Ребенок не слушается, делает буквально абсолютно все наоборот, не так, как его просит взрослый. И часто это сопровождается любопытным взглядом и хитрой улыбочкой. Знакомая ситуация?
Взрослый и только взрослый способен устанавливать для ребенка границы: что можно, что нельзя, что одобряется, а что нет. Сам он этого сделать не в состоянии, потому что у него просто нет достаточно опыта в этой жизни.
Часто ребенок старается обойти запреты взрослого или нарушить их, чтобы смягчить их или вовсе отменить. Дети от природы любят экспериментировать. Их мозг всегда стремится найти самые удобные и привлекательные варианты действия, а такие действия не всегда находятся в пределах границ, установленных взрослым. Тогда у ребенка возникает соблазн проверить: границы крепкие или их можно отодвинуть немного, а потом еще немного, или вовсе сломать?
Например, взрослые решили укладывать ребенка спать в 22.00. Ребенок знает об этом решении, но все равно каждый раз пробует лечь в кровать позже. Находясь в кровати, он может захотеть в туалет, попить, поесть, найти любимую мягкую игрушку и тому подобные хотелки.
Еще один хороший пример проверки границ: ребёнок в детском саду «умеет» зашнуровывать ботинки в присутствии одного воспитателя и «не умеет» в присутствии другого. Если ребенок по-разному ведет себя дома в присутствии разных членов семьи – это тоже попытка раздвинуть границы. Ребенок может изобретать тысячи способов проверки взрослых запретов и ограничений на прочность. От того, насколько взрослые будут тверды и последовательны в своих установках, зависит продолжительность детских «экспериментов». Когда среди взрослых нет согласия, ребенок учится хитрить и манипулировать их мнением.
В то же время, ребёнок должен быть уверен, что границы, установленные взрослыми, действительно важны и разумны, необходимы для его безопасности и удобства, именно поэтому в этих требованиях едины все взрослые, с которыми он общается.
Запретов и ограничений не следует вводить слишком много, это наверняка вызовет у ребенка совершенно справедливое чувство протеста.
При общении с ребенком границы для него устанавливают абсолютно все взрослые, не зависимо от степени родственной близости: и родители, бабушки-дедушки, дальние родственники, воспитатели и учителя, продавцы в магазине и дворник на улице, в общем, все-все-все. И если посторонний взрослый боится указывать ребенку на запреты из страха неодобрения родителями, то это, несомненно, является личными трудностями взрослого. Никто кроме самого взрослого не сможет доказать ребенку разумность его требований. Родители могут сколько угодно наказывать ребенка дома за непослушание в детском саду, но это не поможет ему перестать баловаться, если воспитатель не в состоянии контролировать границы дозволенного.
Что делать взрослому, когда ребёнок проверяет границы на прочность? Во-первых, нужно задуматься, а были ли границы озвучены ребенку: быть может он и не в курсе, что чего-то делать нельзя? Во-вторых, нужно реагировать спокойно и доброжелательно, понимая, что такое экспериментирование является нормальным поведением для активного ребёнка. Необходимо снова и снова мягко, но однозначно, напоминать о наличии границ, объяснять их необходимость, рассказывать о последствиях нарушения запретов.
Лучшая реакция на нежелательное поведение ребенка – это юмор. Можно попытаться скопировать поведение ребенка, добавив немного гротеска. Или поступить как-нибудь нелепо. Пример: Моя дочка Лиза устроила утром истерику, кричит, что не хочет идти в садик, а хочет только спать. Я подзываю нашего пса, достаю из шкафа его прогулочный костюмчик и говорю: «Рексик, Лиза не хочет идти в садик, придется тебе за неё сходить. В младшей группе очень хорошо: много игрушек и кормят отлично». Начинаю одевать собаку. Лиза мгновенно вскакивает с кровати, говорит, что собаку не пустят в детский сад, и вообще никто не имеет права ходить в детский сад за неё. После этого она спокойно одевается и больше не кричит.
Взрослый и только взрослый способен устанавливать для ребенка границы: что можно, что нельзя, что одобряется, а что нет. Сам он этого сделать не в состоянии, потому что у него просто нет достаточно опыта в этой жизни.
Часто ребенок старается обойти запреты взрослого или нарушить их, чтобы смягчить их или вовсе отменить. Дети от природы любят экспериментировать. Их мозг всегда стремится найти самые удобные и привлекательные варианты действия, а такие действия не всегда находятся в пределах границ, установленных взрослым. Тогда у ребенка возникает соблазн проверить: границы крепкие или их можно отодвинуть немного, а потом еще немного, или вовсе сломать?
Например, взрослые решили укладывать ребенка спать в 22.00. Ребенок знает об этом решении, но все равно каждый раз пробует лечь в кровать позже. Находясь в кровати, он может захотеть в туалет, попить, поесть, найти любимую мягкую игрушку и тому подобные хотелки.
Еще один хороший пример проверки границ: ребёнок в детском саду «умеет» зашнуровывать ботинки в присутствии одного воспитателя и «не умеет» в присутствии другого. Если ребенок по-разному ведет себя дома в присутствии разных членов семьи – это тоже попытка раздвинуть границы. Ребенок может изобретать тысячи способов проверки взрослых запретов и ограничений на прочность. От того, насколько взрослые будут тверды и последовательны в своих установках, зависит продолжительность детских «экспериментов». Когда среди взрослых нет согласия, ребенок учится хитрить и манипулировать их мнением.
В то же время, ребёнок должен быть уверен, что границы, установленные взрослыми, действительно важны и разумны, необходимы для его безопасности и удобства, именно поэтому в этих требованиях едины все взрослые, с которыми он общается.
Запретов и ограничений не следует вводить слишком много, это наверняка вызовет у ребенка совершенно справедливое чувство протеста.
При общении с ребенком границы для него устанавливают абсолютно все взрослые, не зависимо от степени родственной близости: и родители, бабушки-дедушки, дальние родственники, воспитатели и учителя, продавцы в магазине и дворник на улице, в общем, все-все-все. И если посторонний взрослый боится указывать ребенку на запреты из страха неодобрения родителями, то это, несомненно, является личными трудностями взрослого. Никто кроме самого взрослого не сможет доказать ребенку разумность его требований. Родители могут сколько угодно наказывать ребенка дома за непослушание в детском саду, но это не поможет ему перестать баловаться, если воспитатель не в состоянии контролировать границы дозволенного.
Что делать взрослому, когда ребёнок проверяет границы на прочность? Во-первых, нужно задуматься, а были ли границы озвучены ребенку: быть может он и не в курсе, что чего-то делать нельзя? Во-вторых, нужно реагировать спокойно и доброжелательно, понимая, что такое экспериментирование является нормальным поведением для активного ребёнка. Необходимо снова и снова мягко, но однозначно, напоминать о наличии границ, объяснять их необходимость, рассказывать о последствиях нарушения запретов.
Лучшая реакция на нежелательное поведение ребенка – это юмор. Можно попытаться скопировать поведение ребенка, добавив немного гротеска. Или поступить как-нибудь нелепо. Пример: Моя дочка Лиза устроила утром истерику, кричит, что не хочет идти в садик, а хочет только спать. Я подзываю нашего пса, достаю из шкафа его прогулочный костюмчик и говорю: «Рексик, Лиза не хочет идти в садик, придется тебе за неё сходить. В младшей группе очень хорошо: много игрушек и кормят отлично». Начинаю одевать собаку. Лиза мгновенно вскакивает с кровати, говорит, что собаку не пустят в детский сад, и вообще никто не имеет права ходить в детский сад за неё. После этого она спокойно одевается и больше не кричит.