В жизнеописании Ахмада бин Ханбаля сказано о его удивительном стремлении к знаниям и его аскетизме. Однажды Ахмад обучался целый год у известного йеменского ученого Абд ар-Раззака ас-Санънани. Денег у шейха Ахмада практически не было, да и те, что были, в конце концов, закончились. В один из дней Абд ар-Раззак ас-Санънани поставил имама Ахмада впереди себя на молитве, но имам ошибся, совершив после этого саджда ас-сахву (земной поклон для исправления ошибок в намазе). Когда Абд ар-Раззак спросил его о причине ошибки, Ахмад долго уклонялся, говоря что не хочет раскрывать причину, не хочет говорить об этом. Однако, после долгих расспросов учителя, имам Ахмад признался, что ошибся по причине того, что не ел уже больше трех дней. Он просто был на грани голодного обморока. Тогда Абд ар-Раззак ас-Санънани прислал Ахмаду 100 дирхамов. Но шейх Ахмад был известен тем, что не брал денег и подарков ни от кого из людей, всегда отказываясь от почестей правителей, чтобы не быть им ничем обязанным. Также имам Ахмад поступил и в случае с искренним даром своего учителя. Голодая, он всё же вежливо отклонил эти деньги, велев передать, что если бы брал деньги от людей, то от шейха Абд ар-Раззака он взял бы их в первую очередь. После этого Ахмад бин Ханбаль отправился на рынок Саны, где продавались продукты. Там он снял свои единственные сандалии, продал их, а на вырученные деньги купил хлеб, чтобы поесть. Таким был имам Ахмад и этот случай характеризует его как человека. Из принципиальности и твердости проявленной в одном вытекала принципиальность и твердость во всём.
Я невольно вспомнил на этом месте современных придворных ученых, имеющих на своих счетах миллионы долларов. Они знают историю имама Ахмада лучше меня. Но понимают ли они мотивацию этого (и многих других) поступка Ахмада бин Ханбаля в полной мере? Они ведь не испытывали нужды ни в чём долгие годы, большинство ни дня не были на рибате. Их бытовые тяготы (если таковые и были) связаны с далёким прошлым, когда эти ученые были молоды и еще не находились в окружении почёта и славы. Теперешние их заботы и заботы остальной Уммы всё больше становятся похожи на две параллельные прямые — они не пересекаются. Почему так происходит? Потому что, наверное, это самое сложное — не поддаться на искушения этого мира, довольствоваться мАлым когда тебе предлагают бОльшее, не променять свою религию на восседание на шелковых подушках, обшитых золотом, утешаясь иллюзией о служении Исламу и Умме. Далеко не каждый справляется с таким прессом, более того многие забывают к чему изначально они стремились. Искренние намерения тонут среди потока жизненных благ, увернуться от которых бывает сложнее, чем подчиниться этому потоку, будучи им подхваченным и унесенным от истины к заблуждениям. Ахмад бин Ханбаль такие вопросы решал проще
А еще читая про имама Ахмада у меня появилось много вопросов. К себе также появились вопросы, но здесь я приводить их не буду. Это же не личный дневник, а вопросы к себе всегда личные. У меня появились и вопросы другого характера. Может ли правитель мусульманской страны, состоять в союзе с явным врагом мусульман и содействовать ему в борьбе с мусульманами? Может ли ученый закрывать глаза на явный куфр правителя, если существует риск потерять всё — имущество, свободу и даже жизнь? Может ли человек, претендующий на звание ученого, обманывать людей для получения гуманитарки, находясь при этом в глубоком тылу и, одновременно с этим обманывать других людей, что он является муджахидом не сходящим с рибатов?
Ответ очевиден. И у каждого он свой.