Сходила на
"Декабристок" в Такой театр.
Наверное, стоило сразу обратить внимание, что это совместный проект ТТ и Part Academy. Из проф актрис там только Юля Гришаева, остальные девочки либо ещё учатся, либо уже отучились на актёрке. И при всём уважении к Part Academy (сама там проходила курсы), разница... ощутима. И тема вроде бы важная, и постановка неплоха с точки зрения сценографии и идеи, но лыжи не очень едут.
Статичная сцена паспортного контроля (в лице Гришаевой), на котором каждую декабристку подвергают допросу - имя, фамилия, к кому едете, знаете ли, что он преступник, представляете ли, что вас там ждёт, куда вы едете, что вы там забыли. Ключевой вопрос -
"зачем?", и на нём можно было бы очень здорово развернуть разные мотивации, разные внутренние переживания. Может быть, оно и задумывалось изначально, но из-за отсутствия опыта получается, что все декабристки просто едут
"потому что я должна быть с мужем". Не очень помогают и берущие крупным планом камеры. И сама Гришаева, которая играет так, что тебя обжигает её горькой ироничной безысходностью.
- Зачем вы приехали в Россию.
- Работать.
- В России?..
Кем? - спрашивает она с едва уловимым сарказмом, в котором сквозит её полное понимание ситуации и этой будки с безжалостным светом и двухглавым орлом над стекло. Как она прячет сострадание за холодной маской. Как пытается не дать им погубить свою жизнь, а из оружия против оголтелой бесформенной идеи у неё только канцелярит и усталые голубые глаза.
Наверное, тут напрашивается параллель с современностью - и в тематике, и в стилистике, и в разговорах - но я только головой до неё дошла, настолько меня загрузила невыразительнось диалогов из серии
"- Вы знаете, что ваш муж - преступник? - Это вы так считаете, я считаю что он герой". До противостояния индивидуальности и системы тоже доходишь головой, а такого быть не должно. Ты должен сидеть как мешком по голове ударенный от внезапного узнавания и пронзительного чувства причастности.
В целом, как способ рассказать про декабристок (тем, кто про них не знает), работает неплохо - представляют их, мужей, что сделали, в чем обвиняются, как дальше сложилась судьба. Я понимаю, что это очень мощная и многогранная тема, там про каждую из них можно было бы ставить целый спектакль, и не один, а в режиме каледойскопа лиц сделать это ещё труднее. Текст выучен, титры работают, характеры приподоткрылись. Может быть, потом девочки разыграются, но пока что смотреть тяжеловато.