
😉 Егор Леонтьев – магистрант программы «Современные подходы к изучению политики памяти и культурной истории» факультета истории – поделился с нами своим опытом поступления и учебы в Европейском.
➖ Чем тебя привлек ЕУ? Почему ты решил поступать именно на факультет истории?
➖ Я слышал очень много положительных отзывов как о ЕУ вообще, так и о Факультете истории в частности. Я помню, как раз в период, когда нам в СПбГУ рассказывали про memory studies, мне кто-то из знакомых показал учебник Ю. А. Сафроновой «Историческая память. Введение». Мне понравилось то, как был составлен учебник: вот – очень хорошее описание тех или иных подходов и оптик, вот – их критика, вот – дополнительная литература, а вот – смешные картинки. Прелесть. Ближе к концу 3-го курса бакалавриата меня окружало довольно большое количество вещей, связанных с Европейским. Лежали книги с желтой улиточкой, друзья ходили на конференции в ЕУ и записывались на отдельные курсы вольнослушателями. Примеру последних последовал и я – подал заявки на зимнюю («Ремесло историка») и весеннюю («Общество и память») школы, записался сразу на несколько курсов – хотя послушать их все тогда не получилось, я понял, что они очень интересны. Мне понравилось, что преимущественным форматом занятий были семинары, на которых происходит свободное обсуждение текстов/кейсов. Так что уже к концу бакалавриата я понимал, куда хочу идти дальше.
➖Ты решил переключиться с изучения античности на memory studies. Сложно ли это далось?
➖ В целом, нет. Все мы помним, что Ян Ассман был египтологом. А вообще в своих бакалаврских работах я уделял внимание тому, как раннехристианские апологеты укореняли себя в прошлом: как иудейском, так и греко-римском. Кроме того, в рамках курса А. Т. Урушадзе, который я посещал вольнослушателем, я написал небольшое эссе о деятельности проекта «Последний адрес» в Санкт-Петербурге, который впоследствии удалось обсудить на зимней школе ЕУ. На весеннюю школу я шел с уже новой темой, которой занимаюсь и сейчас.
➖ Насколько было тяжело готовиться к поступлению?
➖ Процесс поступления не был сложным. Вся необходимая информация – рекомендуемая литература, примерный список вопросов – была выложена на сайте, так что оставалось просто постепенно прочитать указанные книги, написать ответы на вопросы. Кроме того, я участвовал в олимпиаде «Апология истории», за которую получил неплохие баллы. Последнее явно снизило возможное напряжение при поступлении в Европейский.
➖Над каким проектом ты работаешь сейчас?
➖Тема моей магистерской диссертации на данный момент звучит так: «Политика памяти в Мордовии: мордовские, эрзянские, мокшанские организации и этнический активизм (1989–2012 гг.)». Я анализирую на то, каким образом формировались, продвигались, оспаривались этнические нарративы прошлого, каким было взаимодействие мнемонических акторов, как создавалась и функционировала инфраструктура этнической памяти (фестивали, музеи, конгрессы и т.д.). Один из важнейших источников моего исследования – устные интервью. Курс «Устная история» в первом семестре читает мой научный руководитель Екатерина Александровна Мельникова, с ней я списывался еще до поступления.
➖ С какими плюсами и минусами ты столкнулся за время обучения?
➖ В ЕУ проходит большое количество интересных мероприятий (конференции, лекции, открытые семинары), полезных для обучения и написания научной работы, – остается только успевать ходить на них. Есть также ряд приятных праздников – День первокурсника, факультетский и общеуниверситетский Новый год, День ЕУ. Танцы, песни, разговоры... Радует также возможность свободного посещения курсов других факультетов – я захаживал к антропологам, побывал на курсах о современной политической теории.
➖ Оправдались ли твои ожидания от учебы в Европейском?
➖ В силу того, что я ходил вольнослушателем на факультет, я примерно понимал, что собой представляет учебная программа. Я ожидал атмосферы свободного диалога, индивидуального подхода и заточенности магистерской программы под исследовательский проект. В общем-то я это и получил – неприятных сюрпризов, к счастью, не было.
