Репост из: Афиша
Но что же, приступим:
почему из «Игры престолов» не получилось великий сериал?
Наверное, восемь сезонов это слишком много. Не бывает хороших драматических сериалов на восемь сезонов (Малдер и Скалли подтвердят, у них у самих одиннадцать). Но дело даже не в неприлично раздутом хронометраже, а в том, что «Игра престолов» — это не один, а два сериала. Девять лет назад все начиналось как брутальное дарк-фэнтези про мрачное Средневековье, из которого ушла магия, а закончилось как голливудская сказка про победивший тиранию Вестерос, из которого тоже ушла магия, но по совсем другим причинам. Этот слом наметился после пятого сезона, когда закончились книжки Джорджа Р.Р. Мартина и шоураннеры стали писать сериал по его черновикам и подсказкам. В этот момент «Игра престолов» из «русской рулетки» (когда не знаешь, какому персонажу в следующей серии снесет голову) превратилась в респектабельное шоу, в котором пророчества сбываются — пусть и не в том порядке и не так, как мы себе это представляли (валонкор, Азор Ахай).
Наверное, слишком оптимистично было ждать чуда от восьмого сезона. Единственная его несомненная удача — это режиссура Мигеля Сапочника, который в третьей и пятой серии сумел придумать вокруг битвы за Винтерфелл и Королевскую гавань всякие крутые концептуальные штуки (а именно зомби-боевик а-ля «Обитель зла» и фильм-катастрофу а-ля «Помпеи») — то есть он сделал свое кино внутри натурального драматургического бардака. Сценаристы же весь сезон страдали фигней и написали какую-то адскую халтуру. Главный факап: в ней совсем нет драмы. Она только обозначена, но не раскрыта.
Что же касается главных героев (Дейенерис Таргариен и Джона Сноу), то они стали совершенно пластмассовыми. У Эмилии Кларк и так очень ограниченный актерский диапазон (она прикольная типажная артистка, но не Марлон Брандо), а сценаристы поставили перед ней сложнейшую задачу: сыграть переход на темную сторону Силы. Но, в отличие от Хейдена Кристенсена в «Мести ситхов», она с ней не справилась! Поэтому, когда Джон Сноу идет убивать Дейенерис, не чувствуешь ничего, кроме разочарования. Их мотивации смешны, а сюжетны арки — ужасны. То ли у сценаристов не хватило времени, то ли мастерства, но отъезд Джона на север напоминает дешевую версию отплытия Фродо в Валинор во «Властелине Колец». И тут, в духе Антона Долина, можно резонно заметить: а разве «Игра престолов» и не является дешевой версией «Властелина Колец»?
На самом деле нет. Тут я позволю процитировать своего друга и автора Арсений Омельченко, который все отлично сформулировал в нашей с ним переписке: «Есть важный аспект, который нельзя упускать в анализе «ИП». Мартин никогда не был дешевой пародией на «Властелина Колец»! Потому что Толкиен никогда не писал о Средневековье. Он конструировал универсальное пространство сказочного эпоса с его размахом и его железной драматургической логикой — величественной и прекрасной. А Средневековье — это совсем другая история, в которой нет единой власти и нет единой драматургической основы. Средневековье — это не процесс развития, это застой. Клубок змей, в котором каждый цепляет друг друга и тянет на дно всех, кто осмелится над этим подняться. Там ни у кого нет своей правды, у каждого есть свой тупизм. В определенной степени это возня тоже завораживает, на ней всегда и строилась магия «Игры престолов» — и сериала, и книг. Мартину очень точно получилось передать эту логику, что является безусловной удачей. Шоураннеры же взяли всю эту механику, сильно ее облегчили и сделали из нее аттракцион. То есть по рельсам ехал цирковой вагон, потом рельсы закончились, а цирк остался. К концу из этого шапито решили сделать «эпичный финал», но он не получился».
почему из «Игры престолов» не получилось великий сериал?
Наверное, восемь сезонов это слишком много. Не бывает хороших драматических сериалов на восемь сезонов (Малдер и Скалли подтвердят, у них у самих одиннадцать). Но дело даже не в неприлично раздутом хронометраже, а в том, что «Игра престолов» — это не один, а два сериала. Девять лет назад все начиналось как брутальное дарк-фэнтези про мрачное Средневековье, из которого ушла магия, а закончилось как голливудская сказка про победивший тиранию Вестерос, из которого тоже ушла магия, но по совсем другим причинам. Этот слом наметился после пятого сезона, когда закончились книжки Джорджа Р.Р. Мартина и шоураннеры стали писать сериал по его черновикам и подсказкам. В этот момент «Игра престолов» из «русской рулетки» (когда не знаешь, какому персонажу в следующей серии снесет голову) превратилась в респектабельное шоу, в котором пророчества сбываются — пусть и не в том порядке и не так, как мы себе это представляли (валонкор, Азор Ахай).
Наверное, слишком оптимистично было ждать чуда от восьмого сезона. Единственная его несомненная удача — это режиссура Мигеля Сапочника, который в третьей и пятой серии сумел придумать вокруг битвы за Винтерфелл и Королевскую гавань всякие крутые концептуальные штуки (а именно зомби-боевик а-ля «Обитель зла» и фильм-катастрофу а-ля «Помпеи») — то есть он сделал свое кино внутри натурального драматургического бардака. Сценаристы же весь сезон страдали фигней и написали какую-то адскую халтуру. Главный факап: в ней совсем нет драмы. Она только обозначена, но не раскрыта.
Что же касается главных героев (Дейенерис Таргариен и Джона Сноу), то они стали совершенно пластмассовыми. У Эмилии Кларк и так очень ограниченный актерский диапазон (она прикольная типажная артистка, но не Марлон Брандо), а сценаристы поставили перед ней сложнейшую задачу: сыграть переход на темную сторону Силы. Но, в отличие от Хейдена Кристенсена в «Мести ситхов», она с ней не справилась! Поэтому, когда Джон Сноу идет убивать Дейенерис, не чувствуешь ничего, кроме разочарования. Их мотивации смешны, а сюжетны арки — ужасны. То ли у сценаристов не хватило времени, то ли мастерства, но отъезд Джона на север напоминает дешевую версию отплытия Фродо в Валинор во «Властелине Колец». И тут, в духе Антона Долина, можно резонно заметить: а разве «Игра престолов» и не является дешевой версией «Властелина Колец»?
На самом деле нет. Тут я позволю процитировать своего друга и автора Арсений Омельченко, который все отлично сформулировал в нашей с ним переписке: «Есть важный аспект, который нельзя упускать в анализе «ИП». Мартин никогда не был дешевой пародией на «Властелина Колец»! Потому что Толкиен никогда не писал о Средневековье. Он конструировал универсальное пространство сказочного эпоса с его размахом и его железной драматургической логикой — величественной и прекрасной. А Средневековье — это совсем другая история, в которой нет единой власти и нет единой драматургической основы. Средневековье — это не процесс развития, это застой. Клубок змей, в котором каждый цепляет друг друга и тянет на дно всех, кто осмелится над этим подняться. Там ни у кого нет своей правды, у каждого есть свой тупизм. В определенной степени это возня тоже завораживает, на ней всегда и строилась магия «Игры престолов» — и сериала, и книг. Мартину очень точно получилось передать эту логику, что является безусловной удачей. Шоураннеры же взяли всю эту механику, сильно ее облегчили и сделали из нее аттракцион. То есть по рельсам ехал цирковой вагон, потом рельсы закончились, а цирк остался. К концу из этого шапито решили сделать «эпичный финал», но он не получился».