Сегодня на Netflix вышла «Армия воров» - приквел «Армии мертвецов» Зака Снайдера. И это повод поговорить о фильме-оригинале и вообще о творчестве режиссёра, которое я считаю весьма неоднозначным.
Снайдер и Netflix строят собственную зомби-вселенную. Это логично, ведь должно что-то прийти на смену когда-то суперпопулярным «Ходячим мертвецам», которые за десяток сезонов превратились из крутого триллера про выживание в пост-апокалипсисе в типичную мыльную оперу с зомбаками. Опера - ключевое слово, особенно для творчества Снайдера. Блестящий визуализатор славится тем, что его фильмы всегда безумно красивы, но при этом их достаточно утомительно смотреть. «Армия мертвецов» - не исключение.
Картина Снайдера очень напоминает блокбастеры из 90-х, которые показывали воскресными вечерами по Первому каналу типа «Водного мира» с Кевином Костнером. Снайдер создал потенциально интересный мир, где зомби разумны, у них своя цивилизация, свои лидеры, обычаи и ритуалы. Живые мертвецы забаррикадированы в умершем Лас-Вегасе и скоро на них сбросят ядерную бомбу. Но до этого команде наёмников во главе с персонажем Дейва Батисты нужно прорваться в город и украсть целое состояние из сейфа в казино. Классический сюжет боевичков класса «Б», которым, по сути, «Армия мертвецов» и является.
Герои, диалоги, боевые сцены - это все, словно, из нашего видеокассетного детства. Смотришь «Армию мертвецов» и каждую минуту осознаёшь, насколько ты вырос, а кинематограф ушёл далеко вперёд. И вроде бы все красиво, динамично, пиротехника, перестрелки, экшен, все дела, а героям, кроме, пожалуй, взломщика Дитера (ему и посвящена «Армия воров») совершенно не сочувствуешь и смотришь на часы: когда же этот фильм закончится?
И это обидно, как практически всякий раз с фильмами Снайдера. Ведь сеттинг - интересный. Про разумных зомби можно рассказать и показать гораздо больше, нежели выставлять их бандой первобытных ниндзя. Можно было запустить целую серию конфликтов и противостояний между наёмниками и зомби. Но Снайдер сводит все к чрезмерному пафосу, откровенной оперности и настолько банальным сюжетным ходам, что уже в середине фильма становится понятно, чем кино закончится. Реально, я сидел и думал, что здесь не хватает только песни «Zombie» от группы Cranberries. И, вуаля, она заиграла в финале, что только подчёркивает дурновкусие картины. Да, «Армия мертвецов» стала хитом Netflix и уже запланирован сиквел, а также серия спин-оффов. Но это работа исключительно на ностальгии и желании окунуться в атмосферу экшен-фильмов прошлых лет. Не уверен, что это сработает в продолжениях.
А сам Снайдер, к сожалению, так и остаётся в кино нулевых, когда вышли его «Рассвет мертвецов», «300 спартанцев» и «Хранители». Это были неидеальные фильмы, но в те времена удивлявшие визуальной частью. Сейчас в графику научились все, технологии позволяют. Потому от кино ждёшь не визуальных прорывов, а глубоких историй и сильных эмоций. В «Армии мертвецов» нет ни того, ни другого. Временами она оказывается скучнее последних сезонов «Ходячих», а это весьма сомнительное достижение. Фильму не хватает стиля, баланса и современности. Как это, к сожалению, часто случается на Netflix, где большинству полных метров не хватает крепкой продюсерской руки.
Но, уверен, вселенная будет успешной, по крайней мере, первые годы. Netflix четко понимает запрос аудитории на фильмы о зомби, так как это диктует пандемия и актуальность темы. Но все-таки хочется, чтобы Зак Снайдер ограничился продюсерскими функциями, а право снимать предоставил молодым талантам, ведь любой олдскул, даже самый ностальгичный, если, по ощущениям, он устарел слишком сильно - быстро надоедает.
Больше молодых голосов, больше нового видения! Не хочется смотреть стриминги с целой армией слишком искусственных фильмов, практически зомби в кинематографе 2021 года. Кино заслуживает большего, нежели стать контентом-жвачкой. Как «Армия мертвецов».
#шифр_фильм