➖ Чем тебя привлек ЕУ? Почему ты решил поступать именно на факультет истории?
➖ Я слышал очень много положительных отзывов как о ЕУ вообще, так и о Факультете истории в частности. Я помню, как раз в период, когда нам в СПбГУ рассказывали про memory studies, мне кто-то из знакомых показал учебник Ю. А. Сафроновой «Историческая память. Введение». Мне понравилось то, как был составлен учебник: вот – очень хорошее описание тех или иных подходов и оптик, вот – их критика, вот – дополнительная литература, а вот – смешные картинки. Прелесть. Ближе к концу 3-го курса бакалавриата меня окружало довольно большое количество вещей, связанных с Европейским. Лежали книги с желтой улиточкой, друзья ходили на конференции в ЕУ и записывались на отдельные курсы вольнослушателями. Примеру последних последовал и я – подал заявки на зимнюю («Ремесло историка») и весеннюю («Общество и память») школы, записался сразу на несколько курсов – хотя послушать их все тогда не получилось, я понял, что они очень интересны. Мне понравилось, что преимущественным форматом занятий были семинары, на которых происходит свободное обсуждение текстов/кейсов. Так что уже к концу бакалавриата я понимал, куда хочу идти дальше.
➖Ты решил переключиться с изучения античности на memory studies. Сложно ли это далось?
➖ В целом, нет. Все мы помним, что Ян Ассман был египтологом. А вообще в своих бакалаврских работах я уделял внимание тому, как раннехристианские апологеты укореняли себя в прошлом: как иудейском, так и греко-римском. Кроме того, в рамках курса А. Т. Урушадзе, который я посещал вольнослушателем, я написал небольшое эссе о деятельности проекта «Последний адрес» в Санкт-Петербурге, который впоследствии удалось обсудить на зимней школе ЕУ. На весеннюю школу я шел с уже новой темой, которой занимаюсь и сейчас.
➖ Насколько было тяжело готовиться к поступлению?
➖ Процесс поступления не был сложным. Вся необходимая информация – рекомендуемая литература, примерный список вопросов – была выложена на сайте, так что оставалось просто постепенно прочитать указанные книги, написать ответы на вопросы. Кроме того, я участвовал в олимпиаде «Апология истории», за которую получил неплохие баллы. Последнее явно снизило возможное напряжение при поступлении в Европейский.
➖Над каким проектом ты работаешь сейчас?
➖Тема моей магистерской диссертации на данный момент звучит так: «Политика памяти в Мордовии: мордовские, эрзянские, мокшанские организации и этнический активизм (1989–2012 гг.)». Я анализирую на то, каким образом формировались, продвигались, оспаривались этнические нарративы прошлого, каким было взаимодействие мнемонических акторов, как создавалась и функционировала инфраструктура этнической памяти (фестивали, музеи, конгрессы и т.д.). Один из важнейших источников моего исследования – устные интервью. Курс «Устная история» в первом семестре читает мой научный руководитель Екатерина Александровна Мельникова, с ней я списывался еще до поступления.
➖ С какими плюсами и минусами ты столкнулся за время обучения?
➖ В ЕУ проходит большое количество интересных мероприятий (конференции, лекции, открытые семинары), полезных для обучения и написания научной работы, – остается только успевать ходить на них. Есть также ряд приятных праздников – День первокурсника, факультетский и общеуниверситетский Новый год, День ЕУ. Танцы, песни, разговоры... Радует также возможность свободного посещения курсов других факультетов – я захаживал к антропологам, побывал на курсах о современной политической теории.
➖ Оправдались ли твои ожидания от учебы в Европейском?
➖ В силу того, что я ходил вольнослушателем на факультет, я примерно понимал, что собой представляет учебная программа. Я ожидал атмосферы свободного диалога, индивидуального подхода и заточенности магистерской программы под исследовательский проект. В общем-то я это и получил – неприятных сюрпризов, к счастью, не было.