Крепостнические отношения


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Познавательное


О крепостных и рабах в XVIII–XIX вв.

Связанные каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Статистика
Фильтр публикаций


Савва Текели (1761–1842) (srb; eng) – сербский общественный деятель, первый сербский доктор права, посетивший Россию в 1787–1788, а также в 1811–1812 и 1816 годах. В журнале "Русский архив" за 1878 год Нил Попов опубликовал пересказ мемуаров Текели с отдельными цитатами из источника (текст доступен по ссылке). Савва отправился в Россию по приглашению своего дяди Петра Абрамовича Текели, который перешел в российское подданство еще в 1747 г., участвовал в различных кампаниях и достиг чина генерал-аншефа. В 1775 г. именно этот дядя, по приказу Екатерины II, ликвидировал легендарную Запорожскую сечь... Основные владения П.А. Текели располагались около Новомиргорода, бывшей столицы Новой Сербии, на фронтире Российской империи, вблизи границ Речи Посполитой и Османской империи. Следовательно, по прибытии в Россию, Савва тут же оказался у своего дяди:
"Таможенный офицер, взглянув на паспорт Саввы, велел немедленно пропустить его, а сам послал гонца к генералу Текели, жившему тогда в Миргороде [прим. – Новомиргороде], с известием о приезде его племянника. Двор Петра Текели находился на южном крае города. Во дворе стоял большой дом. Большая дорога шла вдоль дворовых служб, и по ней поселено было 70 Черногорских семейств, между коими еще слышался Сербский говор. С восточной стороны Текелиева двора построено было 16 хат, в которых жили крепостные генерала, переселенные из его Витебских деревень и обязанные работать около дома и сада".

Отсюда Савва начинает долгое путешествие по России, которое началось в мае 1787 г. и завершилось в сентябре 1788 г. В пути Савва делает множество наблюдений, которыми делится в своем травелоге, например, о крепостных:
"Тула удовлетворила Савву тем, что он встретил в ней первый трактир, но за то удивила его необычным общественным явлением. Когда он вышел на площадь, то увидал до сорока девиц, стоявших толпою, и спросил проводника, что они тут делают, о чем шумят? «Продаются», был ответ. – «Что? Разве люди продаются как скотина?» спросил Савва. «А подите к ним сами», отвечал стражмейстер. На вопрос Саввы девицы заговорили на перебой: «купи нас, господин, купи!» Савву ошеломил веселый вид, с каким девицы говорили о собственной продаже; но он попробовал спросить их: «а пошли бы вы за мной, куда бы я вас не повел?» - «Нам все равно – вам или другому служить», был ответ. По поводу такой встречи Савва Текели пустился сравнивать обычаи Русские и Венгерские. Но так как размышления не объясняли местных обычаев, то пришлось удовлетворить свое любопытство разспросами проводника. Тот, как видно, был знаток Русской народной жизни и рассказал Савве следующее: «Эти девки из крепостных, которых здесь называют крестьянами. Крепостные люди не имеют ничего, кроме души, остальное все помещиково. Помещик может продать мужа от жены, жену от мужа, детей от родителей, избу, корову, даже одежду их может продать. Однако же помещики умеют оберегать и защищать крепостных, которые такому помещику не пожалеют ничего отдать; а бывают между крепостными и очень богатые люди»".
"...в последствии Савва познакомился и с другими сторонами крепостного быта и вот как записал о них в своей автобиографии: «Правда, что бывают и такие негодяи, которые ставят на карту своего крепостного и проигрывают его, или отпускают красивых девиц в Москву и Петербург зарабатывают нечестным трудом деньги с условием, чтобы платили своему господину по 100 и по 200 рублей в год, и тогда могут свободно заниматься своим ремеслом, чему я не верил; но один майор познакомил меня с такою»" (как комментировал В.И. Семевский, такие высокие поборы были явлением исключительным).

Попов Н.А. Савва Текели в России (1787–1788) // Русский архив. 1878. Кн. 3. Вып. 12. С. 483–506; Петраков В. Разрушитель Запорожской сечи – генерал родом из Сербии // Сеоба Срба у Руско царство половином 18 века. Нови Сад, 2005. С. 254–264; представленная постом выше литография 1841 г. с изображением Саввы Текели.




