9) Майкл Крайтон «Парк Юрского периода», «Затерянный мир», «Стрела времени» и «Штамм "Андромеда"». Крайтоном я зачитывался всю юность, это великолепная смесь популяризаторства и остросюжетного триллера. Про Крайтона иногда говорят через губу, потому что большая часть его книг была изрезана ради киносценариев — но его книги имеют самостоятельную ценность. Например, все, что я знаю про горилл, я прочел в его романе «Конго».
10) Гилберт Честертон «Еретики», «Ортодоксы», «Рассказы об отце Брауне», публицистика. Честертон был современником Киплинга, Льюиса (которого я тоже очень рекомендую детям и взрослым), Шоу — и всех их страшно и безвозвратно раскритиковал. Публицистика Честертона вся построена на парадоксах, добродушном мещанстве и великолепном понимании сути христианства. Мне очень уютно читать Честертона, к тому же перед дебатами я просто воровал у него тезисы. Читать рекомендую на английском, но это не критично.
11) Сергей Жарковский «Я, Хобо». За довольно дурацким названием скрывается чуть ли не лучшая фантастическая книга последних десяти лет. Космачи, люди, выращенные в чанах, всю свою жизнь работают в далеком космосе, протягивая Трассу от Земли к звездам. Всю книгу делает язык, которым она написана — Жарковский пишет о космачах языком самих космачей, который поначалу абсолютно непонятен и даже отталкивающ. Но страниц через 20 становится ясно, что автор продумал свою вселенную до мелочей, просто до слов-паразитов в выдуманном языке — и при этом в повествование вливаешься очень быстро. Я бы охарактеризовал книгу как «космический производственный роман».
12) Аркадий Аверченко и Надежда Теффи, рассказы и фельетоны. Эти два автора для меня идеал русского юмора, я замечаю, что Аверченко неосознанно стараюсь копировать. Открывайте любой их рассказ, или же сразу берите «Всемирная история, обработанная Новым Сатириконом». «Сципион смотрел на горящий Карфаген, читал стихи о горящей Трое и думал о Риме. Это было так сложно, что он даже заплакал».
13) «Новейший Плутарх» и «Злые песни Гийома дю Вентре». Вношу в один пункт, так как книги об одном и том же. Я бы сказал, что о величии человеческого духа — обе книги были написаны в тюрьмах. В «Плутархе» пародируются клише исторических учебников, а «Песни» - сборник сонетов выдуманного французского поэта с бурной биографией. Наверное, если не знать, в каких условиях все это было написано, впечатляет не так сильно — но вы почитайте о том, как и где все это писалось.
14) Дмитрий Балашов «Государи Московские». Рассказы про «да это как Игра Престолов» уже оскомину набили, но никак по другому это не опишешь. Огромный исторический цикл о хитросплетениях древнерусской политики, интригах князей, войне с татарами и просто о том, как создавалась Россия.
15) Сенека «О благодеяниях» и Марк Аврелий «Самому себе». Я понимаю, что это выглядит так, будто под конец списка я решил напомнить, как я начитан — но я абсолютно серьезен. «О благодеяниях» я рекомендую каждому молодому человеку, который любит мир и людей, но не понимает, почему мир не очень любит его в ответ. Я жалею, что прочел Сенеку так поздно — мне кажется, «О благодеяниях» стоит читать в подростковом возрасте. Это помогает, честно.
10) Гилберт Честертон «Еретики», «Ортодоксы», «Рассказы об отце Брауне», публицистика. Честертон был современником Киплинга, Льюиса (которого я тоже очень рекомендую детям и взрослым), Шоу — и всех их страшно и безвозвратно раскритиковал. Публицистика Честертона вся построена на парадоксах, добродушном мещанстве и великолепном понимании сути христианства. Мне очень уютно читать Честертона, к тому же перед дебатами я просто воровал у него тезисы. Читать рекомендую на английском, но это не критично.
11) Сергей Жарковский «Я, Хобо». За довольно дурацким названием скрывается чуть ли не лучшая фантастическая книга последних десяти лет. Космачи, люди, выращенные в чанах, всю свою жизнь работают в далеком космосе, протягивая Трассу от Земли к звездам. Всю книгу делает язык, которым она написана — Жарковский пишет о космачах языком самих космачей, который поначалу абсолютно непонятен и даже отталкивающ. Но страниц через 20 становится ясно, что автор продумал свою вселенную до мелочей, просто до слов-паразитов в выдуманном языке — и при этом в повествование вливаешься очень быстро. Я бы охарактеризовал книгу как «космический производственный роман».
12) Аркадий Аверченко и Надежда Теффи, рассказы и фельетоны. Эти два автора для меня идеал русского юмора, я замечаю, что Аверченко неосознанно стараюсь копировать. Открывайте любой их рассказ, или же сразу берите «Всемирная история, обработанная Новым Сатириконом». «Сципион смотрел на горящий Карфаген, читал стихи о горящей Трое и думал о Риме. Это было так сложно, что он даже заплакал».
13) «Новейший Плутарх» и «Злые песни Гийома дю Вентре». Вношу в один пункт, так как книги об одном и том же. Я бы сказал, что о величии человеческого духа — обе книги были написаны в тюрьмах. В «Плутархе» пародируются клише исторических учебников, а «Песни» - сборник сонетов выдуманного французского поэта с бурной биографией. Наверное, если не знать, в каких условиях все это было написано, впечатляет не так сильно — но вы почитайте о том, как и где все это писалось.
14) Дмитрий Балашов «Государи Московские». Рассказы про «да это как Игра Престолов» уже оскомину набили, но никак по другому это не опишешь. Огромный исторический цикл о хитросплетениях древнерусской политики, интригах князей, войне с татарами и просто о том, как создавалась Россия.
15) Сенека «О благодеяниях» и Марк Аврелий «Самому себе». Я понимаю, что это выглядит так, будто под конец списка я решил напомнить, как я начитан — но я абсолютно серьезен. «О благодеяниях» я рекомендую каждому молодому человеку, который любит мир и людей, но не понимает, почему мир не очень любит его в ответ. Я жалею, что прочел Сенеку так поздно — мне кажется, «О благодеяниях» стоит читать в подростковом возрасте. Это помогает, честно.