В вышедшей в 2019 году дебютной полнометражной картине режиссера Наримана Алиева, украинца крымскотатарского происхождения, говорят на трех языках: на украинском, крымскотатарском и русском. "Додому/Evge/Домой" — роуд-муви, тяжелое, пыльное, с горьким привкусом таблеток и отчетливо пахнущее формалином кино.
Мустафа и Алим — отец и сын. Назим — сын и брат. Первые везут второго из Киева в Крым, чтобы похоронить. Назим погиб на войне на востоке Украины, но его смерть — это монотонный голос из новостей по радио, будничное зачитывание цифр из военных сводок. Это фильм не о потере близких и не о борьбе между людьми, а об обретении себя, ради которого приходится, отрывая по пути куски, прорываться обратно к дому.
Человеку, находящемуся вне культурно-политического контекста, затрагиваемого в фильме, вероятно, сложно будет осознать до конца некоторые тонкости. Я имею в виду себя и тех, кто так же постыдно мало знает о депортации крымских татар и об их последующей репатриации; история отношений Мустафы с украинским языком и украинскими же родственниками мне лично осталась не совсем ясной. Если же зритель в этой теме разбирается — тем лучше. Впрочем, есть вещи, которые понятны будут и без слов в принципе, понятия настолько универсальные, что воспринимаются на уровне, отличном от прямолинейных вербальных конструкций. Самый очевидный пример — это вечно актуальные отношения отцов и детей, здесь представленные исполнителями главных ролей Ахтемом Сейтаблаевым и Ремзи Биляловым. Дуэт, надо сказать, насколько органичный, настолько же и неожиданный; Сейтаблаев — личность довольно медийная, известный киноактер, режиссер и ведущий. Билялов — непрофессиональный артист, успевший у того же Алиева до этого сняться в короткометражке, по совместительству — двоюродный брат режиссера. О кумовстве здесь говорить не приходится; во-первых, исполнителю роли Алима нужно было владеть украинским и крымскотатарским языками, что несколько сужало возможный кастинг, во-вторых, к Билялову не придраться. Финальная сцена фильма, пронзительная, удушающе-невыносимая — то еще испытание для любого актера, и он его выдержал. Роль, впрочем, писалась под него исключительно. Не делает скидки актерским способностям Билялова, но лишний раз напоминает о том, что на его месте другого быть не могло.
Сценарий разрабатывался режиссером при помощи сценаристки Марыси Никитюк. Драматургия, стоит признать, кое-где провисает, но на полтора часа фильма провисаний таких не более пары минут. Остальное время, как и положено, зритель находится в напряжении, причем непонятно чем вызванным. Первая половина картины — штиль в пасмурный день. Тучи сгущаются ближе к середине, чем дальше, тем темнее, а затем вспыхивает пламя (спойлер: вполне буквально), но ожидаемой свежести после бури не наступает. Легче не становится.