Я сейчас читаю работы Сапольски, где он рассуждает о том, что невозможно выделить определяющий фактор влияния на личность человека — гены или среда. Весь опыт и конечный результат складывается из совокупности множества критериев. Эта тема мне особенно интересна в контексте построения образовательных траекторий и развития личности.
Мне попался лонгрид-рассуждение на эту тему. Мой топ тезисов:
Ум и характер не самые точные категории – простым эмпирическим инструментом их не измерить. Что такое ум? Это отнюдь не уровень интеллекта и даже не навык решения задач разного типа. Что такое характер? Ну уж точно не темперамент, сводимый к нервной системе, и даже не один из типов какой-нибудь поверхностной психологической классификации.
Обе характеристики расплывчаты и контекстуальны. Иногда даже в упрощенном виде их невозможно адекватно зафиксировать, потому что нет нормы/эталона или не с чем сравнить.
Ярким выражением признания культуры в качестве принципиального фактора в формировании человека безусловно является концепция двух рождений Гегеля. Согласно ей, человек сперва рождается как живое существо, а затем второй раз – как личность. Причем в первом случае это опыт пассивный, имеющий характер данности – нас рожает в муках мать, и мы не вольны что-то выбрать. Во втором же рождении – мы по отношению к себе и активны, и пассивны. Здесь в новое состояние нас выталкивает не физиология схваток, а личный выбор.
Субъект превращается в пассивный ретранслятор той культуры, которую он не выбирал, а попросту получил вместе с языком и воспитанием.
Каких только идей не придерживались фанатичные родители, жаждавшие воспитать гения, разностороннюю личность, человека без комплексов или безоговорочного лидера. И в подавляющем большинстве примеров на выходе в лучшем случае – посредственность, а иногда и человек с грузом психологических проблем.
Авторы медиапроекта Concepture ведут также канал в телеграме. Самое то для любителей интеллектуального гуманитарного чтива.
Мне попался лонгрид-рассуждение на эту тему. Мой топ тезисов:
Ум и характер не самые точные категории – простым эмпирическим инструментом их не измерить. Что такое ум? Это отнюдь не уровень интеллекта и даже не навык решения задач разного типа. Что такое характер? Ну уж точно не темперамент, сводимый к нервной системе, и даже не один из типов какой-нибудь поверхностной психологической классификации.
Обе характеристики расплывчаты и контекстуальны. Иногда даже в упрощенном виде их невозможно адекватно зафиксировать, потому что нет нормы/эталона или не с чем сравнить.
Ярким выражением признания культуры в качестве принципиального фактора в формировании человека безусловно является концепция двух рождений Гегеля. Согласно ей, человек сперва рождается как живое существо, а затем второй раз – как личность. Причем в первом случае это опыт пассивный, имеющий характер данности – нас рожает в муках мать, и мы не вольны что-то выбрать. Во втором же рождении – мы по отношению к себе и активны, и пассивны. Здесь в новое состояние нас выталкивает не физиология схваток, а личный выбор.
Субъект превращается в пассивный ретранслятор той культуры, которую он не выбирал, а попросту получил вместе с языком и воспитанием.
Каких только идей не придерживались фанатичные родители, жаждавшие воспитать гения, разностороннюю личность, человека без комплексов или безоговорочного лидера. И в подавляющем большинстве примеров на выходе в лучшем случае – посредственность, а иногда и человек с грузом психологических проблем.
Авторы медиапроекта Concepture ведут также канал в телеграме. Самое то для любителей интеллектуального гуманитарного чтива.