Слуцкие пояса – символ Беларуси. А чьими руками они ткались изначально, в бытность Речи Посполитой? Ни больше ни меньше как людьми африканского или афро-латиноамериканского происхождения (конечно, наряду с белорусами-литвинами и другими ткачами). Об этом рассказывается в посте для Facebook белорусского историка Дениса Лисейчикова, который мы с помощью современных средств переводим с белорусского на русский:

"Афрослучанки и Афронесвижанки.
Максим Богданович в своем классическом стихотворении «Слуцкія ткачыхі» на удивление правильно подметил, что первыми ткачихами персидских поясов в Слуцке были подневольные девушки. Он ошибался лишь в их происхождении, хотя их действительно привезли на фабрику «ад родных ніў, ад роднай хаты».
В 1760 году темнокожие девушки стали первыми ткачихами на «персиарне» (фабрике «персидских» поясов) Яна Маджарского в Слуцке. Именно им ткать пояса поручил комендант города Александр Шиллинг после перевода фабрики из Несвижа в Слуцк.

Темнокожие рабы появились в Слуцке еще при Иерониме Флориане Радзивилле: негр Губерт, негр Войцех и негритянка София. Все они были танцовщиками балетной труппы миланского балетмейстера Антонио Путини.
Приблизительно в то же время в Несвиже у Михаила Казимира Радзивилла появились афронесвижанки. Уже в письме, датированном маем 1755 года, он писал, что с ними следует обращаться осторожнее, потому что «наш климат им не подходит». Однако в несвижский период деятельности фабрики Яна Маджарского (1757-1760) несвижские женщины производством поясов не занимались.

В декабре 1756 года в Слуцке проживали уже 8 негритянок и «старший негр». Старший негр был лично свободным человеком. Нам удалось найти «увольнение со службы негра Фридриха Августа..., который возвращается к своему отцу, живущему на острове Барбадос в Англии» за 1779 год (Иероним Флориан был тем еще троллем – Фридрихами Августами именовали саксонских курфюрстов, а позднее монархов Речи Посполитой Августа II и Августа III. А в псарне князя одну из собак, например, звали Ващилой. Был такой вождь антирадзивилловского крестьянского восстания в Кричевском старостве в 1740-х годах).

После смерти Иеронима Флориана в 1760 году труппа темнокожих актрис и танцовщиц в Слуцке осталась без дела. В освободившихся мушкетерских казармах разместилась переведенная из Несвижа персиарня. И первыми ткачихами там, по приказу коменданта, стали африканские девушки.
Встречаются записи о чернокожих женщинах и в метрических книгах Слуцкого костёла. Последние сведения о темнокожих рабах в городе, которые нам удалось найти, датируются 1786-м годом. Тогда на магнатских конюшнях еще работал «негр Алей».

На представленных портретах рядом с темнокожими слугами находятся Магдалена Чапская, супруга Иеронима Флориана Радзивилла, Слуцк, 1746 г., и Текла Ружа, сестра Михаила Казимира и Иеронима Флориана, 1720-е гг.
* * *
Об этом и многом другом вы можете прочесть в книге «Маджарские: армянский род в истории Беларуси». Ереван; Минск: Фонд «АНИВ»; НИАБ, 2023".




О женском вкладе в становление династии Морозовых. Из книги Наталии Филаткиной «Морозовы. Исторический портрет династии (конец XVIII - начало XX века)» (2022):

«Савва Васильевич Морозов (1770 – 1860), неграмотный крестьянский сын, происходивший из гуслицких старообрядцев, стал основателем фамильного дела крупнейших текстильных фабрикантов. Известно, что в юные годы Савва, как и многие его сверстники, рыбачил, работал пастухом, промышлял извозом. Однако со временем у него обнаружилась предпринимательская жилка. Первоначально он поступил работать ткачом на шелковую фабрику Кононова в деревне Зуево, затем стал заниматься перепродажей изделий гуслицких кустарей московским торговцам. Трудолюбивый и способный, он смог не только платить оброк барину, но и скопить некоторые средства. Добавив к ним деньги, полученные в приданое за женой Ульяной Афанасьевной, славившейся своим искусством красить товар, Морозов в 1797 году открыл собственное дело с капиталом в 5 рублей.

