости быть частью сообщества, возможность быть индивидом. Но надо, конечно, понимать, что этот вот индивид, эта возможность быть одному — это не есть некая данность. Напротив, это сложный и рафинированный результат многих факторов — из области политики, права, экономики, — сошедшихся в цивилизации модерна. Более того, этот индивидуализм — хрупкий продукт, который, выражаясь известным афоризмом Мишеля Фуко, история может смыть, как волна смывает след на песчаном берегу."
Это важный момент, что город и (фактическая) свобода индивида - это, по всей видимости, неотделимые социальные феномены. Однако из этого не следует, что город выдергивает индивида из общественной жизни и делает его одиноким. Напротив, только в городе индивид может состоять во множестве социальных групп, границы которых не пересекаются. Это разнообразие и делает человека независимым от какой-то конкретной группы.
Также именно города позволили уйти от автократической власти, сопутствовавшей человечеству большую часть истории. Сплоченные "малые группы" и прочие "локальные сообщества", помимо прочего, любят друг с другом воевать. Поэтому исторически только сильная королевская власть могла поддерживать мир на территории крупнее полиса. Урбанизация избавила людей от войны малых групп, а затем - и от автократии.
"Дело в том, что город — современный, модерновый город — это прежде всего уникальная возможность для человека как раз не быть частью никакого сообщества. Город — это уникальная культурная лаборатория, которая позволяет человеку быть одному. На протяжении почти всей истории человечества человек не мог быть один — он с необходимостью и неизбежностью был частью сообщества: большой семьи, клана, религиозной общины, сословия. И только в современном городе он получает возможность освободиться от этой неизбежной во всех прочих условиях необходимости быть частью сообщества, возможность быть индивидом. Но надо, конечно, понимать, что этот вот индивид, эта возможность быть одному — это не есть некая данность. Напротив, это сложный и рафинированный результат многих факторов — из области политики, права, экономики, — сошедшихся в цивилизации модерна. Более того, этот индивидуализм — хрупкий продукт, который, выражаясь известным афоризмом Мишеля Фуко, история может смыть, как волна смывает след на песчаном берегу."
Это важный момент, что город и (фактическая) свобода индивида - это, по всей видимости, неотделимые социальные феномены. Однако из этого не следует, что город выдергивает индивида из общественной жизни и делает его одиноким. Напротив, только в городе индивид может состоять во множестве социальных групп, границы которых не пересекаются. Это разнообразие и делает человека независимым от какой-то конкретной группы.
Также именно города позволили уйти от автократической власти, сопутствовавшей человечеству большую часть истории. Сплоченные "малые группы" и прочие "локальные сообщества", помимо прочего, любят друг с другом воевать. Поэтому исторически только сильная королевская власть могла поддерживать мир на территории крупнее полиса. Урбанизация избавила людей от войны малых групп, а затем - и от автократии.