Община.
Такая форма устройства общества, как община, напрямую связана с внутренними качествами – добротой, уважением, совестливым отношением к делам. Зачастую эти качества восхищали и европейцев, ведь община, как общественная формация строилась на единении, на общности, на понимании, что за любой внешней формой стоит внутреннее содержание.
Индийская культура, например, никогда полностью не принимала индивидуализм и конкуренцию в качестве экономического базиса социума – но и не отвергала их полностью. Родственники объединялись в общины, а общины составляли общество. В общине поддерживалось равенство. От каждого требовался труд в меру способностей, под управлением авторитетных руководителей, в согласии с принципами морали. Член общины, независимо от степени своего вклада в общее благосостояние, наравне со всеми вкушал последствия процветания и нужды. Это был своего рода «локальный социализм». Закон не принуждал человека оставаться в общине. Но до тех пор, пока индивид оставался членом общины, он должен был заботиться об ее интересах.
Социалистическая идеология вызывает серьезные возражения индивидуалистов, приверженцев капиталистической системы устройства общества. Идея общины является очень старым компромиссом между этими двумя системами. Проблеме тысячи лет, и примерно столько же – попыткам ее решения. Если кто-то считает, что есть недостатки в зависимости человека от общины, то не меньше их и в американском индивидуалистическом обществе. Сторонники последнего с этим согласны, но утверждают, что следует выбирать меньшее из зол, и предлагают различные средства и ухищрения для смягчения недостатков. Но они, при этом, в лучшем случае лукавят, так как невозможно устранить недостатки капиталистической системы, потому что «нет такого преступления, на которое капитал не пойдёт ради 300 % прибыли».
Вместе с тем, в идее общины значительно меньше недостатков, если они вообще есть, ведь община – это проявление Космических законов. А приписываемые недостатки – игра невежества. Община объединяет не только родственников. Тамильское слово «чуррам», например, не обязательно переводится как «родственники». Оно относится и к другим близким и дословно означает «те, кто вокруг». А теми, кто вокруг, могут быть и односельчане, и группа, объединившаяся вокруг общего дела.
Первое необходимое условие построения общины – добровольность. И этот принцип устраняет все противоречия и недостатки. Община – это коллектив, не только трудящийся над выполнением одной задачи, но одновременно и самовоспитывающий.
Каждая община должны иметь цель – материальную и духовную, причем определение её возможно не сразу.
Вторым условием при создании общины должно являться равномерное распределение дохода. Если общинники договорились о затраченном времени на общую работу и распределили обязанности, то дополнительная энергия, затрачиваемая работником, его сверхурочное время и работа является его личным, благородным делом. Но благородность – качество, наиболее ценимое Высшими силами, и потому благодарность за излишний труд и энергию, вкладываемую в общее дело – испытание на проявление качества благодарности.
Несомненная польза и путь в будущее – вот, что такое община, построенная на правильно понимаемых всеми исходных принципах.