Знания супруги С.В. Морозова в области крашения тканей были «золотым запасом» семьи. Ведь во времена ручного ткачества при каждой, даже небольшой фабрике непременно имелось специальное помещение, так называемая «секретная», где колорист разрабатывал и тщательно хранил рецепты и составы красок, благодаря которым создавался тот или иной сорт ткани. Рецепты хранились в глубокой тайне и записывались шифром в специальной книге. От таланта и умения колориста зависела напрямую прочность окраски товара, что имело существенное значение при сбыте произведенной продукции.

Таким образом, работая не покладая рук, С.В. Морозов с женой и сыновьями сколотил солидный капитал, который позволил ему выкупиться из крепостной зависимости вместе с семейством.

В материалах очередной переписи населения за 1834 год имеется запись, что Василий Федоров [Морозов], его сын Савва с четырьмя детьми отпущены на волю помещиком Рюминым в 1821 году за 17 тысяч рублей. В 1834 году Василий Федорович Морозов записался богородским мещанином, а его сын, Савва Васильевич, числился среди купцов г. Богородска» (с. 9-10).

Добавляю к сообщению две биографических статьи из «Поколенной росписи Морозовых по мужской линии», подготовленной Наталией Филаткиной (с. 350). Здорово, что в последнее время выходят увлекательные книги о купечестве. Можно вспомнить «Купчихи, дворянки, магнатки: Женщины-предпринимательницы в России XIX века» Г.Н. Ульяновой, «Московское купечество. Династии, усадьбы и деяния» В.Г. Глушковой, «Династия Хлудовых. Наследие и наследники московских купцов» Д.П. Абрикосова, есть и другие работы. Возможно вы читали что-то о купцах за последние годы? Ведь в историях о российских купцах часто проглядывают уши их крепостных пращуров, поднимается вопрос об использовании крепостного труда на фабриках.




В своей работе «Корсары султана. Священная война, религия, пиратство и рабство в османском Средиземноморье, 1500-1700 гг.» Эмрах Сафа Гюркан (Emrah Safa Gürkan) рассматривает множество аспектов истории османских корсаров. Среди них - этнический и религиозный состав, географическое происхождение османских корсаров (пиратов), особенности строения их кораблей, структура корабельных сообществ, повседневная жизнь корсаров, формальные и неформальные правила, регулирующие их деятельность, военные хитрости, с помощью которых пираты совершали успешные набеги, экономика корсаров и их взаимодействие с государственной властью.

Мы узнаем многое о рабах, которых захватывали и продавали корсары, которые служили у них на кораблях и порой устраивали бунты. В отличие от галер флота Османской империи, на корсарских галерах количество рабов превышало количество вольноподданных. Как отмечает автор: «...пираты не обладали такими человеческими ресурсами, как любая из огромных империй, а приняв к себе тысячи свободных мусульман, они столкнулись бы с непреодолимыми экономическими тяготами». Невольников, которых держали на кораблях, намертво заковывали в кандалы, чтобы пресечь возможные восстания. Гребцы-невольники на кораблях корсаров были, в значительном числе, уроженцами Западного Средиземноморья. Например, на галере бейлербея Триполи, захваченной мальтийцами в 1590 году, среди 165 христиан, запросивших паспорта для возвращения на родину, 77 невольников были итальянцами, а 40 – испанцами (в то время как во флоте Османской империи преобладали рабы-славяне).

Согласно венецианской пословице: «Галера без гребца что тело без души». Гребцы составляли 75% экипажа галеры. Строительство судна стоило гораздо дешевле, чем содержание экипажа. «К примеру, в 1616 году герцогу Осуне строительство трех галер обошлось в 38 723 экю, а содержание на них шестисот шестидесяти рабов – в 85 800». Большую трудность представлял набор искусных гребцов. Если они теряли ритм, это могло поставить под угрозу и судно, и их собственные жизни. «Например, в 1671 году катастрофа постигла французскую галеру: ошибки гребцов и неопытность надсмотрщиков привели к тому, что четыре человека распрощались с жизнью, еще пять остались калеками». Корсары не рисковали поручать свою судьбу неопытным гребцам. Оценивая размер добычи, полученной после грабежей кораблей и прибрежных поселений, пираты придавали особое значение выносливым рабам, искусно владевшим искусством гребли, «и лишь тех, кто не привык к веслу, позволяли выкупать, переводили на сушу или же, как жаловался секретарь венецианского байло, перепродавали в Анатолию».


