Репост из: Киты плывут на вписку с ЛСД
К так называемому Дню знаний традиционно публикую эссе либертарианского философа Роберта Нозика - о том, почему публичные интеллектуальны так часто оказываются социалистами и ненавистниками свободного рынка.
Во всем виновата школа. В школе будущие интеллектуалы были лучшими учениками, всегда получали лучшие оценки и похвалу учителей. Школа приучила их к мысли, что они самые лучшие, способные, талантливые. Но покидая школу они сталкиваются с реальной жизнью, где никто не сообщает вам заранее, что нужно вызубрить, чтобы получить "отлично". Где нет учителей, которые бы оценивали по известной заранее системы баллов. Жизнь - это рынок, стихия, неизвестность. Успеха зачастую добиваются люди, которые не хватали звезд в учебе, но обладают иными качествами: упорством, авантюризмом, изобретательностью. Столкнувшись с этим рыночным миром интеллектуал испытывает фрустрацию. И начинает выдумывать "справедливые" способы устройства общества, где бы "учителя" из Госплана и прочих уполномоченных комиссий расставляли привычные оценки и баллы всему на свете.
Учиться - это, конечно, хорошо и правильно. Однако следует помнить, что оценки - не характеристика личности, учебник - не описание мира, карта - не территория, а реальность всегда оказывает больше любых умственных конструкций.
http://www.inliberty.ru/library/449-pochemu-intellektualam-ne-nravitsya-kapitalizm
Во всем виновата школа. В школе будущие интеллектуалы были лучшими учениками, всегда получали лучшие оценки и похвалу учителей. Школа приучила их к мысли, что они самые лучшие, способные, талантливые. Но покидая школу они сталкиваются с реальной жизнью, где никто не сообщает вам заранее, что нужно вызубрить, чтобы получить "отлично". Где нет учителей, которые бы оценивали по известной заранее системы баллов. Жизнь - это рынок, стихия, неизвестность. Успеха зачастую добиваются люди, которые не хватали звезд в учебе, но обладают иными качествами: упорством, авантюризмом, изобретательностью. Столкнувшись с этим рыночным миром интеллектуал испытывает фрустрацию. И начинает выдумывать "справедливые" способы устройства общества, где бы "учителя" из Госплана и прочих уполномоченных комиссий расставляли привычные оценки и баллы всему на свете.
Учиться - это, конечно, хорошо и правильно. Однако следует помнить, что оценки - не характеристика личности, учебник - не описание мира, карта - не территория, а реальность всегда оказывает больше любых умственных конструкций.
http://www.inliberty.ru/library/449-pochemu-intellektualam-ne-nravitsya-kapitalizm