Репост из: Medieval Legacy
Это – гравюра немецкого художника эпохи Возрождения Лукаса Кранаха Старшего «Усекновение главы апостола Матфея». Она была выполнена в 1539 году. Среди многих подобных картин на данный сюжет она выделяется необычным подходом к изображению орудия казни: вместо привычного меча – нечто, подозрительно напоминающее гильотину времен Французской революции.
Уже в эпоху Возрождения в Европе существовали машины, которые отрубали людям головы при помощи лезвия с утяжелителем. Наиболее известна ее разновидность под названием «шотландская дева», которая в период с 1564 по 1710 годы обезглавила более ста пятидесяти человек, т.е. в среднем по одному в год. Далековато от «рекордов» знаменитого французского палача Шарля-Анри Сансона. Однако и в Средние века, и даже в эпоху Возрождения и барокко казнь была сродни ритуальному действу, которое собирало толпы зевак и потому не должно было оканчиваться слишком быстро. Лишь эпоха Просвещения с ее культом разумности, гуманности и неотъемлемых прав человека возвело гильотину на э̶ш̶а̶ф̶о̶т пьедестал.
По мысли доктора Жозефа-Игнаса Гильотена – не создателя, но популяризатора гильотины, – казнь должна быть максимально быстрой, безболезненной и невидимой для посторонних глаз. И если первые два пункта были претворены в жизнь, то третий, который был тесно связан с идеей деритуализации казни, потребовал дополнительных усилий. Для этого приговоренному запрещалось обращаться с речью к толпе, а вокруг эшафота выстраивались солдаты, порой несколько тысяч: так толпа была оттеснена от эпицентра события и превращалась из активного участника казни в ее пассивного и молчаливого наблюдателя. Например, во время казни Людовика XVI вокруг эшафота находилось 15 тысяч солдат, так что между королем и толпой горожан было триста метров пространства. Так Революция стремилась отринуть старые представления и сделать казнь бесстрастным, как государственная бюрократия, механическим действом.
#history #France #Germany
Уже в эпоху Возрождения в Европе существовали машины, которые отрубали людям головы при помощи лезвия с утяжелителем. Наиболее известна ее разновидность под названием «шотландская дева», которая в период с 1564 по 1710 годы обезглавила более ста пятидесяти человек, т.е. в среднем по одному в год. Далековато от «рекордов» знаменитого французского палача Шарля-Анри Сансона. Однако и в Средние века, и даже в эпоху Возрождения и барокко казнь была сродни ритуальному действу, которое собирало толпы зевак и потому не должно было оканчиваться слишком быстро. Лишь эпоха Просвещения с ее культом разумности, гуманности и неотъемлемых прав человека возвело гильотину на э̶ш̶а̶ф̶о̶т пьедестал.
По мысли доктора Жозефа-Игнаса Гильотена – не создателя, но популяризатора гильотины, – казнь должна быть максимально быстрой, безболезненной и невидимой для посторонних глаз. И если первые два пункта были претворены в жизнь, то третий, который был тесно связан с идеей деритуализации казни, потребовал дополнительных усилий. Для этого приговоренному запрещалось обращаться с речью к толпе, а вокруг эшафота выстраивались солдаты, порой несколько тысяч: так толпа была оттеснена от эпицентра события и превращалась из активного участника казни в ее пассивного и молчаливого наблюдателя. Например, во время казни Людовика XVI вокруг эшафота находилось 15 тысяч солдат, так что между королем и толпой горожан было триста метров пространства. Так Революция стремилась отринуть старые представления и сделать казнь бесстрастным, как государственная бюрократия, механическим действом.
#history #France #Germany