Репост из: История и истории
На вилле Чивита Джулиана в 600 метрах от городских стен Помпей археологи обнаружили комнату, в которой в 79 году н.э. (когда на город обрушился гнев Везувия) проживали рабы. Интерьеры, как несложно предположить, весьма и весьма минималистичны. В наличие: два топчана (на одном из них сохранились остатки сетки), парочка простеньких деревянных шкафов, имевших некогда благородный красный цвет, несколько керамических сосудов. Раньше в этих амфорах наверняка хранилось что-то полезное, теперь же там обнаружили останки двух мышей и крысы. Грызуны, видимо, пытались укрыться от надвигающегося жара вулкана в глиняных сосудах и остались там навеки.

Что интересно, в рабской комнате не нашли следов каких-либо решеток, замков или цепей. «Похоже, что контроль над обитателями этого помещения в первую очередь осуществлялся посредством внутренней организации рабства, а не физических барьеров и ограничений», - сделал вывод директор Археологического парка Помпей Габриэль Цухтригель. #рим #археология


Репост из: ЯРОШЕНКО 🇺🇦 НМТ Історія України istzno.dp.ua
Основний наслідок революції 1848 р. в Австрійській імперії для селян:
Опрос
  •   зменшення повинностей
  •   зменшення податків
  •   наділення землею
  •   скасування панщини
441 голосов


Репост из: ЯРОШЕНКО 🇺🇦 НМТ Історія України istzno.dp.ua
Які форми протесту селян Наддніпрянщини проти соціального гноблення були характерними для першої пол. XIX ст.? ​1. Демонстрації 2. Звернення до парламенту 3. Підпали поміщицьких маєтків 4. Політичний терор 5. Відмова відбувати панщину 6. Втечі з маєтків
Опрос
  •   1, 2, 4
  •   3, 5, 6
  •   1, 4, 5
  •   2, 3, 6
448 голосов


Репост из: Рыба Лоцман
Так часто читаю, будто хвалить прозу иносгента и уголовника Дмитрия Глуховского меня вынуждают исключительно "идеологическая солидарность", "продажность" и другие нехорошие вещи, что нет-нет да и отчаюсь. А потом вот читаю такое у умного человека - и нет, пожалуй, продолжу в том же духе. Рано отчаиваться.

https://t.me/desnitsky/1317


Солидарен с автором "Библия: Что было «на самом деле»" и с Галиной Юзефович.
"Текст" Глуховского – яркое произведение о довоенной Москве, о переписках в интернете/по сотовой связи, которые заменяют для нас живое общение, о психологической травме, о грамотно спланированной мести и последующей неопределенности, о пучине, в которую погружается человек после убийства другого человека.


Репост из: История Москвы
В произведении «Муму» И.С. Тургенев описывал реально существующий дом - это был дом его матери Варвары Петровны Тургеневой. И история про утопленную собаку тоже оказалась не просто фантазией автора. Такие события действительно происходили в доме Варвары Петровны. Прототипом Герасима же стал крепостной Андрей по прозвищу Немой. Только вот после случившегося он не ушел, а остался служить барыне. Вот как описано это здание в самом рассказе: «В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней». Дом до сих пор стоит на Остоженке, внутри него открыли музей Тургенева и его семьи, но в народе здание зовут «Домом Муму».


"...Современники вспоминают, что прообразом главного героя рассказа – глухонемого Герасима, послужил немой Андрей – дворник в доме Тургеневых. В.Н. Житова, воспитанница матери Тургенева, в своих воспоминаниях указывает, что Герасим в знаменитой повести «Муму» есть не кто иной, как немой Андрей, принадлежавший Варваре Петровне Тургеневой. Двоюродная сестра писателя Е.Н. Конусевич также называет в качестве прообраза Герасима крепостного В.П. Тургеневой, который был «дворником в Спасском, возил воду, колол дрова, топил в доме печи».

По словам Житовой, Варвара Петровна привезла Андрея в своё имение из деревни Сычи, что в 25 верстах от Спасского. Е.Н. Конусевич вспоминает, что это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой он поднимал десять пудов». Но не столько внешние данные Андрея пленили Варвару Петровну, сколько его физический недостаток. Она посчитала, что это придаёт ему «оттенок оригинальности» и тут же решила судьбу бедного Немого.

