Репост из: Babel books TLV
В реальности великий шведский ботаник Карл Линней был верующим рационалистом – он был убежден, что мир таков, каким его создал Бог, что новых видов возникнуть не может, и об этом он написал свою главную книгу, которая называлась «Система природы» и над которой он работал всю жизнь. В книге шведского писателя Магнуса Флорина «Сад» шведский ботаник Карл Линней разделяет мир на две равные части, и одну – птицы, насекомые, млекопитающие, растения и камни – оставляет себе, другую – амфибии, рептилии, земноводные и рыбы – отдает своему другу Петру Арктедию, который потом уедет в Амстердам и будет писать оттуда пространные письма. Линней же останется, чтобы вести бесконечные диалоги с мудрым Садовником, наставлять двадцать восемь учеников-апостолов и каталогизировать мир, застывший, словно муха в янтаре, в воображении Создателя – один из учеников, как и положено, предаст учителя, открыв новый вид невдалеке от сада своего наставника, соседские козы разрушат возведенную ученым стену, призванную защитить хрупкий мир, выбранный Линнеем для жизни, а сам Линней перед смертью поймет ошибочность своего учения, но не откажется от него, потому что так и не сможет отделить сон от реальности.
Но крошечный роман Магнуса Флорина «Сад» (пер. Нины Федоровой) – не жизнеописание великого ботаника. Поэтическая проза, невозможно красивая и без ясного сюжета, – фантазия, точная в деталях и фантастическая (фантасмагорическая) в общем. Флорин бережно работает с мелочами, от названий речушек до количества пуговиц на костюме Линнея или цвета его глаз, но плетет свое повествование из видений, обрывков линнеевых лекций и бесконечных разговоров с Садовником, разрушающим идеалистические представления ученого – ученого, в своих заблуждениях похожего на ребенка, не желающего видеть истинную картину мира и живущего в придуманной Создателем сказке, окруженной пределами воображаемого райского сада – сада, который все равно рано или поздно придется покинуть.
«Дни идут. Осень. Холодный утренний воздух пахнет ржавыми гвоздями». Потрясающе красивая маленькая проза.
Но крошечный роман Магнуса Флорина «Сад» (пер. Нины Федоровой) – не жизнеописание великого ботаника. Поэтическая проза, невозможно красивая и без ясного сюжета, – фантазия, точная в деталях и фантастическая (фантасмагорическая) в общем. Флорин бережно работает с мелочами, от названий речушек до количества пуговиц на костюме Линнея или цвета его глаз, но плетет свое повествование из видений, обрывков линнеевых лекций и бесконечных разговоров с Садовником, разрушающим идеалистические представления ученого – ученого, в своих заблуждениях похожего на ребенка, не желающего видеть истинную картину мира и живущего в придуманной Создателем сказке, окруженной пределами воображаемого райского сада – сада, который все равно рано или поздно придется покинуть.
«Дни идут. Осень. Холодный утренний воздух пахнет ржавыми гвоздями». Потрясающе красивая маленькая проза.