Шаропоезд — поезд монорельсовой конструкции, созданный инженером Н. Г. Ярмольчуком в 1932—1934 годах. Поезд двигался на шарообразных колесах с встроенными в них электродвигателями, которые располагались в полукруглых желобах под деревянной платформой (в полномасштабном проекте платформа должна была быть бетонной).
Масштабная модель (1/5) поезда, построенная для испытаний концепции этого транспортного средства, развивала скорость до 70 км/ч. Предполагалось, что полномасштабная конструкция будет достигать скорости до 300 км/ч.
В марте 1931 года нарком В. В. Куйбышев ознакомился с опытной установкой, и уже в апреле коллегия Наркомата путей сообщения приняла решение в кратчайшие сроки организовать производство опытного шаровагона и испытательного шародрома. Уже в августе 1933 года Совнарком принял постановление:
"О строительстве опытной железной дороги по системе Ярмольчука Н. Г. в направлении Москва — Ногинск".
Однако проблемы, присущие всем монорельсовым системам (дороговизна, сложность стрелок и т.д), а также проблемы с обледенением желоба зимой так и не были решены, и проект через несколько лет работ отменили.
Один из испытателей вспоминал:
"Когда я влез в узкий вагончик, меня мучили сомнения. Мне казалось, что поезд на быстром ходу должен соскочить с лотка, обязательно перевернуться. Ничего такого не случилось. Мягко, чуть покачиваясь, без привычного железного перестука колёс, поезд глотал пространство. На кривых он автоматически наклонялся, сохраняя равновесие, подобно велосипеду."
Масштабная модель (1/5) поезда, построенная для испытаний концепции этого транспортного средства, развивала скорость до 70 км/ч. Предполагалось, что полномасштабная конструкция будет достигать скорости до 300 км/ч.
В марте 1931 года нарком В. В. Куйбышев ознакомился с опытной установкой, и уже в апреле коллегия Наркомата путей сообщения приняла решение в кратчайшие сроки организовать производство опытного шаровагона и испытательного шародрома. Уже в августе 1933 года Совнарком принял постановление:
"О строительстве опытной железной дороги по системе Ярмольчука Н. Г. в направлении Москва — Ногинск".
Однако проблемы, присущие всем монорельсовым системам (дороговизна, сложность стрелок и т.д), а также проблемы с обледенением желоба зимой так и не были решены, и проект через несколько лет работ отменили.
Один из испытателей вспоминал:
"Когда я влез в узкий вагончик, меня мучили сомнения. Мне казалось, что поезд на быстром ходу должен соскочить с лотка, обязательно перевернуться. Ничего такого не случилось. Мягко, чуть покачиваясь, без привычного железного перестука колёс, поезд глотал пространство. На кривых он автоматически наклонялся, сохраняя равновесие, подобно велосипеду."