Дуглас Смит. «Бывшие люди. Последние дни русской аристократии»
В аннотации написано, что это первая в мире книга, посвящённая исследованию судеб российских дворян после революции. Не уверена, что это так, но ничего подобного мне действительно не попадалось. Об истории элиты царских времён в советскую эпоху говорить и уж тем более писать было не желательно. А чего-то современного до этого момента не встречалось (если вы читали что-то стоящее по теме — присылайте).
Зато теперь благодаря британскому историку и слависту Дугласу Смиту у широкой аудитории появилась возможность узнать подробности того, как уничтожалась российская аристократия.
Ирония судьбы — нашу историю собирают по кусочкам и берегут те, кто особого не имеет к ней отношения. На фоне этого, пользуясь случаем, горько посетую, что, например, в Санкт-Петербурге ни одному из Набоковых не стоит памятника (маленькую плиту в филологическом дворике я не беру в расчет). Зато есть в Монтрё. Дом-музей Владимира Зворыкина в Муроме разорен, обоссан и закрыт для посетителей с 2011 года. А коллекция достопримечательностей Российской империи С.М.Прокудина-Горского — одна из первых в мире коллекций цветных фотографий, хранится в Библиотеке Конгресса США. Разве что один негатив снимка, сделанного в Златоусте, находится у нас, в музее Нижнего Тагила. Да и то благодаря президенту США Рейгану, который в 1987 году подарил его Советскому Союзу.
Но вернёмся к произведению. На примере семейных историй двух знаменитых аристократических фамилий, Шереметьевых и Голицыных, автор рассказывает о том, как люди, некогда по полдня одевающиеся к обеду и заботившиеся о красоте ногтей буквально в одночасье вынуждены были научиться делать галоши из подручных материалов и собирать шишки с одуванчиками, чтобы не помереть с голоду. Как за мешок муки продавали алмазную диадемку, которую надевали на приемы в зимнем дворце, а Левитана и Поленова отдавали за несколько мешков картошки. Как обдирали с деревьев кору и как затыкали персидскими коврами и соболями окна от вьюги в товарных вагонах, где приходилось скрываться.
И если уж и говорить о торжестве социального равенства, то да, это удалось-отчаянные поиски еды уровняли аристократов с остальной Россией.
После революции в одночасье рухнула вся социальная инфраструктура. Бывшие дворянки были или насильно «социализированы» для нужд солдат Красной армии или добровольно продавались на улицах за еду. Книги из библиотек пускали на самокрутки, усадьбы сжигали, а картины именитых авторов резали или калякали.
События, описанные в этой книге, лежат за пределами разумного. И до сих пор актуальной темой остается выяснение причин, приведших к этой катастрофе.Среди которых не последнюю роль занимает неосведомленность правящей элиты относительно жизни народа. О чем говорить, когда, например, в семье Шереметьевых причиной революции полагали международный сионизм, происки дьявола или кару господню. А вовсе не тот факт, что за пределами красивых усадеб в нищите мучались люди.
Безусловно, нужно помнить, что ничего, кроме дерьма и крови, революция с собой не приносит. А приносит только новый передел, новую братву у кормушки.
И куда в такой ситуации «простому крестьянину» податься, когда и «белые», и «красные» в общем-то мало чем друг от друга отличаются — решительно непонятно.
Дочитав книгу, не специально задумалась о том, что будет если вдруг снова замаячит перед русским народом лихое искушение? Что если представится шанс пошуршать на яхте Сечина и полетать в собачьем самолете Шувалова? Сработают ли уроки истории?
С течением времени сглаживается эта острота трагедии, и искушению «повторить все как встарь» противостоять сложнее. Нет уверенности, что каждый сможет примерить на себя ту или иную революционную роль и ужаснуться ей в должной мере.
В аннотации написано, что это первая в мире книга, посвящённая исследованию судеб российских дворян после революции. Не уверена, что это так, но ничего подобного мне действительно не попадалось. Об истории элиты царских времён в советскую эпоху говорить и уж тем более писать было не желательно. А чего-то современного до этого момента не встречалось (если вы читали что-то стоящее по теме — присылайте).
Зато теперь благодаря британскому историку и слависту Дугласу Смиту у широкой аудитории появилась возможность узнать подробности того, как уничтожалась российская аристократия.
Ирония судьбы — нашу историю собирают по кусочкам и берегут те, кто особого не имеет к ней отношения. На фоне этого, пользуясь случаем, горько посетую, что, например, в Санкт-Петербурге ни одному из Набоковых не стоит памятника (маленькую плиту в филологическом дворике я не беру в расчет). Зато есть в Монтрё. Дом-музей Владимира Зворыкина в Муроме разорен, обоссан и закрыт для посетителей с 2011 года. А коллекция достопримечательностей Российской империи С.М.Прокудина-Горского — одна из первых в мире коллекций цветных фотографий, хранится в Библиотеке Конгресса США. Разве что один негатив снимка, сделанного в Златоусте, находится у нас, в музее Нижнего Тагила. Да и то благодаря президенту США Рейгану, который в 1987 году подарил его Советскому Союзу.
Но вернёмся к произведению. На примере семейных историй двух знаменитых аристократических фамилий, Шереметьевых и Голицыных, автор рассказывает о том, как люди, некогда по полдня одевающиеся к обеду и заботившиеся о красоте ногтей буквально в одночасье вынуждены были научиться делать галоши из подручных материалов и собирать шишки с одуванчиками, чтобы не помереть с голоду. Как за мешок муки продавали алмазную диадемку, которую надевали на приемы в зимнем дворце, а Левитана и Поленова отдавали за несколько мешков картошки. Как обдирали с деревьев кору и как затыкали персидскими коврами и соболями окна от вьюги в товарных вагонах, где приходилось скрываться.
И если уж и говорить о торжестве социального равенства, то да, это удалось-отчаянные поиски еды уровняли аристократов с остальной Россией.
После революции в одночасье рухнула вся социальная инфраструктура. Бывшие дворянки были или насильно «социализированы» для нужд солдат Красной армии или добровольно продавались на улицах за еду. Книги из библиотек пускали на самокрутки, усадьбы сжигали, а картины именитых авторов резали или калякали.
События, описанные в этой книге, лежат за пределами разумного. И до сих пор актуальной темой остается выяснение причин, приведших к этой катастрофе.Среди которых не последнюю роль занимает неосведомленность правящей элиты относительно жизни народа. О чем говорить, когда, например, в семье Шереметьевых причиной революции полагали международный сионизм, происки дьявола или кару господню. А вовсе не тот факт, что за пределами красивых усадеб в нищите мучались люди.
Безусловно, нужно помнить, что ничего, кроме дерьма и крови, революция с собой не приносит. А приносит только новый передел, новую братву у кормушки.
И куда в такой ситуации «простому крестьянину» податься, когда и «белые», и «красные» в общем-то мало чем друг от друга отличаются — решительно непонятно.
Дочитав книгу, не специально задумалась о том, что будет если вдруг снова замаячит перед русским народом лихое искушение? Что если представится шанс пошуршать на яхте Сечина и полетать в собачьем самолете Шувалова? Сработают ли уроки истории?
С течением времени сглаживается эта острота трагедии, и искушению «повторить все как встарь» противостоять сложнее. Нет уверенности, что каждый сможет примерить на себя ту или иную революционную роль и ужаснуться ей в должной мере.