По воспоминаниям Житовой, Варвара Петровна «щеголяла своим красавцем-дворником». «Одет он был всегда прекрасно, — пишет она, — и кроме красных кумачовых рубашек никаких не носил и не любил». Своеобразным подтверждением тому является сохранившийся документ «Сундук при гардеробе госпожи». На странице 33 отмечено, что «шнурку чёрного 20 аршин» выдано «дворнику Немому на отделку красной рубашки». Отъезжая на зиму в Москву, Варвара Петровна забирала с собой и красавца-дворника. По словам В.Н. Житовой, в Москве «зелёная блестящая бочка и красивая серая в яблоках как заводская лошадь, с которыми Андрей ездил за водой, были очень популярны у фонтана близ Александровского сада. Там все признали тургеневского Немого, приветливо его встречали и объяснялись с ним знаками»..." (цитата с сайта Орловского литературного музея; материал на ту же тему с сайта московского Пушкинского музея, филиалом которого является Дом-музей И.С. Тургенева).


Репост из: История и истории
Если присмотреться, можно понять, что это не просто лес, а узкая липовая аллея, сейчас, правда, несколько потерявшая форму. До войны она вела к поместью Прасберг в Роминтской пуще. От поместья, увы, остались только руины. #калининград #пруссия


Когда-то в этих местах крепостные трудились на барщине (ссылка).


/Александр Невский и 1861 год/

Мифологизированный образ древнерусского князя Александра Ярославовича, одержавшего победу в Невской битве и Ледовом побоище (которые «не такие глобальные, как у нас их иногда представляют») присутствовал в памяти простого народа в XVIII-XIX веках. Фритьоф Шенк в своей работе о культурной памяти приводит этому свидетельства, а именно, упоминает зафиксированные фольклористами «Плач холопов», а также легенду, в которой Невский представлен как заступник перед богом. «Александр был примером и носителем надежд мы-группы, понимавшей себя в первую очередь как сообщество православных христиан-крестьян [...], видевших в «государстве» и землевладельцах потенциальных врагов». (Шенк Ф.Б. Александр Невский... М., 2007. С. 211, 234).

Пиетет крестьянства перед «добрым царем» из прошлого, как кажется, предварял его широкое почитание после 1861 года. В первые годы после освобождения крепостных в Российской империи появился целый ряд икон Невского, написанных в память об обретении воли (См.: 1; 2; 3). Невский, тем самым, был представлен не только как защитник Дома Романовых, но и как защитник простого народа.

Цитирую Д.В. Поленока: «Началом нового иконографического извода, по мнению Д. Мироненко, можно считать икону святого Александра Невского, написанную в мастерской В. М. Пешехонова в 1861 году (ныне хранится в Государственном музее Палехского искусства). Это самое раннее из известных на сегодняшний день изображений Александра Невского, посвященных памяти Александра II и освобождению крестьян от крепостной зависимости, о чем свидетельствует надпись на нижнем поле иконы: «В память освобождения крестьян от крепостного права помещиков 19 февраля 1861 года». Учитывая, что в этой мастерской нередко изготавливались иконы на заказ в больших объемах, можно предположить, что подобные изображения получили массовое распространение. Это послужило и образцом в создании подобного иконографического типа изображения Александра Невского в других иконописных мастерских.
Характерными особенностями данного типа икон является наличие императорских регалий (горностаевая мантия, венец, скипетр и держава), военные доспехи (более историчные, чем рыцарские латы). […]. Главное отличие данного извода от предыдущих икон «императорского» типа — отсутствие интерьерного или пейзажного фона, который присутствовал на всех иконах XVIII — нач. XIX вв.».

На некоторых иконах встречаются надписи, свидетельствующие о том, что написание иконы заказали те или иные крестьяне. Прилагаю снимок одной из таких икон, которая хранится в Гродненском государственном музее истории религии. На изображении князь держит меч и лист, который, по всей видимости, отсылает к Манифесту 1861 года.




Репост из: РБК
Авторы из Института прикладных экономических исследований РАНХиГС выявили связь между концентрацией купцов и крепостных крестьян до революции 1917 года и плотностью малого бизнеса в регионах современной России.


«В своей работе авторы попытались ответить, могут ли институты, сформировавшиеся столетия назад, влиять на текущую деловую активность в регионах России и есть ли связь между развитием современного и дореволюционного бизнеса».

Показано 20 последних публикаций.